Троицкий патерик. Преподобный Кирилл Белоезерский, собеседник преподобного Сергия

Преподобный Кирилл (в миру – Косма) родился в Москве у благородных родителей. Оставшись, по-видимому, из-за мора сиротой в ранней юности, он воспитывался у своего родственника боярина Тимофея Васильевича Вельяминова, окольничего при дворе великого князя Димитрия Донского. Боярин любил юношу за тихий, кроткий нрав и сделал его своим казначеем. Однако душой Косма стремился к другому – к монашеской жизни. Он не открывал своего желания Тимофею, так как не надеялся на его понимание.

22634.jpg
Прп. Кирилл Белозерский в житии.
Надгробная икона из Успенского собора
Кирилло-Белозерского монастыря.
Мастерская Дионисия. Кон. XV в.

Однажды в дом Вельяминова пришел игумен Махрищского монастыря Стефан. Косма рассказал ему о своем сокровенном желании. По просьбе преподобного Стефана Махрищского боярин отпустил Косму в Симонов монастырь. Между 1380–1383 годами преподобный Стефан, провидя в нем будущего подвижника, постриг его в рясофор. Архимандрит Феодор с радостью принял юношу, облек его в мантию с именем Кирилл и поручил духовному руководству бывшего троицкого старца Михаила, которого в 1383 году митрополит Пимен рукоположил в епископа Смоленского. Под руководством опытного подвижника молодой инок со всей ревностью предался иноческому деланию. Ночь он проводил за чтением Псалтири с многочисленными поклонами, а утром с первым ударом колокола шел к утрене. В церковь он приходил раньше всех. Кирилл просил у старца разрешения вкушать пищу только один раз в два или три дня, но опытный наставник не дал на это своего благословения. Кирилл послушался старца, но так мало вкушал, что едва ходил. Трудясь в хлебне, он носил воду, рубил дрова, раздавал теплый хлеб братии. Из хлебни по воле настоятеля он перешел в поварню, где топил печи и, смотря на пылающий огонь, говорил сам себе: «Смотри, Кирилл, не попасть бы тебе в вечный огонь».

Преподобный Кирилл 9 лет трудился в поварне и стяжал такое умиление, что не мог без слез вкушать хлеб, благодаря Господа. Избегая славы человеческой, преподобный временами стал юродствовать. В наказание за нарушение благочиния настоятель назначил ему в пищу на 40 дней хлеб и воду. Преподобный Кирилл с радостью понес это наказание. Но как ни таил святой свою духовность, опытные старцы понимали его и против воли заставили принять сан иеромонаха. В свободное от служения время преподобный Кирилл ставил себя на чреду послушника и занимался тяжелыми работами. Когда святой Феодор был посвящен в архиепископа Ростовского, братия в 1390 году избрала преподобного Кирилла архимандритом обители, не внемля его слезам и возражениям.

Преподобный Сергий, бывая в Москве, приходил в Симонов монастырь, управляемый его племянником. Преподобный, к удивлению многих, прежде всего искал встречи не с настоятелем, а с простым иноком Кириллом, несшим послушание в хлебне, и подолгу беседовал с ним на духовные темы. Заметив благодатные дарования Кирилла, преподобный Сергий уже тогда выделял его среди братии монастыря.

Став архимандритом, преподобный Кирилл по-прежнему участвовал в монастырских работах наряду с послушниками. Богатые и знатные люди стали посещать преподобного, чтобы услышать его наставления. Это смущало святого, и, как ни упрашивали братия, он оставил настоятельство и затворился в келии. Душа преподобного Кирилла стремилась к безмолвию, и он молил Матерь Божию указать ему место, полезное для спасения.


Прп. Кирилл Белоезерский.
Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры

Однажды ночью он, как обычно, читал акафист пред иконой Божией Матери «Одигитрия» и вдруг услышал голос: «Иди на Белое озеро. Там тебе уготовано место, в котором спасешься». В это время из оконца Кирилл увидел на севере красивейшую местность, озаренную неземным светом. Как только представилась возможность, он вместе со своим другом Ферапонтом покинул Симонов монастырь и отправился на Белое озеро, взяв с собой ту самую икону Божией Матери, перед которой читал акафист.

В Белоезерской стороне, тогда глухой и малолюдной, он долго ходил в поисках места, которое в видении было предназначено для его пребывания. В 1407 году, взойдя на гору Мяуру у Сиверского озера, Кирилл узнал прекрасную местность, показанную ему в видении. Возблагодарив Пресвятую Богородицу, он с усердной молитвой пал ниц перед Ее иконой. Сойдя с горы, Кирилл водрузил деревянный крест, рядом с которым искатели уединения выкопали себе землянку. Однако они недолго пребывали вдвоем. Вскоре Ферапонт удалился в другое место, где продолжил свои подвиги в одиночестве.

Преподобный Кирилл не один год в одиночестве подвизался в подземной келии. Однажды святой Кирилл, томимый странным сном, лег уснуть под сосной, но едва он закрыл глаза, как услышал голос: «Беги, Кирилл!» Только успел преподобный Кирилл отскочить, как сосна рухнула. Из этой сосны подвижник сделал крест. В другой раз преподобный Кирилл чуть не погиб от пламени и дыма, когда расчищал лес, но Бог хранил Своего угодника. Один крестьянин пытался поджечь келию преподобного, но, сколько ни пытался, это ему не удавалось. Тогда со слезами раскаяния он исповедал свой грех преподобному Кириллу, который постриг его в монашество.

Через некоторое время к Кириллу пришли два любимые им инока Зеведей и Дионисий, подвизавшиеся ранее в Симоновом монастыре, а затем Нафанаил, впоследствии келарь обители. Вслед за ними стали приходить и другие. Преподобный понял, что время его безмолвия кончилось. В 1397 году он построил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Возникла монашеская обитель, которой преподобный Кирилл дал строгий общежительный устав. При монастыре была основана книгописная мастерская. Сам Кирилл служил для иноков примером терпения и смирения. В церкви никто не смел беседовать, никто не должен был выходить из нее прежде окончания службы; к святому Евангелию подходили по старшинству. За трапезу садились каждый на своем месте, и в трапезной была тишина. Из трапезной каждый молча шел в свою келию. Никто не мог получать ни писем, ни подарков, не показав их преподобному Кириллу, без его благословения писем не писали. Деньги хранились в монастырской казне, ни у кого не было никакой собственности. Даже пить воду ходили в трапезную. Келии не запирались, и в них, кроме икон и книг, ничего не держали.

В последние годы жизни преподобного Кирилла боярин Роман решил подарить обители село и прислал дарственную грамоту. Преподобный Кирилл рассудил, что если обитель станет иметь села, то для братии начнутся заботы о земле, появятся поселенцы, иноческое безмолвие нарушится, и отказался от дара. Если в монастыре не оставалось хлеба и братия уговаривали настоятеля послать за помощью к благотворителям, преподобный отвечал: «Бог и Пречистая Богоматерь не забудут нас, иначе зачем и жить нам на земле?» И не дозволял докучать мирянам просьбами о подаянии. Был у него ученик по имени Антоний, опытный в делах духовных и житейских; раз в год его посылали закупить все нужное для монастыря. В прочее же время никто не выходил из обители, а если присылалась какая-либо милостыня, ее с любовью принимали как дар Божий. Преподобный до того был проникнут любовью к Господу, что во время богослужений не мог удерживаться от слез; особенно он плакал во время совершения им келейного правила.

Еще при жизни Кирилл Белоезерский прославился даром прозорливости и чудотворений. Некто Феодор поступил в число братии, но, спустя некоторое время, враг человеческий внушил ему такую ненависть к преподобному Кириллу, что он не мог даже слышать его голоса. В конце концов Феодор решился открыть свой тайный помысл самому Кириллу. Но, войдя в келию преподобного, устыдился его седины и ничего не смог выговорить. Когда Феодор уже хотел выйти, прозорливый старец сам начал говорить о ненависти, какую питал к нему инок.

Терзаемый совестью, Феодор припал к ногам подвижника и умолял о прощении. Святой же с кротостью отвечал: «Не скорби, брат мой, все обо мне соблазнились; ты один познал истину и все мое недостоинство, я точно грешный и непотребный». Он отпустил его с миром, обещая, что впредь уже не нападет на него такое искушение, и с тех пор Феодор пребывал в совершенной любви к преподобному.


Прп. Кирилл Белоезерский

В обитель принесли человека, одержимого тяжкой болезнью, который только просил, чтобы перед смертью его постригли в монашество. Преподобный Кирилл облек его в иноческий образ с именем Далмат. Через несколько дней, чувствуя приближение кончины, новопостриженный выразил желание приобщиться Святых Таин, но, когда священник принес Святые Дары в келию, больной уже скончался. Опечаленный иерей сообщил об этом преподобному. Тогда святой Кирилл затворил оконце своей келии и стал на молитву. Некоторое время спустя келейник, постучав в оконце, сказал преподобному, что Далмат жив еще и просит о причащении. Кирилл немедленно послал за священником. И хотя тот был уверен, что инок умер, однако, исполняя волю настоятеля, пошел. Сколь велико было его удивление, когда он увидел Далмата, сидящего на постели. После принятия Святых Таин больной простился с братией и тихо отошел к Господу.

Однажды выяснилось, что в монастыре нет вина для Причастия, а нужно было совершать Литургию. Священник пришел сказать о том святому Кириллу. Преподобный спросил пономаря Нифонта, действительно ли не осталось вина. Услышав, что вина нет, он, как бы сомневаясь, велел принести сосуд, в котором обычно находилось вино. Нифонт повиновался и с изумлением обнаружил сосуд, доверху наполненный вином, так что оно даже переливалось через край. Долгое время вино в этом сосуде не оскудевало.

По благословению преподобного его ученики ловили рыбу на озере. Поднялась страшная буря, вода заливала лодку, смерть готова была поглотить всех. Стоявший на берегу побежал сказать настоятелю об опасности. Преподобный Кирилл быстро пришел на берег и, осенив святым крестом озеро, успокоил волны. Когда в обители случился пожар и братия не могли погасить его, преподобный Кирилл, взяв в руки крест, встал прямо напротив огня, вознес к Богу молитвы, и огонь внезапно погас.

Свое последнее богослужение преподобный совершил в день Святой Троицы. Приблизившись к блаженной кончине, преподобный призвал к себе братию, назначил своего ученика Иннокентия игуменом и строго заповедал не нарушать монастырский устав. Преподобный Кирилл пришел в Белозерье шестидесятилетним иноком и, прожив в новой обители двадцать лет и завещав братии хранить любовь между собой, мирно почил на 80-м году жизни 9 июня 1427 года, в день памяти тезоименного ему святителя Кирилла, архиепископа Александрийского.

Незадолго до кончины преподобного тяжко заболел инок Сосипатр. Брат Христофор поспешил к преподобному Кириллу возвестить, что Сосипатр умирает. Но преподобный, улыбнувшись, отвечал: «Поверь мне, чадо, что не один из вас прежде меня не умрет; после же моего отшествия многие из вас пойдут вслед за мною». И действительно, Сосипатр выздоровел; но по смерти преподобного исполнилось его предсмертное пророчество о братии. Не прошло и года после его кончины, как из 53 человек более 30 переселились в иной мир. Оставшимся преподобный часто являлся во сне со словами поддержки и наставления.

Образцами духовного наставничества и руководства, любви, миролюбия и утешения являются дошедшие до нас три послания преподобного Кирилла русским князьям. В послании великому князю Василию святой пишет: «Я, грешный, с братией своей рад, сколько силы будет, молить Бога о тебе, нашем государе. Но ради Бога будь и сам внимателен к себе и ко всему княжению, на котором Дух Снятый поставил тебя пасти людей, искупленных Кровию Христовою. Чем большей удостоен ты власти, тем более строгому подлежишь ответу. Воздай Благодетелю долг твой хранением святых заповедей Его и уклонением от путей, ведущих к погибели. Никакая власть, ни царская, ни княжеская, не может избавить нас от нелицемерного суда Божия; а если будешь любить ближнего как себя, если утешишь души скорбные и огорченные, это много поможет тебе, государь, на Страшном и Праведном суде Христовом».

В послании своему ктитору князю Андрею Димитриевичу Можайскому и Белозерскому преподобный Кирилл писал: «Ты властелин, в твоей вотчине поставленный Богом удерживать людей от лихого обычая; смотри же, государь, чтобы судили суд праведно, как пред Богом, не кривя; чтобы не было подлогов и поклонов; судьи не брали бы подарков, а довольствовались своим урочным даянием... Наблюдай, государь, чтобы не было в твоей области корчм – от них великая пагуба людям: крестьяне пропиваются, а души их гибнут... Также пусть не будет у тебя таможенных сборов – это деньги неправедные; где есть перевоз, государь, следует давать за труд. Пусть не будет в твоей вотчине ни разбоя, ни воровства. Если не уймутся от злого дела, вели наказать, кто чего стоит. Унимай подчиненных твоих от скверных слов и брани – все это гневит Бога. Если не потщишься управить всем тем, взыщется на тебе, потому что ты властелин над всеми людьми, поставленный Богом».

Утешая звенигородского князя Юрия Димитриевича в скорби его о больной супруге княгине Анастасии Юрьевне, преподобный писал: «Вы думаете, что я тут добрый, святой человек. Нет, истинно я всех грешнее и несчастнее и исполнен смрада. Не удивляйтесь сему, князь Юрий: слышу, что ты сам читаешь и знаешь Святое Писание и понимаешь, какой вред происходит от человеческой хвалы, особенно для нас, слабых».

Преподобный Кирилл любил духовное просвещение, сам трудился над переписыванием книг и привил эту любовь своим ученикам. В XVI веке ни одна из обителей русских не была так богата рукописными изданиями, как Кирилло-Белозерская. По описи 1635 года в ней хранилось до 2092 рукописей.

«Быв игуменом своего монастыря, со всем усердием заботившимся о приведении к Богу всех своих учеников, – пишет профессор Е. Е. Голубинский, – преподобный Кирилл вместе с сим продолжал оставаться и тем, чем был прежде, – усердным учителем мирян. Когда он жил в Москве, к нему притекали искать у него душеспасительных бесед и поучений преимущественно жители Москвы. После того как переселился в Белозерье, он стал зрителем мирян, так сказать, всероссийским: он прославился теперь на всю Россию, и, по словам жизнеописателя, "мнози от различных стран (областей) и градов прихожаху к святому, хотяще видети его и пользоватися от него".

Слава преподобного Кирилла как чудотворца столько же широко была распространена по всей России, сколько и его слава как учителя; это видно из того, что присылал к преподобному просить его молитв о чудесной помощи даже князь Белевский, живший от него на другом конце России и отделенный от него пространством более чем двадцать дней пути».

Общерусское почитание преподобного Кирилла началось не позднее 1447–1448 годов. Житие подвижника было написано по поручению митрополита Феодосия и великого князя Василия II Васильевича Темного иеромонахом Пахомием Логофетом, который прибыл в Кирилло-Белозерский монастырь в 1462 году и застал многих современников преподобного, в том числе и преподобного Мартиниана, управлявшего тогда Ферапонтовым монастырем.

Преподобный Кирилл Белоезерский являлся небесным покровителем великого подвижника и молитвенника, духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова).

Тропарь прп. Кириллу Белоезерскому, глас 1

Яко крин в пустыни Давидски процвел еси, отче Кирилле, / злострастия терние искореняя,/ и собрал еси в ней ученик множество, / страхом Божиим и учением твоим наставляемых, / ихже и до конца яко чадолюбивый отец / не оставил еси посещая, да вси вопием: / слава Давшему ти крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак прп. Кириллу Белоезерскому, глас 8

Яко преобидев тленная и долу влекущая мудрования, отче,/ к Вышнему течению радостно устремился еси,/ и тамо со святыми Пресвятей Троице предстоя,/ моли от враг сохранитися стаду твоему,/ яко да святое твое успение празднующе, вопием:// радуйся, преблаженне Кирилле, отче наш.

Молитва прп. Кириллу, игумену Белоезерскому, чудотворцу

О священная главо преподобне и Богоносне отче Кирилле! Припадаем к тебе с верою и любовию, и просим тя, небеснаго Заступника нашего: яви велие милосердие твое нам, смиренным и грешным, и пролей теплыя молитвы твои о нас ко Господу Богу. Свойственно есть тебе благосердие, святче Божий, ибо живущу ти на земли, едино бысть у тебе попечение, еже спасати от погибели греховны души человеческий, и вся твоя жизнь святая бысть зерцалом добрых дел, о нихже прославляшеся в тебе Отец Небесный, к Немуже велие дерзновение стяжав, испроси нам у благости Его: веру праву, благочестие нелицемерное, покаяние истинное, братолюбие совершенное и преуспеяние во всех благих делех. Исходатайствуй нам здравие душевное и телесное, земли плодоносие, воздуха благорастворение, мирное и безмятежное житие, непостыдную христианскую кончину и добрый ответ на страшнем Суде Христовом. Сохрани Церковь Святую и Державу Российскую от браней и нестроений. Огради обитель твою честную от всякаго зла, и вся правоверныя люди, к тебе приходящыя и мощем твоим покланяющиеся, осени небесным твоим благословением, и вся прошения их во благо исполни. Ей, Отче, не презри молитв наших, со умилением тебе возносимых, но буди о нас теплый предстатель ко Господу, и сподоби нас помощию твоею святою спасение вечное получити, и Царствие Небесное унаследовати, да славословим великия щедроты и неизреченныя милости Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, и твое Отеческое заступление, во веки веков, аминь.


22 июня 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.