11 июня в Троице-Сергиевой Лавре празднуется память преподобного Илии-келаря, ученика преподобного Сергия Радонежского
Преподобный Илия, как предполагают, поселился в Троицком монастыре после 1354 года, когда преподобный Сергий стал настоятелем обители, и принадлежал к числу самых первых учеников преподобного, до конца жизни сохраняя верность месту своего пострига – Троицкой обители. Преподобный Илия пользовался авторитетом среди братии. Поэтому, когда в Троицкой обители был введен общежительный устав, его назначили келарем, то есть заведующим монастырским хозяйством.
Возможно, преподобный Илия был в числе тех монахов, которые добивались возвращения своего игумена в Троицкую обитель, когда он удалился в Благовещенский Киржачский монастырь.
С его именем связаны события осени 1380 года. Вскоре после победного возвращения Великого князя Димитрия Донского с Куликова поля Москву всколыхнула новая тревожная новость – на город надвигалось литовское войско во главе с князем Ягайло. На стороне литовцев выступал противник Дмитрия – рязанский князь Олег.
Эту новость 21 сентября 1380 года по просьбе князя Димитрия Преподобному Сергию принес архимандрит Симонова монастыря Феодор, племянник старца. Преподобный немедленно отправил своего келаря – второго человека в обители после самого игумена – к Олегу Рязанскому с наказом остановить захватчиков.
В тот же день вслед за Феодором Симоновским из Москвы прибыл Исаакий Андроников. Вероятно, это был инок московского Андроникова монастыря – духовной «отрасли» Троицкой обители. Не зная о миссии Феодора, он счел своим долгом сообщить преподобному Сергию те же тревожные вести.
В старинной рукописной книге Троицкого монастыря (Стихирарь 1380 года) сохранилась запись на полях – беглые заметки, сделанные писцом под впечатлением череды тревожных событий того дня: «Месяца сентября в 21 день, в пяток, на память о агиос апостола Кондрата, по Литургии почата бысть писати татрать (тетрадь). В то ж день Симоновский приездил. В то ж день келарь поехал на Резань. В то ж день нача чернца увеща… В то ж день Исакий Андроников приехал к нам. В то ж день весть приде, яко Литва грядуть с агаряны (татары)…».
Рязанский князь принял прибывшего к нему келаря Илию и не посмел ослушаться Троицкого Игумена. Олег убедил литовского князя Ягайло повернуть восвояси. Но сам не смирился: то и дело объединялся с Мамаем и Тохтамышем, с Ольгердом Литовским и выступал против Москвы.
Второй и последний раз имя келаря Илии упоминается в летописи Троицкой обители под 1384-м годом: «преставися в пентикостной неделе (т.е. после праздника Святой Троицы, который в том году отмечался 29 мая) старец Илия, келарь Троицкого монастыря, добрый и послушливый». Через год после этого преподобный Сергий по просьбе князя Димитрия Донского сам пешком ходил в Рязань, чтобы просить Олега о прекращении усобиц. И убедил князя: смирил его гордыню тем, что показал отсутствие гордыни в собственном сердце. Позже примирение Рязани с Москвой было закреплено браком княжеских детей.
Имя преподобного Илии внесено в краткий перечень первых насельников обители в составе монастырского синодика.
Сведения о преподобном Илии, содержавшиеся в несохранившейся Троицкой летописи (свод 1408/09 гг.), отразились в Рогожском летописце середины 40-х годов XV века, а также в Симеоновской летописи конца XV века, где сказано: «Раб Божий чернец Илия, келарь Сергиев игуменов, добрый, послушливый, живый святым житьем в послушании у святого старца, быв послушлив и до смерти».
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра