Преподобный Афанасий (мирское имя – Андрей), согласно «Слову о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого», написанному в 1697 году, был сыном священника Авксентия и его жены Марии. Семья происходила из Обонежской пятины Новгородской земли. Однако более ранний источник – пространная редакция жития преподобного Сергия Радонежского, отразившаяся в Никоновской летописи 20-х годов XVI века, – утверждает, что Афанасий Высоцкий, Старший, родился в Ростове. Эта версия представляется более достоверной. Родители воспитывали его в страхе Божием. Афанасий Старший принадлежал к числу любимых учеников преподобного Сергия и считался одним из самых просвещенных людей своего времени. «Чудный своими добродетелями муж, сведущий в божественных Писаниях», – так характеризует преподобного Афанасия Епифаний Премудрый. Еще в юные годы у будущего игумена Высоцкого монастыря родилось желание удалиться от мира. К принятию монашества его побудили слова Спасителя: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Услышав о подвигах преподобного Сергия, юноша возгорелся желанием отдать себя в руководство сему великому старцу. Поступив в Троицкий монастырь после испытания, преподобный Афанасий вначале трудился на кухне, а затем получил послушание переписчика книг. О высоком уровне преподобного как каллиграфа в середине XV века писал Пахомий Логофет. Молодой инок ревностно подвизался на пути спасения, когда в 1374 году князь Владимир Андреевич Храбрый задумал основать монастырь вблизи города Серпухова.
О князе Владимире Храбром, двоюродном брате святого благоверного великого князя Димитрия Иоанновича Донского, в летописи сказано: «Бяше бо князь любяй монастыри и честь велику воздал монашескому чину». В его владениях находилась Троицкая обитель, а сам князь был духовным сыном преподобного Сергия Радонежского. Князь обратился к Троицкому игумену с просьбой посетить Серпухов, чтобы выбрать место для будущего монастыря, благословить начало строительных работ и избрать настоятеля из своих учеников. Авва Сергий откликнулся на эту просьбу и, взяв в спутники своего ученика Афанасия, зимой, по заснеженным дорогам отправился в Серпухов. Место для будущей обители преподобный Сергий избрал в версте от города, на возвышении, которое было известно как «Высокое», на берегу реки Нары близ ее впадения в Оку. Этим и объясняется название монастыря — Высоцкий. Князь Владимир Храбрый выразил желание, чтобы монастырь был посвящен Зачатию Пресвятой Богородицы. Преподобный Сергий одобрил его желание и, воздев руки к небу, произнес молитву на основание обители. Управление монастырем было поручено преподобному Афанасию. При расставании в Серпухове преподобный Сергий сказал ему: «За всё время, которое ты провел со мной, ты ни разу не оказал непослушания ни мне, ни братии».
Преподобный Афанасий, став первым игуменом Высоцкой обители, тяжело переживал разлуку с учителем и наставником, но принял назначение как проявление воли Божией. С огромным усердием он принялся за устроение монастыря, в котором было учреждено иноческое общежитие. Число насельников обители возрастало. Преподобный Афанасий обрел достойных учеников, среди которых особенно выделялись Никон Радонежский, будущий преемник преподобного Сергия, и Афанасий Высоцкий, Младший. Игумен строго наблюдал за благочинием в монастыре, за келейной жизнью братии. Преподобный Афанасий призывал иноков хранить чистоту души, иметь кроткую поступь, негромкий голос, проявлять умеренность в пище и питии, как можно меньше быть в праздности и как можно больше времени посвящать чтению святоотеческих творений. Став игуменом Высоцкого монастыря, он продолжал заниматься переписыванием духовных книг. Благодаря преподобному Афанасию Старшему Высоцкий монастырь превратился в один из центров распространения византийской культуры на Руси.
Преподобный Афанасий Старший управлял обителью на протяжении девяти лет, в течение которых преподобный Сергий не раз посещал своего ученика в Серпухове. Присутствовал он и в 1381 году при освящении каменного собора в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, возведенного князем Владимиром Храбрым над братской могилой серпуховских воинов, павших в Куликовской битве. В 1380–1382 годах игумен Афанасий Старший также исполнял должность митрополичьего наместника.
В конце 1382 года преподобный Афанасий вместе с митрополитом Киприаном выехал в Киев. Игумен возложил свои обязанности на преподобного Афанасия Младшего. Позднее преподобный Афанасий Старший выехал в Константинополь, окончательно передав управление обителью тезоименитому ученику. Поселившись в келии Студийского монастыря, он занялся переписыванием богослужебных книг для Русской Церкви, которая после многочисленных чужеземных нашествий и разорений испытывала в них большую потребность. Вместе с учениками Афанасий Старший создал книгописную мастерскую, где работал над переводами святоотеческих творений. Преподобный Афанасий отказался от почестей, которые ему обещали воздать на Руси в случае его возвращения. «Келия моя мне дороже всех почестей», – говорил Афанасий Старший. Ответ его привел в восхищение митрополита Киприана. «О, ум рассудительный! О, взор светлый! – воскликнул святитель. – Дивлюсь твоему подвижническому житию».
Не забывал игумен и Высоцкого монастыря. Около 1395 года сюда прибыло посольство, доставившее семь прекрасных икон деисусного чина, другие святыни и рукописи. А преподобный Афанасий Старший оставался в Константинополе, чтобы завершить работу над богослужебным уставом. В основу его лег Иерусалимский устав Саввы Освященного. Преподобный назвал разработанный им устав «Око церковное». По сей день им руководствуется Русская Православная Церковь. В 1401 году этот устав был прислан в Высоцкую обитель. Из Константинополя от преподобного Афанасия Старшего в обитель прислали переписанный в Студийском монастыре сборник аскетических творений и житий святых. В предисловии к нему один из учеников преподобного написал о нем: «Здесь пребывает он как один из убогих, забывая всё земное, печется только о будущем».
Преподобный Афанасий Старший скончался в Константинополе в глубокой старости в начале XV века. Точная дата его преставления неизвестна. Предполагается, что кончина преподобного наступила между 1401 и 1412/14 годами (скорее всего, после 1408 года).
Церковь выразила свое отношение к трудам и подвигам первого игумена Серпуховского Высоцкого монастыря в словах молитвы из службы преподобному: «Живущу ти на земли, едино бысть у тебе попечение, еже спасати от погибели души человеческий. И вся твоя жизнь святая зерцало добрых дел явися, о нихже прославися в тебе Отец Небесный».
Память его совершается 2 (по ст. ст.)/15 декабря, 12 (по ст. ст.)/25 сентября, в воскресенье перед 26 августа (по ст. ст.)/8 сентября — в Соборе Московских святых, 6 (по ст. ст.)/19 июля — в Соборе Радонежских святых.
Источник: Троицкий патерик. – СТСЛ, 2015. С. 97-100.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра