Троицкий патерик. Преподобномученик Максимилиан (Марченко), игумен, Радонежский новомученик († 1938)


Преподобномученик Максимилиан. Фрагмент иконы Собора Радонежских святых. Притвор Троицкого собора Лавры, Сергиев Посад. Автор Е. В. Комарова, 2014 год

Игумен Максимилиан (в миру – Михаил Григорьевич Марченко) родился 9 сентября 1871 года в семье казаков в селе Поповка Конотопского уезда Черниговской губернии. Михаил получил домашнее образование. В 1891 году он пришел в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и через пять лет, 4 февраля 1896 года, был зачислен в число братии послушником. До 1902 года исполнял послушание канонарха. 30 марта 1902 года послушник Михаил принял монашеский постриг с именем Максимилиан[1], 5 февраля 1904 года он был рукоположен во иеродиакона и нес послушание при гробе преподобного Сергия. 15 апреля 1910 года епископ Феодор (Поздеевский) совершил рукоположение отца Максимилиана во иеромонаха. 14 ноября 1912 года иеромонах Максимилиан был назначен помощником благочинного Лавры, а с марта 1913 года был блюстителем церкви Сошествия Святого Духа. В послужных списках отмечалось, что отец Максимилиан был «весьма хороших качеств и весьма способен к послушаниям».

 

Во время пребывания в Лавре иеромонах Максимилиан состоял при хождении с образом-складнем преподобного Сергия и 25 августа 1914 года, через месяц после начала Первой мировой войны, он был командирован с этой иконой в Ставку Главнокомандующего. По отзывам протопресвитера Георгия Шавельского, «кроме совершения богослужения в штабной церкви, на отце Максимилиане лежала обязанность обслуживания нужд ставочного лазарета. Простой и неученый, но добрый, сердечный, услужливый, и при том со всеми ласковый и словоохотливый, отец Максимилиан скоро стал общим любимцем: и больных и врачебного персонала». Незадолго до возвращения в Троице-Сергиеву Лавру, 27 апреля 1915 года, за усердие, проявленное в военное время, иеромонах Максимилиан по Высочайшему соизволению был представлен к ордену Святой Анны III степени.

В 1918 году отец Максимилиан был назначен исправлять должность уставщика Троицкого собора, позднее был возведен в сан игумена. Кроме того, он нес послушание лаврского сторожа.

Осенью 1918 года началась конфискация имущества Троицкой обители. В ноябре 1919 года лаврская братия была внезапно выселена в Гефсиманский скит, и вскоре там была создана трудовая артель из монашествующих. В списке насельников Лавры за 1919 год, которые вошли в монашескую артель при Гефсиманском ските, числился и игумен Максимилиан. Часть лаврских монахов была оставлена Комиссией по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой Лавры для охраны Лавры и в дальнейшем Сергиевского историко-художественного музея, созданного на основе ценностей Лавры. Вначале были оставлены 43 монаха, которые образовали так называемую «малую Лавру». В их числе был и отец Максимилиан (Марченко), который работал сторожем музея. В 1926 году оставленные при музее монахи были уволены. В 1928 году отец Максимилиан находился в Черниговском скиту, куда все лаврские монахи были переселены из Лавры в конце октября 1919 года.

22 мая 1928 года отец Максимилиан вместе с другими монахами был арестован по делу «антисоветской группы черносотенных элементов в г. Сергиево Московской области» и водворен в Бутырскую тюрьму Москвы. При аресте ему было предъявлено обвинение в «покушении на зам. агитпропа Костомарова». Поводом послужил выстрел в ночь с 11 на 12 мая возле дома Кастомарова. Было разбито окно. Фотографии разбитого окна печатали в газетах. Сам Костомаров мирно уехал в Москву. Обвинение гласило, что группа «черносотенных элементов» готовила покушение на некоего Костомарова, заместителя руководителя местного агитпропа – Агитационно-пропагандистский отдел ЦК партии. На самом деле это было следствие против "бывших" людей, которые после революции обосновались в г. Сергиевом Посаде. Тогда в городе арестовали и заключили в Бутырку 80 человек. Большая часть арестованных были людьми, так или иначе связанными с Лаврой. В список заключенных в Бутырку попали семнадцать монахов, три профессора…и другие «активные церковники». Наказание в виде административной высылки с лишением права проживать в шести областях. Некоторые монахов выселили в Среднюю Азию, Архангельск. Самому суровому наказанию тогда подвергся только отец Максимилиан.

6 августа 1928 года он был приговорен по обвинению в антисоветской деятельности по статье 58–10 УК РСФСР «как бывший монах, не сочувствующий социалистическому строительству», к трем годам исправительно-трудовых лагерей. Со 2 июля 1928 года до 1931 год игумен Максимилиан отбывал заключение в Соловецком лагере особого назначения. Вернувшись из лагеря, он стал служить в церкви Всех святых при Кукуевском кладбище.

21 октября 1935 года отец Максимилиан вновь подвергся аресту. Вместе с ним были арестованы архимандрит Маврикий (Полетаев) и другие монахи Троице-Сергиевой Лавры, служившие при Кукуевской церкви, а также некоторые прихожане. При аресте им было предъявлено обвинение в «существовании контрреволюционной монархической группировки духовенства и церковников во главе с монахом-архимандритом Маврикием и монахом-игуменом Максимилианом».

В протоколе следственного дела было записано, что «в г. Загорске возвратились из ссылки и поселились на жительство монахи “б[ывшей] Сергиевской лавры” – Марченко М. Г., он же игумен Максимилиан, во время империалистической войны служил попом в ставке б[ывшего] царя Николая II-го... Марченко и Полетаев восстановили свои связи с б[ывшими] монахами “Сергиевской лавры” и контрреволюционно настроенными церковниками. Марченко, Полетаев, Кондратьев, Климов, Графов и Крестников объединились в тесно спаянную к/р группировку, объединили вокруг себя б[ывших] монахов, монашек и к/р настроенных церковников, ...распространяли ложные слухи о якобы проводимом гонении на верующих в СССР, призывали верующих объединиться и встать на защиту Православной Церкви, [обосновывали] окружающим необходимость организации нового церковного управления из людей безусловно преданных Церкви, которые будут защищать интересы верующих перед советской властью... Марченко, Полетаев, Крестников и Кондратьев в к/р целях прославляли могилу “старца Алексея”, похороненного на Кукуевском кладбище, распускали провокационные слухи о якобы имевшихся случаях исцеления на его могиле, организовывали паломничество верующих на могилу, по пути обрабатывая их в а/с духе... На основании вышеизложенного Марченко М. Г. обвиняется в том, что он является участником к/р группировки, среди окружающих распространял к/р провокационные слухи о появлении “антихриста”, скорой погибели всех безбожников, хранил книжку русского мыслителя, духовного писателя и православного общественного деятеля Сергея Нилуса, которую давал читать своим знакомым».


Преподобномученик Максимилиан. Фото из следственного дела

8 января 1936 года игумен Максимилиан был приговорен Особым Совещанием при НКВД СССР к трем годам ссылки в Казахстан по обвинению в том, что он якобы «являлся участником контрреволюционной группировки, распускал контрреволюционные слухи о войне и гибели советской власти, хранил и распространял книгу контрреволюционного содержания “Нилуса”». Из Бутырской тюрьмы, где содержались монахи и миряне, арестованные по «Делу духовенства и церковников во главе с архимандритом Маврикием», отец Максимилиан был отправлен в Казахстан, в поселок Кармакчи Кзыл-Ординской области. Во время ссылки он сблизился c духовенством, подчинявшимся архиепископу Ташкентскому Борису (Шипулину).

25 декабря 1937 года игумен Максимилиан вновь был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности». На допросе он отказался признать себя виновным: «Я никогда, находясь в ссылке, контрреволюционной работы не проводил, – отвечал он следователю. – Да, действительно, в Кармакчах был дом богомоленья, который я посещал систематически, Богу молился, и там было всегда по 4–5 человек, но антисоветской агитации я там не проводил». Несмотря на показания, игумену Максимилиану было предъявлено обвинение в том, что, «находясь в ссылке и будучи по-прежнему враждебно настроен против советской власти, систематически проводил к/р агитацию». По показаниям привлеченных свидетелей, отцу Максимилиану приписывались следующие слова: «Пишут, что свободное исправление обрядов, а на самом деле не дают развернуться религиозной работе и сразу же все наши начинания пресекаются. Так что совзаконам не верил и верить не буду». Высказывались также свидетельства, что он говорил: «Надо объединяться, чтобы сохранить православную веру».

30 декабря 1937 года тройка при УНКВД по Южно-Казахстанской области приговорила игумена Максимилиана (Марченко) к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Он был отправлен в лагерь, располагавшийся в поселке Чемолган Алма-Атинской области. В 1938 году он скончался в лагере, о чем есть свидетельство священника Александра Ивановича Дмитриева, который был осужден одновременно с отцом Максимилианом 30 декабря 1937 года и вместе с ним отбывал свой срок (он вышел из лагеря в 1947 г., проведя в лагере все десять лет).


Преподобномученик Максимилиан. Фрагмент иконы Собора новомучеников и исповедников Радонежских. Храм святого пророка Илии, Сергиев Посад. Автор Наталья Пирогова, 2018 год

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 13–16 августа 2000 года, игумен Максимилиан (Марченко) был причислен к святым Русской Православной Церкви в лике новомучеников и исповедников Российских.

Память преподобномученика Максимилиана совершается в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, а также 14 (27) октября[2].

 


[1] РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1; Д. 16079 (1902 г.). Л. 2.

[2] Память прмч. Максимилиана (Марченко), новомученика Радонежского // Свято-Троицкая Сергиева Лавра [Электронный ресурс]. URL: http://stsl.ru/news/all/pamyat-prmch-maksimiliana-marchenko-novomuchenika-radonezhskogo; Игумен Максимилиан (Марченко Михаил Григорьевич) // Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pstbi.ccas.ru/cgi-htm/db.exe/spc_1_foto/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZeu-yPrBk9X6n**




27 октября 2023

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.