Троицкий патерик. 9 августа (27 июля ст. ст.) – день памяти святителя Иоасафа (Скрипицына), митрополита Московского

Святитель Иоасаф (Скрипицын) принадлежал к известному роду переславских и радонежских землевладельцев. Его рождение, очевидно, следует датировать последней четвертью XV века. Актовые материалы свидетельствуют, что некоторые родовые вотчины Скрипицыных перешли во владение Троице-Сергиева монастыря в виде вкладов. По всей видимости, будущий митрополит принял монашеский постриг в Троице-Сергиевой обители. В актах 1526–1527 годов отец Иоасаф значится как старец, участвовавший в межевании монастырских земель в Переславском и Московском уездах.

С 1529 по 1539 годы игумен Иоасаф был настоятелем Троицкого монастыря. Он пользовался особым доверием великого князя Василия III. 4 сентября 1530 года отец Иоасаф крестил его новорожденного сына, будущего царя Иоанна Грозного, а 3 ноября 1533 года — будущего удельного князя Юрия Васильевича Глухого.

В летописной «Повести о болезни и смерти Василия III» говорится, что 3 декабря 1533 года, в день своей кончины, смертельно больной великий князь обратился к приехавшему в столицу Иоасафу с просьбой, не уезжая из Москвы, помолиться «о земском строении и о сыне моем Иване и о моем согрешении». Игумен Иоасаф участвовал в пострижении великого князя перед его кончиной.

Автор «Похвального слова Василию III» характеризует Иоасафа как «мужа повсюду добродетелна и в всякой вещи беззазорна».

В 1537 году игумен Иоасаф обратился с прошением на имя великого князя Иоанна Грозного о запрете торговли у стен киржачского Благовещенского монастыря в связи с возникавшими нестроениями. Прошение было удовлетворено.

В 1539 году произошло избрание игумена Иоасафа по жребию митрополитом Московским. Он стал вторым после митрополита Московского Симона (1495–1511) игуменом Троице-Сергиева монастыря, возведенным на первосвятительский престол.

Годы правления митрополита Иоасафа пришлись на время малолетства Иоанна Грозного, характеризовавшееся ожесточенной борьбой между боярскими партиями. В результате переворота, происшедшего в январе 1542 года, власть захватили сторонники князя Иоанна Васильевича Шуйского, которые не захотели признавать предстоятеля Церкви. Мятежники забросали камнями окна келии митрополита и вынудили его удалиться на Троицкое подворье. Но этим дело не кончилось. Боярские дети явились на Троицкое подворье и едва не убили святителя. Лишь обращение игумена Троицкого монастыря Алексия, который именем преподобного Сергия умолял пощадить владыку, спасло ему жизнь. Владыка был низложен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Как писал о том царь Иоанн Грозный, «митрополита Иоасафа с великим бесчестьем с митрополии согнаша» [1].

Во время пребывания в Кирилло-Белозерском монастыре митрополит Иоасаф делал щедрые вклады на нужды обители. Его имя было вписано в монастырский синодик. Делал он вклады и в Троице-Сергиев монастырь. К середине 40-х годов XVI века святитель вернулся в обитель Преподобного. В 1551 году ему привезли на отзыв постановления Стоглавого Собора. Ответ митрополита Иоасафа составляет сотую, завершающую, главу соборных материалов. Тот факт, что его замечания были включены в сборник отдельной главой, свидетельствует о значительном авторитете святителя Иоасафа.

Святитель Иоасаф (Скрипицын) относится к числу выдающихся книжников своего времени. Сохранились известия лишь о 43 книгах из его библиотеки, но, по-видимому, их было больше[2]. Некоторые достались владыке по наследству от его предшественника – они были переписаны в скриптории митрополита Даниила. Среди книг немало настоящих произведений искусства. По содержанию библиотека святителя состояла из книг Священного Писания, трудов отцов Церкви, сборников житий святых, Киево-Печерского патерика, двух списков Тактикона Никона Черногорца и его же Пандекты, сборников «Мерило праведное» и «Круг миротворный». Важным свидетельством эпохи была хранящаяся в библиотеке летопись, составленная при митрополите Данииле и ставшая одним из источников Никоновской летописи. Находясь в ссылке в Кирилловом монастыре, святитель приобрел несколько книг, написанных рукой белозерских иноков Нила (Полева) и Гурия (Тушина). Сборник своих трудов передал святителю преподобный Максим Грек.

Часть рукописей из библиотеки святителя была переписана каллиграфом и книжным художником Исаком Собакой, за которого митрополиту пришлось подвергнуться разбирательству на Соборе 1549 года.

Митрополит Иоасаф преставился в обители своего пострижения – в Троице-Сергиевой Лавре 27 июля 1555 года. Запись рода Скрипицыных в Синодике начинается с «митрополита-схимника Иоасафа», что дает основание говорить о принятии им перед кончиной великой схимы[3]. На Руси при пострижении в схиму духовных лиц, имя их не изменялось.

Святитель удостоился особой чести тем, что был погребен в Троицком монастыре, на месте кельи преподобного Сергия[4], где в настоящее время находится Серапионова палата, в которой собрано множество мощей святых угодников Божиих.

Во время реставрации в Серапионовой палате в 1905 году чугунный пол XVII столетия был заменен на керамическую плитку. Эти и последовавшие после 1917 года события привели к потере сведений о точном месте захоронения владыки.

Практически через столетие, в марте 2006 года, при ремонте пола было обнаружено надгробие святителя Иоасафа с хорошо сохранившейся белокаменной плитой с надписями и фрагменты пола XVI века. Оригинальная кладка свидетельствует о том, что надгробие лежит на первоначальном месте над реальным захоронением святителя Иоасафа.

При обнаружении надгробия святителя Серапионову палату посещал Святейший Патриарх Алексий II. Со слов братии обители Святейший Патриарх тогда не благословил обретать мощи, поскольку не было особых знаков от святого и другие святые, погребенные в Серапионовой палатке и Никоновском пределе, почивают под спудом.

Официальным прославлением святителя Иоасафа как местночтимого святого Радонежской земли можно считать включение его имени в Собор Радонежских святых в 1981 году. Общецерковное прославление совершилось на Освященном Архиерейском Соборе 2016 года.

Несмотря на то, что официально о канонизации святителя Иоасафа было объявлено лишь в XX веке, традиция почитания святителя берет начало от его кончины, и уже, по крайней мере, в XVII в. его имя произносилось как имя, окруженное славой святости. Так во Вкладной книге Троице-Сергиева монастыря, имеется относящаяся к 1639 г. запись о том, что думный дьяк Михаил Филантьев на находившиеся в Серапионовой палатке «…чюдотворцевы гробы положил три покровы бархатных, кресты и дробницы» – значит, уже в то время святителя Иоасафа причисляли к лаврским чудотворцам.

Память святителя Иоасафа совершается 27 июля/9 августа, в воскресенье перед 26 августа/8 сентября — в Соборе Московских святых, 5/18 октября — в Соборе Московских святителей, 6/19 июля — в Соборе Радонежских святых.

Основной источник: Собор Радонежских святых: Краткий патерик / Сост. иеромонах Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2021. С. 182–185.



[1] Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским / Изд. подгот.: Я. С. Лурье, Ю. Д. Рыков. М., 1993. С. 77)

[2] В настоящее время сохранилось 29 книг, принадлежавших митрополиту Иоасафу, которые ныне находятся по преимуществу в Российской государственной библиотеке: в собраниях Троице-Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии.

[3] (Буганов В. И. К изучению Синодика опальных царя Ивана Грозного 1583 г. // Архив РИ. 1993. Вып. 3. С. 150),

[4] (Список погребенных в Троицкой Сергиевой лавре от основания оной до 1880 г. М., 1880. С. 9. № 66)




8 августа 2025

< Назад | Возврат к списку

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек из числа лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.