Настоящая работа написана по материалам Центрального государственного архива древних актов (ЦГАДА) по фонду 1204 – архив Свято Троице-Сергиевой Лавры. Просмотрены выборочно отдельные дела о ремонтах и исправлениях плотин разных прудов Троице-Сергиевой лавры за XVIII век (т. е. на время существования Конюшенного пруда, плотины и моста), а также дела с журналами Учрежденного собора Лавры за 1770-е - 80-е гг. на время интенсивных ремонтных работ вплоть до ликвидации Конюшенного двора и запустения пруда с плотиной с ликвидацией последней в конце 1970-х гг.
Протекающая с северо-запада вблизи Свято Троице-Сергиева монастыря речка Кончура, впадающая в речку Торгошу – основная водная артерия обители. Собственно, монастырь Святой и Живоначальной Троицы был основан в пределах Радонежской земли близ речки Кончуры.
Другая речка, имеющая свое течение с юго-запада от монастыря - Вондюха (Вондюга), в XIX в. уже несла свои воды только в половодье, в остальное время представляя собой т. н. бочажную речку.
У северо-западного угла Троице-Сергиева монастыря в двух старых оврагах: один на восток по монастырской стене, а потом поворачивает на север (по нему течет Кончура) назывался Мишутинским врагом; во втором овраге – на северо-запад протекала речка Вондюха и он назывался Благовещенским врагом (от названия известного и близлежащего к Лавре села Благовещенского. второй овраг чуть выше устья пересекал поперек третий – Глиняны или Косой враг.
Площадь между этими оврагами в древний период существования монастыря была занята монастырскими службами и заведениями. За оврагом против Каличьей башни монастыря находился конюшенный двор с прудом и монастырским яблоневым садом. выше конюшенного находились Коровий и воловий дворы, и т. н. Полозовый двор (куда складывали инструменты), а также монастырский кирпичный сарай с прудом.
Уже упомянуты й выше Конюшеный пруд был образован через запруду у речки и оврага с плотиной и просуществовал до конца XVIII века.
Кроме Конюшенного пруда, вокруг Лавры существовала целая система прудов: Круглый пруд против Водяных ворот, Пятницкий, Келарский, Клементьевский (Банный) пруды по южной стороне монастыря и т. д. Большинство прудов существовали с запрудами, где устраивалась плотина (мельница). Так, при Банном пруде была устроена плотина (деревянная), а при Келарском каменная. На Круглом пруде была устроена мельница, дающая прибыль монастырю.
Так как пруд находился рядом с Конюшенным двором, отсюда и другие названия: Конюшенные ворота, конюшенная слобода, его вода была необходима для хозяйственный нужд (водопой для лошадей, купание их и т.д.). Однако, обилие полой воды и несовершенство строений плотины почти ежегодно наносили ей большой ущерб.
В 1773 г. построенный мост на плотине за Каличьими воротами «вешнею водою понесло и для сделания оного вновь мною (архитектором И. Метлиным) планы и профили сочинены и смета сделана». (ЦГАДА, ф.1204, о.1, д.486, л.1) Учрежденный собор Лавры доносит т митрополиту Московскому и Калужскому Платону (Левшину), что «состоящую близ Лавры за Каличьими воротами каменную плотину прошлого 1772 г. вешнею полою водою по ветхости не только пронесло, но и совсем до самого фундамента размыло и опасно дабы следующею сего года весною и далее не последовало от вод стечи предписанной башне (Каличьей) и городовой стене… Учреждённый собор за нужное признает означенную плотину для прочности сделать вновь каменную, каким же манеров быть надлежит, тому находящимся при Лавре устроении подпоручиком Иваном Метлиным учинены план и профиль и сделана смета». (ЦГАДА, ф.1204, о.1, д.486, л.2).

В ответ на просьбу Учрежденного собора митрополит Платон приказывал: «Строить вновь плотину каменную по плану и профилю за Каличьей башней почитается за излишнее, а для предосторожности и для безопасности башни и ограды к состоящим стенам старой плотины, починив оные где должно, приделать на крепком фундаменте быки новые, на подобие таких, какие имеются сделаны у ближней при Каличьих воротах башне при бастионе, а мост чрез оную плотину сделать по надлежащему на сваях. А ежели где надобности будет сделать тарасы с грузом» (1773 г. ЦГАДА, ф.1204, о.1, д.486, л.6).
Работающий в Лавре в команде Д.В. Учтомского по постройке колокольни с архитекторами В. Яковлевым и Г. Бартеневым, И.Ф. Метлин составил проект ремонта плотины и моста у Каличьей башни. (М. Дьяконов. К биографическому словарю Московских зодчих. Вып. 4, с.230)
В 1774 г. резолюцией митрополита Платона предписано: «за Каличьей башней плотины не делать, а сделать каменную стену с надлежащим укреплением для безопасности Каличьей башни, а от той стены для езду на конюшню сделать деревянный мост на стойках или сваях» (ЦГАДА, ф.1204, о.1, д.511, л.49-52).
В межевом плане 1777 г. Троице-Сергиевой Лавры против Каличьей башни на берегу Конюшенного пруда мы видим «малый конюшенный двор», построенный в 1769-1770 гг.
Из дела Учрежденного собора за 1777 г. (июню узнаем, что для водопоя лошадей у конюшни был выкопан колодец, но воды в нем мало. Кончура не подходит для пойла лошадей «хотя вода и не всегда течение имеет то и к пойлу оных лошадей недовольно, отчего для водопоя есть крайний недостаток» (д. 658, л.1). было решено внизу конюшни под горой вырыть небольшой пруд (против Глиняного овражка на месте родников). В этом же 1777 г. Конюшенная плотина опять провалилась и в декабре 1777 – марте 1778 гг. идет подготовка к строительству новой плотины (д.662, л.10-18, 34-34 об.).
В 1776 г. разночинец Вознесенского прихода (Сергиева Посада) Иван Алексеевич Пономарев предложил Лаврским властям построить две мельницы: «у Келарского пруда под каменной плотиной и на речке Кончуре повыше казенных садков на старой плотине» (д.599, л.1).
В 1779 г. Учрежденный собор Лавры докладывал: «Понеже при Конюшенной плотине надлежит, во-первых, набить отводные сваи и под верхним сливом сделать другой нижний слив и от того нижнего слива прорыть для удобного течения воды и чтоб от воды каменному бастиону не могло последовать повреждения, длинною на 30 сажень, глубиною на 1 аршин с половиной, шириною 3 аршина ров, а сверх того имеющуюся при оной плотине и конюшне каменную стенку, разобрав, усыпать землею и укласть дерном (д. 662, л.25). По осмотру архитектора надворного советника Василия Яковлева «состоящей за Каличьей башней плотины, возобновленной в 1778 г. сторона, лежащая к конюшне сделана деревянной, почему и не может быть она прочна и надежна и для того рассуждая дабы оную плотину с слабой стороны не прорвало, чрез того и всю каменную сторону не повредило… признает за нужное у оной плотины деревянную стену следующим летом разобрать, сделать кирпичную, с положением на ту и другую сторону перемычек» (д.662, л.30).
В 1785 г. Конюшенную плотину опять прорвало паводком: «сего сентября на 15 число в 2 часу пополуночи от накопившейся от бывшего чрез двои сутки великого снега и двои сутки пресильного дождя, а наипаче на оное 15 число, при всех употребляемых на тот случай осторожностях, новоделанную за Каличьими воротами каменную плотину, которая по причине всегдашних дождей просохнуть и в твердость притти еще не могла и на коей в проливе для стоку воды и сделан был наперед снега и дождей для нечальных наводнений из досок слив, по которому вода и текла (с каменными с обоих сторон стенами, поперечными простенками, перемычками и с деревянными поверху той плотины бревенчатым накатным мостом) до самого материка пронесло без остатку так, что множество белого камня и кирпича принесло к Конному двору…» (д.662, л.53). В 1786 г. было решено Учрежденным собором сделать Конюшенную плотину деревянной (д.1391, л.1).
В январе 1787 г. Учрежденный собор «рассуждая, что как за Каличьими воротами плотинное строение кончилось, почему в ворота и ходить не следует, велеть Каличьи ворота запереть (д.599, л.1). В В1787-1788 гг. Конюшенная плотина поправлялась постройкой и сного в апреле 1787 г. была частично размыта и к этим годам относится строительная работа на плотине и на бастионе (д.766, л.1).
Ввиду перечисленных неудобств (плохой воды и постоянных паводков) Учрежденным собором с разрешением митрополита Московского Платона было разрешено перенести старый конюшенный двор на новое место у Круглого (Белого) пруда против северо-восточного угла монастыря на месте бывших капустного огорода и сада. На месте Конюшенного и других дворов на местности между Мишутинским и Благовещенским оврагами площадь занимается Штатной слободой, где жили т. н. штатные служители лавры, до 1795 г. жившие разбросанно по разным монастырским слободам.
С ликвидацией Конного двора и расчисткой места для домов штатных служителей упоминание о Конюшенном пруде исчезает и, вероятно, в это время он перестает существовать.
Источник: библиотека Московской духовной академии
13 декабря 2018