В Неделю, следующую за Пятидесятницей, Восточная Церковь совершает праздник Всех святых. Святые Отцы установили совершать его по сошествии Святого Духа с тем намерением, чтобы показать нам те плоды, какие принесло чрез апостолов пришествие Святого Духа, – как оно освятило таких же, как и мы, людей, умудрило их, возвысило на степень Ангелов и привело к Богу: одних увенчало за подвиги мученичества, других за добродетельную жизнь. Естество человеческое в лике всех святых, прославившихся различным образом, приносит ныне Богу как бы некие начатки свои. Это первая причина настоящего праздника в честь всех святых.
Вторая причина: есть много святых, угодивших Богу совершенной добродетелью, которые однако, получив у Бога великую честь, остаются неизвестными для людей. Весьма много есть святых и на Востоке, и на Западе, так что по причине великого множества их нет возможности воздавать каждому из них, по церковному чиноположению, должную почесть. Притом святые отцы имели в виду и святых будущих, а потому и установили праздник всех святых, дабы почитать вместе всех, как прежде бывших, так и тех, какие будут после, явленных и неявленных святых.
Третья причина: святых, которые каждый день воспоминаются особо, нужно было собрать и в один день, дабы показать, что все они подвизались силой одного Спасителя, Иисуса Христа, что все они составляют одну Церковь. Император Лев Мудрый первый посвятил всем святым великий и прекрасный храм в Константинополе. Повествуют, что император хотел посвятить этот храм Феофане, своей супруге, которая была редких добродетелей и угодила Богу среди самого шума мирского и в царских чертогах. Но когда он объявил это намерение Церкви, она не изъявила согласия на его желание, представив ему, что неприлично посвящать храм той, которая недавно еще жила в удовольствиях и придворной пышности, и еще не пришло время воздавать ей такую почесть, хотя она и угодила Богу. Посему премудрый царь, с согласия всей Церкви, храм, им созданный, посвятил всем святым, в той, между прочим, мысли, что если его супруга Феофана свята, то и она будет в том же числе святых. Молитвами Матери Твоей и всех святых, Христе Боже, помилуй и спаси нас, яко един благ и человеколюбец!
Из Синаксаря
Какой-то иудейский законник спросил однажды Иисуса Христа: Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Вопрос, кажется, самый простой, но ответить на него, братия мои, нелегко. В самом деле, как спастись, как наследовать жизнь вечную? Что мы должны для этого делать, как мы должны для этого вести себя? Примеры святых, конечно, всего лучше могли бы нам помочь в сем случае. Но эти примеры так бесчисленны и разнообразны, что не знаем, которому последовать: один жил так, другой иначе; один делал то, другой совсем другое. Один спасался в пустыне, другой среди городского шума. Один в храме, другой на поле брани. Один проводил дни и ночи в посте, другой пил и ел. Один принимал всех к себе, другой никого не пускал. Словом сказать, жизнь святых и разнообразна, и часто одна другой противоположна.
Итак, братие, что же мы должны делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус Христос разрешил этот вопрос таким образом – Он сказал законнику: люби Бога более всего, а ближнего – как самого себя. Так поступай, и будешь жить, т.е. спасешься. Но как можем мы исполнить этот закон? Как можем доказать нашу любовь к Богу и ближним? Живите так, как велит совесть и Закон Божий. Что совесть запрещает, и Закон Божий не велит, того никогда не надобно делать. Напротив, что совесть одобряет, и Закон Божий повелевает, то непременно надобно делать. Слушайтесь своей совести и Закона Божия.
Кто слушается Закона Божия и своей совести, тот непременно спасется, где бы он ни жил. Ты в мире живешь – живи. Только живи так, как тебе велит закон и совесть, и спасешь свою душу. Ты отказался от мира – хорошо. Живи по совести и по закону, иначе и в пустыне не спасешься. Ты пьешь и ешь, пей и ешь – только пей и ешь, что одобряет совесть и закон. Ты постишься – постись. Только ничего не делай против совести и закона, иначе и пост тебя не спасет. Ты занимаешься торговлей – торгуй, только торгуй так, как велит совесть и Закон Божий, и не погубишь своей души. Ты владеешь рабами, повелеваешь рабынями. Владей и повелевай, только так владей и повелевай, как велит совесть и закон. Ты служишь и работаешь. Знай свое дело, работай и служи так, как велит совесть и закон, и спасешься. Вообще, делайте и поступайте по вашему званию и состоянию. Но делайте, как велит совесть и закон.
Оттого и происходит, братие, что жизнь святых так разнообразна, так по-видимому одна другой противоположна. Они находились в различных обстоятельствах, занимали различные должности, были различных званий, жили в различных местах: потому-то и делали различное, поступали неодинаково. Но поступали всегда и делали все по своей совести и по Закону Божию. Оттого все и наследовали жизнь вечную.
Итак, братие, что бы вы ни делали, как бы вы ни жили, где бы ни находились – поступайте только по своей совести и по Закону Божию, и спасетесь. Что совесть и закон одобряет, то всегда свято. Аминь.
Из поучений прот. Р. Путятина
Совершая сегодня память всех, иже от века праведников, известных и безвестно скончавших свой путь, однако же на небесех ныне сущих, святая Церковь громче трубы вещает нам ныне: "Вот люди, которые достигли Царства Небесного, при помощи благодати Божией. А вы как пользуетесь дарами благости и благодати Господней? Минувшие, например, праздники тронули ли, хотя бы мало, сердца ваши? Расположили ли вас к тому, чтобы возжелать наконец и вам Царствия Небесного, которого, заметьте, уже многие достигли? А все это были при жизни такие же люди, как и вы".
Так, братие, сильный и многопоучительный урок предлагает нам сегодня Церковь, и чуткое к голосу Церкви ухо слышит сей урок и невольно заставляет умолкнуть наше лукавое сердце. Да и что оно, это лукавое наше сердце, стало бы говорить тут в свое оправдание? Сошлетесь ли вы на свою слабость, дряхлость, свое положение, множество занятий? А посмотрите, в лике святых, какого звания и состояния, какого ума и образования, каких лет и возрастов нет людей? И у всех была та же природа, что у вас. Не ангелы бесплотные они были, все жили во плоти, как и мы. Но они спаслись же вот. От чего же ты не в состоянии жить по христиански? Слаб? Но если не можешь великим подвижникам подражать, тебя никто и не неволит; выбери для подражания того из святых угодников, жизнь которого ближе подходит к твоим наклонностям и положению в свете. Слава Богу, есть из кого выбрать пример для подражания.
Смотри: каких-каких нет тут, в лике святых, личностей: начиная с тех, что спаслись одним лишь покаянием, без всяких со своей стороны особенных подвигов, и до тех, что жили и здесь еще на земле по- ангельски, почти совсем не ели, не пили, не спали; начиная от тех, которые устрояли свое спасение с величайшим рассуждением, до тех, что жили себе в бесхитростной простоте, храня лишь всячески чистоту тела и вместе сердца, бегая вражды, празднословия и всего, что есть грех и мерзость, и упражняясь в делах добрых, в труде и терпении, в любви и воздержании. Значит, все дело за нами. Ибо и примеры для подражания есть у нас, и благодать Святого Духа близ есть, при дверех нашего сердца. Одного не достает: нашего собственного желания жить по Божии.
Умоляю же вас, братия мои, именем Божиим и памятью всех святых: имея вокруг себя такое облако свидетелей, свидетелей того, что заповеди Божии не тяжки, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на Начальника и Совершителя веры Иисуса и святых Его (Евр. 12:1–2). Аминь.
Из поучений прот. Л. Белоцветова
Источник:Троицкие листки: дух.-нр. чтение для народа. М.: Молодая гвардия. Т. 4.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра