Сын Грозного Феодор Иоаннович вступил на царский престол в совершеннолетнем возрасте, но был «младенцем по способностям» [1] и поэтому нуждался в регентстве. Умело используя взаимные противоречия московских бояр, Борис Годунов при поддержке сестры-царицы устранил всех своих конкурентов и в 1587 г. стал фактически править государством, пользуясь положением царского шурина. Четырнадцатилетнее царствование Феодора было для Руси временем умиротворения и отдыха от погромов Опричнины и разорительной Ливонской войны. Осторожный и умный Борис Годунов, обладавший большими способностями, успешно правил государственными делами. Выждав удобный момент, он в 1590 г. начал войну со Швецией, в результате которой отвоевал русские города Корелу, Иван-город, Ям, Копорье и другие, потерянные при Грозном [2]. При Борисе активизируются дипломатические отношения Русского государства с Англией, Францией, Германией и Данией.
Вместе с ростом могущества Русского государства возрос авторитет и Русской Церкви. Для многих в конце XVI в. стала очевидной несообразность отношений Московского митрополита к восточным Патриархам. Возвышение и процветание автокефальной Русской Церкви ставило вопрос об уравнении ее с восточными Патриархатами, которые, страдая под игом неверных, нуждались в ее помощи. К тому же католическая пропаганда через иезуитов часто критиковала зависимость русской иерархии «от раба султанова» [3], как они с насмешкой именовали Патриарха Константинопольского. Все эти причины способствовали учреждению Патриаршества в Русской Православной Церкви. В 1589 г. Константинопольский Патриарх Иеремия, находившийся в Москве, совершил поставление Московского митрополита Иова в Патриарха Московского и всея Руси. В 1591 г. восточные Патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место среди поместных Церквей.
В конце XVI в. заканчивается и правление Рюриковой династии. Годунов, бывший правителем государства по имени, а царем по власти, готовился к занятию престола после смерти бездетного царя Феодора. 15 мая 1591 г. в Угличе, где находилась с семьей последняя жена Иоанна IV Мария Нагая, трагически погиб девятилетний царевич Димитрий. Сведения о причине смерти царевича были разноречивы. Но народная молва обвинила Бориса в убийстве невинного царственного отрока, так как через это преступление ему освобождался путь к царской власти. И действительно, после смерти Феодора Иоанновича Земский собор, созванный Патриархом Иовом в 1598 г., избрал на царство Бориса Годунова.
Первые два года Борис царствовал мирно и спокойно. Но это обманчивое затишье, как перед бурей, скоро прошло. У Годунова было много врагов, особенно среди знатных бояр, считавших его, потомка татарского рода, недостойным царского престола. В народе стали распространяться слухи, что Борис незаконно взошел на царство, что законный царевич Димитрий жив, а вместо него люди Годунова убили другого мальчика. На этом фоне характер правления Годунова сильно изменился — из доброго и щедрого царя он превратился в подозрительного и жестокого гонителя.
Чтобы избавить себя от козней бояр и народных слухов, царь Борис установил целую систему полицейского надзора и доносов. Клевета и доносы стали страшным общественным бедствием. В первую очередь Годунов решил расправиться с детьми Никиты Романова [4], в которых он видел своих соперников. Пять братьев Романовых были оклеветаны и сосланы в далекие северные места. Близких к Романовым князей Черкесских, Сицких, Шестуновых, Репниных и других подвергли опале и также сослали в дальние города. Холопы опальных бояр, оставшись без средств к существованию, стали заниматься грабежами [5]. Ко всему этому прибавилось стихийное бедствие: моровое поветрие и страшный трехлетний голод (1601-1603).
Народ возненавидел царя Бориса, которого за его преступления считал виновным во всех случившихся несчастьях и стихийных бедствиях. Его все более настойчиво стали обвинять в убийстве царевича Димитрия. Вместе с тем распространился слух, что царевич жив и скоро придет из Литвы, чтобы вернуть себе родительский престол.
В то время в Польше королевский престол занимал Сигизмунд III (1587-1632), бывший ревностным католиком и послушным орудием в руках папы и иезуитов. При Сигизмунде польские паны надеялись, объединив силы Польши и Швеции, захватить Московское государство. Невзирая на то, что польский канцлер Лев Сапега подписал в Москве в 1601 г. перемирие на двадцать лет, поляки искали удобного случая для вмешательства в русские дела. Такой подходящий для них момент представился в 1604 г. Русский царь был окружен общей ненавистью своего народа, разные слои и группировки общества в лице бояр и дворян враждовали между собой, трехлетний голод и болезни подорвали экономику государства. Но, не рискуя сразу начать войну, польские паны решили сначала выдвинуть своего ставленника на московский престол. Для этой цели решили использовать популярное в народе имя царевича Димитрия, таинственные обстоятельства смерти которого более всего соответствовали задуманному плану.
В Польше к этому времени появился человек, объявивший себя царевичем Димитрием, чудом спасшимся от убийц в Угличе. «Тайна происхождения этого "царевича Димитрия" до сих пор остается неразгаданной. Очевидно лишь то, что он был самозванцем и русским уроженцем» [6]. По официальной версии, опубликованной правительством Годунова, самозванец был беглым монахом Чудова монастыря Григорием Отрепьевым. Этого человека решили использовать поляки для вторжения на русскую территорию. Но так как польский король и сейм не решались открыто поддержать столь явную авантюру, то это вторжение было организовано как частное предприятие польских панов и магнатов. Чтобы заручиться могущественной поддержкой Римской Церкви, Лжедмитрий тайно принял католичество и обещал привести к подчинению папе Римскому не только православных на Руси, но и магометан и язычников, живущих в пределах Русского государства [7]. В благодарность за поддержку самозванец, еще не достигнув власти, начал раздавать королю Сигизмунду, панам Мнишекам и Вишневецким русские земли и города и обещал осыпать их золотом и деньгами.
16 октября 1604 г. Лжедмитрий с трехтысячным отрядом польских шляхтичей и казаков перешел русскую границу и двинулся на Москву. Несмотря на победу в сражении под Добрыничами, царские войска не смогли остановить его продвижение. Успехи самозванца обуславливались широкой поддержкой народных масс, недовольных деятельностью Бориса Годунова и возлагавших большие надежды на улучшение жизни при воцарении «законного царевича Димитрия».
Весной 1605 г. скоропостижно умер царь Борис. Его наследник шестнадцатилетний Феодор был не в силах удержать власть. Воеводы со всем войском перешли на сторону «царя Димитрия». После этого поход самозванца к Москве превратился в триумфальное шествие. 1 июня жители Москвы, взбунтовавшиеся под действием «прелестных грамот» Лжедмитрия, ворвались в Кремль. Патриарха Иова схватили и сослали в Старицкий монастырь. Феодор Годунов был низложен и вместе с матерью умерщвлен. Тело царя Бориса выкопали в Архангельском соборе Кремля и, положив в простой гроб, погребли вместе с женой и сыном в малоизвестном Варсонофьевском монастыре на Сретенке. 20 июня 1605 г. самозванец торжественно вступил в столицу.
На место сосланного Патриарха Иова Лжедмитрий назначил Рязанского архиепископа Игнатия, грека по национальности, который первый из русских архиереев признал власть самозванца, а также разделял его веротерпимость и склонность к Западу. 30 июля новый Патриарх венчал Лжедмитрия на царство.
С самого начала новоявленный царь показал свое пренебрежительное отношение к православной вере и старинным русским обычаям. В кремлевских храмах во время церковного пения играла музыка, крестился царь не по-православному, перед обедом не молился, нарушал посты. Московская знать, духовенство и простые русские люди более всего были недовольны пристрастием царя к католической вере и западным обычаям.
После коронации Лжедмитрий написал поздравительное письмо новому папе Павлу V. Кардинал Валенти писал в Польшу папскому нунцию Рангони, что папа в восхищении от успешных дел Димитрия и благодарит Бога, Который «соблаговолил утешить его надеждою видеть во время своего первосвященства обращение московских отщепенцев к религии католической» [8]. Самому же Лжедмитрию папа писал: «Мы уверены, что католическая религия будет предметом твоей горячей заботливости… убеждаем и умоляем тебя стараться всеми силами о том, чтобы народы твои приняли римское учение» [9]. Все это показывает, какие большие надежды возлагал папский престол на воцарение Лжедмитрия в Москве, которым, однако, не суждено было сбыться.
2 мая 1606 г. в Москву из Польши на свадьбу с самозванцем приехала Марина Мнишек в сопровождении двух тысяч поляков. Лжедмирий не захотел придерживаться церковного устава и, грубо нарушив его, венчался с Мариной 8 мая накануне пятницы и Николина дня [10]. Несмотря на ропот, самозванец разрешил иезуитам Чиржовскому и Лавицкому совершить в Кремле католическое богослужение [11]. Поляки вели себя в Москве как в завоеванном городе. Пьяные шляхтичи скакали по улицам, стреляли, давили народ, врывались по ночам в дома мирных жителей. Они издевались над русскими, их языком и обычаями. Самозванец хотел запугать москвичей наказанием и казнями. Исаак Масса [12] свидетельствует, что «каждодневно доносили на многих людей, которые слишком много болтали, и их устраняли, и то были по большей части монахи» [13]. Кроме того, из родственников и сторонников бывшего царя было подвергнуто опале и сослано 74 семейства.
В результате возмущение в народе возрастало с каждым днем. Сложившейся обстановкой воспользовались бояре во главе с Василием Шуйским. Они составили заговор и 17 мая подняли восстание против самозванца и поляков. Лжедмитрий был убит, а его труп после поругания сожгли. Вместе с ним 17 мая в Москве погибло 1500 поляков.
После одиннадцати месяцев царствования Лжедмитрия I к власти пришли бояре. Новый царь был избран не Земским собором, а собравшимся на Красной площади населением столицы, где подготовленные боярами люди «выкрикнули» в цари Василия Шуйского. Шуйский дал боярам крестоцеловальную запись о том, что все будет делать только с согласия боярской думы. Таким образом, московские бояре, которые некогда боролись против Иоанна Грозного, затем интриговали против Бориса Годунова, помогали самозванцу свергнуть правительство Годуновых, а затем организовали свержение самозванца, наконец, увидели на престоле такого царя, какой им был нужен. Василий Шуйский являлся настоящим боярским царем.
Протоиерей Анатолий Лазарев. Троице-Сергиева обитель в истории Русской Церкви и государства. - М., Издательский дом «Никея», 2015.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Соловьев С. История России с древнейших времен. Т. 7. Изд. 4. - М., 1879.
[2] Краткая история СССР. Ч. 1. Изд. 2. АНН СССР. - Л., 1972.
[3] Соловьев С. История России с древнейших времен. Т. 7. Изд. 4. - М., 1879.
[4] Никита Романов, или Никита Романович Захарьин-Юрьев (1522-1585 или 1586), — брат Анастасии Романовны Захарьиной, первой жены Ивана IV Грозного и дядя царя Феодора Иоанновича. Его внук Михаил Феодорович Романов стал первым царем династии Романовых в 1613 г. (Прим. Ред.)
[5] Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. 1-3. Изд. 4. - М., 1916
[6] Краткая история СССР. Ч. 1. Изд. 2. АНН СССР. - Л., 1972.
[7] Костомаров Н.И. Собрание сочинений. Кн. 2. - СПб., 1994.
[8] Соловьев С. История России с древнейших времен. Т.8. Изд. 4. - М., 1883.
[9] Соловьев С. История России с древнейших времен. Т.8. Изд. 4. - М., 1883.
[10] Устав Православной Церкви воспрещает венчание накануне постных дней — среды и пятницы, то есть во вторник и четверг, а также в субботу — накануне воскресного дня, и в дни, предшествующие престольным, великим и двунадесятым праздникам. Есть и ряд других ограничений. (Прим. Ред.)
[11] Костомаров Н.И. Собрание сочинений. Кн. 2. - СПб., 1994.
[12] Исаак Масса (1586-1643), голландский подданный, находился в Московском государстве в 1601-1609 гг. Вернувшись в Голландию, составил описание исторических событий в Московии при смене царствующих династий. В 1612 г. Масса вернулся в Москву и с тех пор не прекращал дипломатическую и торговую деятельность. Его книга «Краткое известие о Московии в начале XVII века» основана на собственных наблюдениях. Рукопись Исаака Массы хранится в Гааге, первый русский перевод появился в 1874 г.
[13] Масса Исаак. Краткое известие о Московии в начале XVII века. - М., 1937.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра