Расширение и экономическое развитие Русского государства в середине и второй половине XVII в. подготовили почву для важнейших преобразований, осуществленных позднее. XVIII в. известен в истории как время больших и важных реформ Петра I, и начало этого столетия носит название Петровской эпохи.
Правление Петра началось в обстановке жестокой борьбы между двумя придворными группировками: бояр Милославских, родственников первой жены царя Алексея Михайловича, и Нарышкиных, родственников его второй жены Наталии Кирилловны, от брака с которой родился Петр. С избранием Петра на царство правительницей государства на время его малолетства стала его мать, и партия Нарышкиных возглавила Московское правительство. Милославские и царевна Софья Алексеевна, единокровная сестра Петра, отстранялись от государственных дел. Но Софья не примирилась с неудачей, она с необычайной энергией принялась поправлять свое положение, преодолевая встречавшиеся на пути препятствия и жестоко расправляясь с противниками. В борьбе за власть Милославские использовали стрельцов.
В мае 1682 г. Милославским при помощи начальника стрелецкого приказа удалось поднять восстание стрельцов. Партия Нарышкиных была разгромлена. Наряду с Петром Алексеевичем царем провозгласили и венчали на царство Иоанна Алексеевича. Новое правительство возглавила старшая сестра двух юных царей царевна Софья и ее приближенный князь В.В. Голицын. Но Софья получила только внешние признаки власти, так как фактически власть оказалась в руках князя И. Хованского, возглавлявшего стрельцов. Как точно подметил отечественный историк, «Софья и Милославский посредством стрельцов овладели правлением, а Хованский перешел им дорогу, овладел стрельцами, привязал их к себе и готов был употребить эту силу против правительницы».
Летом появились слухи, что Хованский с помощью стрельцов намерен низложить обоих царей с правительницей и занять их место. Поняв опасность своего положения, Софья с братьями в августе выехала из Москвы в Троице-Сергиев монастырь. По окрестным уездам были посланы грамоты с предписанием помещикам и дворянам немедленно явиться к государям. Недовольные своеволием стрельцов, распоряжавшихся престолом и откровенно угрожавших им, дворяне в большом числе охотно явились к Троице. «Троицкий монастырь был переведен на военное положение, как во время знаменитой осады его поляками: везде были расставлены караулы, из бойниц стен выглянули дула орудий. Монастырь стал центром, к которому стягивалась служилая рать». Около двух месяцев находились здесь под защитой мощных стен представители царствующей фамилии. Стрельцов усмирили, а их главаря Хованского вместе с сыном казнили в монастырском селе Воздвиженском.
По окончании нестроений царский двор возвратился в столицу. Но царица Наталия Нарышкина, удаленная от дел правления, с сыном Петром проживала не в Кремле, а в селе Преображенском. Здесь она, по выражению современника, князя Б.И. Куракина, «жила тем, что давано было ей от рук царевны Софьи», и вынуждена была принимать помощь от Патриарха и руководства Троицкого монастыря. Петр тем временем, находясь в Преображенском, пополнял свое домашнее образование изучением прикладных наук. Здесь он сблизился с иностранцами. Царь с детства увлекался военными играми, и созданные им потешные отряды постепенно превратились в первые регулярные полки петровской армии. Вместе с Нарышкиными юный Петр относился к Софье враждебно, и не только из-за устранения от власти, но и по другим причинам. Власть Софьи для него олицетворяла старый мир с его придворными интригами, насилием стрельцов и невежеством.
В 1688 г. начались разговоры о переходе власти к Петру, которому шел уже семнадцатый год. Когда в январе 1689 г. Петр женился, то положение Софьи как правительницы государства стало неуместным: ей предстояло удалиться. Софья прекрасно понимала это и всеми мерами старалась упрочить свое положение. В августе 1689 г. она предприняла попытку через своего сторонника начальника стрелецкого приказа Ф.Л. Шакловитого поднять против Петра стрельцов. 7 августа в Кремле было собрано несколько сот войска. Но среди стрельцов были и сторонники царя Петра, которые предупредили его об опасности. Испуганный царь бежал из Преображенского в Троице-Сергиев монастырь — на рассвете 8 августа Петр, сильно уставший, приехал к Троице. «Только что успел войти в комнату (келию архимандрита. — А.Л.), как бросился на постель и, заливаясь слезами, рассказал о своей беде прибежавшему архимандриту Викентию и просил у него защиты».
Таким образом, Троице-Сергиев монастырь снова оказался в центре исторических событий. Сюда вскоре прибыли верные Петру потешные Преображенский и Семеновский полки и стрелецкий Сухарев полк. Затем в короткое время сюда же собрались все сторонники Петра, в том числе и Патриарх Иоаким. Царевна Софья теряла своих союзников. Даже получавшие жалование от казны служилые иноземцы во главе с генералом Гордоном перешли на сторону молодого царя. «Всё внимание в эти дни было приковано к Троицкому монастырю, где, как бы расправляя могучие плечи и пробуя свою силу, Петр I начинал решительные действия по единоличному управлению огромной страной, чтобы вывести ее в ряд могущественных империй».
Все средства и усилия, которые прилагала Софья для примирения с братом, не имели успеха. Она поняла, что дело ее проиграно, и должна была уступить. Шакловитый после допроса 12 сентября был казнен, князь В.В. Голицын сослан. Троевластие кончилось. «Третье зазорное лицо», как называл Петр Софью в письме, направленном из Троицкого монастыря брату Иоанну, поместили под арест в московский Новодевичий монастырь. В этой быстрой и бескровной победе Петра многие его сторонники усматривали благодатную помощь преподобного Сергия Радонежского.
Главной задачей своего правления Петр I считал добиться выхода России к морским рубежам. С этой целью были предприняты в 1695 и 1696 гг. два Азовских похода, которые завершились разгромом турок и взятием крепости Азов. Вернувшись с победой 30 сентября 1696 г., царь после торжественной встречи в Москве отправился в Троице-Сергиеву обитель, где молился за благодарственным молебном Радонежским чудотворцам.
Чтобы успешно продолжать борьбу с Турцией и открыть России выход к Черному морю, Петр I решил строить большой морской флот. 4 ноября 1696 г. в Преображенском селе царь собрал Думу, которая вынесла решение: «Всем жителям Московского государства участвовать в постройке кораблей». Все землевладельцы, светские и духовные, были записаны в кумпанства (компании). В этом важном государственном деле принял участие и Троице-Сергиев монастырь, обладавший большими материальными ресурсами. Из семнадцати духовных кумпанств три были организованы Троицким монастырем. Началась усиленная постройка судов на корабельной верфи, устроенной при слиянии реки Воронеж с Доном. Из акта осмотра воронежских судов было видно, что троицкие корабли-бомбардиры вышли лучше других. По окончании строительных работ к 1700 г. на Дону появился внушительный военный русский флот, состоящий из пятидесяти кораблей.
Наступивший XVIII в. ознаменовался началом двадцатилетней Северной войны России со Швецией. В такой трудной обстановке Троице-Сергиев монастырь постоянно оказывал правительству помощь денежными средствами. За время правления Петра I на различные государственные нужды троицкие власти передали 400 тыс. рублей — больше, чем царям вместе, бывшим до него. Для участия в военных действиях из монастырских крестьян и служек комплектовались отряды ополченцев, направляемые в распоряжение правительства. Помимо этого от Троицкого монастыря было отписано на Олонецкие верфи 4412 крестьянских дворов. Так Троице-Сергиев монастырь вносил посильную лепту в общее дело создания российских армии и флота.
Протоиерей Анатолий Лазарев
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра