Протоиерей Анатолий Лазарев
Не оставаясь безучастной к историческим судьбам нашего Отечества, обитель Преподобного Сергия с самого начала своего существования плодотворно содействовала культурному возрождению и просвещению русского народа. Троице-Сергиев монастырь стал таким же духовным и культурно-просветительным центром Московского государства, каким был в Киевской Руси Киево-Печерский монастырь. Здесь велось летописание, составлялись жития русских святых, переводились и переписывались книги.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Со времени основателя Троицкого монастыря ярко засветился свет просвещения и науки, который с течением времени разгорался все ярче и шире. «Уже прп. Сергий требовал от братии, наряду с телесными трудами, неустанного чтения, а для чтения необходимо было завести и мастерские переписчиков; так Сергиева Лавра от самого основания своего делается очагом обширной литературной деятельности» [1]. Здесь в убогих и темных келиях трудолюбивые иноки при свете лучины переписывали книги. Труды троицких мастеров на века сохранили многие памятники отечественной письменности. Написанные в мастерской Троицкого монастыря, они любовно украшались восхитительными заставками и миниатюрами. Создался даже особый «сергиевский» почерк и «сергиевский» стиль, которым отличались от других созданные здесь книги [2].
Отец Павел Флоренский считает, что «русская книга, русская литература, вообще русское просвещение основное свое питание получали всегда от просветительской деятельности, сгущавшейся в Лавре и около Лавры» [3]. После блаженной кончины Преподобного Сергия многие поколения русских подвижников, бывших его духовными чадами, распространяли и все дальше разносили с собой русское просвещение. Многие Сергиевы ученики основали свои обители, монахи которых стали просветителями и учителями окрестного языческого населения.
С XV столетия в Троицком монастыре стали не только пересывать книги, но и создавать оригинальные произведения. Так, здесь трудился известный церковный писатель Епифаний, который за свое благочестие был поставлен духовником троицкой братии, а за свою образованность назван современниками Премудрым. Епифаний Премудрый был учеником Преподобного Сергия Радонежского и сотрудником святителя Стефана Пермского. Он первый через год или два после кончины святого Сергия стал писать о его жизни. Свои записи, находившиеся в свитках и тетрадях, он в течение более двадцати лет не публиковал и не приводил в порядок. Но так как долгое время никто не брал на себя труд описать житие и подвиги Преподобного Сергия, то инок Епифаний, посоветовавшись со старцами, опираясь на свои записи, создал житие Преподобного «по ряду» [4]. Кроме жития Преподобного Сергия Радонежского, его премудрый ученик написал житие его друга и собеседника святителя Стефана Пермского и «Плач Церкви Пермской» о нем. Несмотря на витиеватый язык, каким написаны эти книги, они являются ценнейшими литературными произведениями и историческими источниками [5].
Эпоха, в которую жил Преподобный Сергий, была и временем жизни преподобного Григория Синаита, святителя Григория Паламы, расцвета афонского монашества, исихастских споров. Все это оказало определенное влияние на церковную жизнь Руси. Московская Русь близко знакомится с духовным богатством Святой горы Афон через Троицкую обитель. На Афоне полагал начало монашеским подвигам ученик первого Радонежского игумена преподобный Сергий Нуромский. Сюда же приезжал после смерти святого Сергия другой его ученик — Епифаний Премудрый. Иеродиакон Троице-Сергиева монастыря Зосима в 1420 г. посетил Киев, Иерусалим, Царьград и Святую Гору Афон и описал свое путешествие в книге «Ксенос, сиречь Странник», в которой впервые перечисляет афонские монастыри и среди них русский монастырь святого великомученика Пантелеймона. По благословению Троицкого игумена Зиновия (1432-1443) на Афонской горе подвизался Иона Угрешский, он занимался списыванием и переводом житий святых для русских обителей [6].
С 1382 г. в Константинополе жил и трудился двадцать лет любимый ученик аввы Сергия преподобный Афанасий, игумен Высоцкий. Там он переводил греческие книги на славянский язык и отправлял их на Русь. Плодом его многолетних трудов стал Церковный устав, известный под названием «Око церковное». Эта книга в многочисленных списках разошлась по обителям и приходам и имела большое значение в литургической жизни Русской Церкви.
В середине XV в. в Троицком монастыре трудился сербский иеромонах Пахомий Логофет, приглашенный в Россию с Афона для сличения русских церковных книг с древнейшими подлинниками и для написания житий и церковных служб некоторым русским святым [7]. Пахомий Логофет явился одним из самых одаренных и плодовитых писателей своего времени. Им написано не менее восемнадцати канонов, несколько похвальных слов святым, шесть отдельных сказаний и десять житий. К литературным трудам Пахомия Серба, написанным во время его пребывания F в стенах Сергиевой обители (1440-1459), относятся: вторая редакция жития Преподобного Сергия, составленного Епифанием Премудрым, с дополнением повествования об открытии его мощей и описанием бывших при этом чудес, житие преподобного Никона Радонежского, а также житие святителя Алексия Московского. В 1463 г. после трехлетнего отсутствия Пахомий снова появился в Троицком монастыре. В это время им были написаны краткое житие Преподобного Сергия и канон с акафистом, посвященным ему же.
"Преподобный Афанасий Высоцкий Старший и князь Владимир серпуховской".
Миниатюра из вкладной книги Высоцкого монастыря. 1698 г.
Кроме этого, Пахомий Логофет, находясь в Троицком монастыре, занимался переписыванием книг. Творения Пахомия Серба, ставшие широко известными в Древней Руси, послужили образцом для создания многих других житий. Русские иноки-писатели XV в. подражали его приемам и учились у него искусству составлять жития [8].
Почти одновременно с Пахомием Логофетом трудился на литературном поприще Троицкий игумен Паисий Ярославов. Его перу принадлежит «Сказание о Каменском монастыре и первоначальниках его» [9]. В начале XVI в. жил в Троицкой обители инок Георгий, который составил русскую летопись, простирающуюся до 1533 г.
На Соборе 1503 г. началась борьба двух направлений русского монашества продолжавшаяся в течение почти всего XVI столетия: иосифлян — последователей преподобного Иосифа Волоцкого, высказывавшихся за неприкосновенность церковных земель и имущества, и нестяжателей, которые для достижения высокого нравственного уровня монашества предлагали передать часть монастырских вотчин государству. Иосифляне взяли верх на московском Соборе 1503 г., однако идеи преподобного Нила Сорского, главного представителя нестяжателей, продолжали жить и развиваться в русском церковном обществе. Одним из известных последователей этих идей считается преподобный Максим Грек.
Преподобный Максим Грек
Преподобный Максим по происхождению был албанским греком, образование получил во Флоренции и Венеции. Большое влияние на него оказали проповеди известного флорентийского проповедника Иеронима Савонаролы. По возвращении из Италии Максим ушел на Афон, где, приняв монашество в Ватопедском монастыре, подвизался около десяти лет. После падения Константинополя Афон стал единственным прибежищем чистоты православия и хранителем церковно-богословской литературы на православном Востоке. Поэтому именно сюда обратился великий князь Василий III с просьбой о присылке в Русское государство опытного инока для исправления книг. С этой целью и был направлен в Москву афонский монах Максим.
Преподобный Максим Святогорец оказал большие услуги русскому просвещению в XVI в. и внес большой вклад в развитие богословия. За год с небольшим он вместе с помощниками, среди которых был троицкий инок Силуан, перевел Толковую Псалтирь и приступил к переводу толкований на Деяния Апостольские, Триоди и других богослужебных книг. Аскетические взгляды Максима Грека имели много общего с воззрениями белозерских старцев — нестяжателей. Но, в отличие от выступлений другого видного противника иосифлян Вассиана Косого, сочинения Максима Грека против монастырского землевладения свободны от полемических крайностей. «Качества истинного монаха никогда не совместятся с отношениями и привычками лю- бостяжательного монашества: такова основная мысль Максима Святогорца» [10].
К сожалению, деятельность правщика книг осуществлялась не совсем гладко. При пересмотре и исправлении русских церковных книг ученый грек встретил много грубых, а иногда и еретических ошибок и имел неосторожность оглашать их. Русские книжники стали роптать. Они говорили, что Максим «прилагает досаду» воссиявшим на нашей земле чудотворцам, которые «сицевыми священными книгами благоугодиша Богу» [11]. Выступления Максима против монастырского землевладения в глазах его противников были ни чем иным, как поруганием уставов и правил Церкви, закрепившей за монастырями земельные владения и крестьян, и в то же время хулой на русских святых, подвизавшихся в этих монастырях. А отрицательное отношение к разводу и повторному браку великого князя Василия III лишило Максима его благосклонности.
При новом митрополите Данииле в 1525 г. состоялся Собор, на котором Максим Грек был осужден. Кроме небольших погрешностей в переводе, которые появились в результате описок и плохого знания афонским монахом русского языка, его обвинили в укорении русских монастырей за владение селами и даже в политической измене, которая якобы выразилась в сношениях с турецким послом [12].
После Собора Максима Святогорца заключили в темницу Волоколамского монастыря, где он претерпел много лишений и страданий. В 1531 г. его осудили вторично «аки хульника и священных писаний тлителя» и сослали в Тверской Отроч монастырь. Здесь положение страдальца при добросердечном епископе Акакии было гораздо легче; ему разрешили писать. Через двадцать лет в 1551 г. Иоанн Грозный приказал освободить его из заточения и перевести в Троице-Сергиев монастырь. После долгих страданий преподобный Максим, уже тяжело больной, мог спокойно провести в Сергиевой обители последние годы своей жизни. Но и здесь он не хотел быть праздным и по просьбе ученика своего Нила перевел с греческого языка Псалтирь [13]. Вообще за время своего пребывания на Русской земле Максим Грек написал много сочинений догматического, нравоучительного, исторического и апологетического содержания. В 1553 г. Максима Святогорца навестил царь Иоанн IV, которому он предсказал смерть его сына. Преподобный Максим почил о Господе 21 января 1556 г. и погребен в монастырском храме Святого Духа Троице-Сергиева монастыря.
Преподобный Максим, невольно связав свою жизнь с русским народом и превратившись из грека в русского, не мог остаться равнодушным зрителем отрицательных явлений действительности и выступил обличителем пороков светского и церковного общества, произвола властей, бедствий народа, различных суеверий и других зол [14]. Его голос, не умолкая, раздавался в течение тридцати пяти лет и заставлял прислушиваться к себе все слои общества от великого князя до простолюдина. Выступая против внешней обрядности и религиозности, Максим Грек руководствовался побуждениями любви к ближнему и желанием указать ему путь спасения. Вообще, говоря об обличениях преподобного Максима Грека, надо заметить, что они были направлены не на то, чтобы похулить все русское, как поняли это некоторые его современники, а на то, чтобы установить полное соответствие между внешним величием Русского государства и внутренним процветанием в нем христианской жизни.
Мысль преподобного Максима Грека о неисправности русских церковно-богослужебных книг особенно глубоко была воспринят на месте последних подвигов писателя-страдальца — в Троице Сергиевом монастыре. В конце XVI и начале XVII столетия ревнители книжного исправления здесь постоянно обращали внимание на разногласия в разных списках церковно-богослужебных книг. Особенно себя проявили на этом поприще любознательный инок Арсений Глухой, троицкий библиотекарь Антоний Крылов и архимандрит монастыря преподобный Дионисий (Зобниновский), пострадавший за это дело.
Преподобный Дионисий, возглавлявший Троицкий монастырь в 1610-1633 гг., был одним из самых просвещенных людей своей эпохи. После осады монастыря (1610-1612) появилось «Сказание» Авраамия Палицына. В его написании есть немалая доля труда архимандрита Дионисия. О. А. Державина в статье «"Сказание" Авраамия Палицына и его автор» убедительно доказывает, что автором первых шести глав произведения является архимандрит Дионисий [15]. Под руководством архимандрита Дионисия иноки писали и рассылали по городам троицкие патриотические грамоты. Он также известен распространением трудов преподобного Максима Грека и первым изданием «Жития Преподобного Сергия» в редакции Пахомия Логофета.
Преподобный Дионисий по своим просветительским трудам стал преемником Максима Грека и предшественником Патриарха Никона. Как будто для того, чтобы цельная высоконравственная и сильная натура героя-борца против Смуты обрисовалась еще полнее, ему было суждено принять активное участие в другом важнейшем деле начала XVII в. — исправлении богослужебных книг. При возобновлении в 1616 г. московской типографии, разоренной поляками, было решено исправить и издать Требник. Это важное дело поручили архимандриту Дионисию вместе с упоминавшимися выше троицкими старцами Арсением и Антонием и священником из монастырского села Клементьева Иоанном. Через полтора года добросовестного труда они закончили работу по исправлению Требника. Но на Соборе 1618 г. в Москве их объявили еретиками и осудили.
Так беззаконно и жестоко поступили современники с человеком, который своей активной деятельностью во время Смуты в Русском государстве многое сделал для освобождения его от врагов. Только по ходатайству прибывшего в Москву Иерусалимского Патриарха Феофана его освободили из заточения и на Соборе 1619 г. после успешной защиты им своих трудов совершенно оправдали [16].
Авраамий Палицын
События Смутного времени, в которых Троице-Сергиев монастырь принял активное и плодотворное для Отечества участие, стали толчком для летописной деятельности среди образованных иноков. Первое место среди летописцев Смутного времени по праву принадлежит троицкому келарю Авраамию Палицыну, который принимал непосредственное и активное участие в событиях той бурной эпохи. Им написано «Сказание об осаде Троицкаго Сергиева монастыря от поляков и бывших потом в России мятежах», которое занимает одно из первых мест среди произведений начала XVII в. и дает большой фактический материал для характеристики событий Смутного времени [17].
К событиям и деятелям Смуты обращается и первый жизнеописатель преподобного Дионисия троицкий келарь Симон Азарьин, живший в XVII в. и бывший несколько лет его келейником. Он написал житие и канон святому, а также «Чудеса новоявленные Преподобного Сергия числом 77» с длинным предисловием, «Выписки из святец...» и «Повесть о разорении Московского государства». Из этих трудов видно, что их автор был начитанным и просвещенным человеком.
"Сказание об осаде Троицкого монастыря от поляков и
бывших потом в России мятежах"" Авраамия (Палицына)
Еще один троицкий келарь Арсений Суханов по распоряжению царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона путешествовал на православный Восток «для списания святых мест и греческих церковных чинов». Он посетил Афон, Грузию, Александрию, Иерусалим и Палестину. В 1653 г., вернувшись на Родину, Арсений представил письменный доклад о своей поездке. В нем автор не скрыл замеченного им на греко-православном Востоке упадка в истовости и чинности богослужения и снижения нравственности, но вместе с тем указал и все здоровое и благодатное, что сохранили восточные христиане. Кроме этого большая заслуга Арсения заключается в том, что ему удалось отыскать и купить 498 греческих и древнеславянских рукописей, которыми была пополнена московская Патриаршая библиотека [18]. Спутник Арсения (Суханова) троицкий иеродиакон Иона Маленький так же описал свое хождение в Царьград и Иерусалим.
Так иноки-писатели проходят непрерывной чередой через весь начальный трехвековой период существования Троице-Сергиева монастыря. Они представляли собой современный им уровень образованности и своими литературными трудами в той или иной степени влияли на ход и развитие общерусского просвещения. Многие их творения остаются драгоценными историческими памятниками до настоящего времени.
Но просветительное значение Троице-Сергиева монастыря не ограничивается лишь литературной деятельностью его насельников. Сергиева обитель стала местом собирания и хранения древнерусских книжных фондов. В монастырское книгохранилище рукописи попадали разными путями. Их переписывали, покупали, жертвовали. Троицкий библиотекарь Иоасаф Кирьяков сделал первую попытку систематизировать книжное богатство обители. По составленной им описи в монастырской библиотеке хранилось 742 книги, почти все рукописные. Троицкие старцы-книгохранители сохранили для своих потомков значительную по численности и редкую по своему составу рукописную библиотеку Троицкой Лавры. В конце XIX в. число рукописей в ней составляло 823, а книг старой печати более 3000. Кроме этого 236 рукописей хранилось в библиотеке Московской духовной академии [19]. В это число не входят крупные рукописные материалы вотчинного архива Лавры, представляющие также большой исторический интерес. Среди этого книжного богатства в Троицкой библиотеке сохранились драгоценные рукописи XIII-XIV вв., уцелевшие здесь после страшного пожара Moсквы при нашествии Тохтамыша в 1382 г. [20].
Библиотека Троицкой обители являлась не только крупнейшим книгохранилищем, но и давала возможность пользоваться книжным богатством всем желавшим повысить свой образовательный уровень. Троице-Сергиев монастырь, как и любой монастырь Древней Руси, являлся школой в прямом смысле этого слова. Просвещение шло и на месте, и путем рассылки книг нуждающимся в них. Отсюда они расходились по всей Руси. Так, И» описи 1642 г. указано, что 100 книг находятся в раздаче по монастырям и селам, подведомственным Лавре, и еще 19 книг — усылке в Москве [21]. Благодаря своему книжному богатству Троицкая обитель давала возможность учиться и учить.
Троицкая братия, по завету основателя монастыря — Преподобного Сергия, всегда с уважением относилась к просвещению, приобретая и сберегая книги. Она снабжала ими всех жаждущих знаний, давала у себя приют видным деятелям просвещения и из своей среды выдвинула целый ряд иноков-писателей. Таким образом, обитель Преподобного Сергия явилась крупным культурно-просветительным центром и источником света и знаний в пределах Московской Руси.
Протоиерей Анатолий Лазарев. Троице-Сергиева обитель в истории Русской Церкви и государства. - Москва, Издательский дом «Никея», 2015.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Флоренский Павел, свящ. Троице-Сергиева Лавра и Россия. Напечатана в материалах ЦАК МДА. Сб. 9. - М., 1919. (Машинопись). С. 252.
[2] Александр (Тимофеев), архим. Отчетный доклад за 1974/75 уч. год. (Машинопись). 1948, № 10. С. 34.
[3] Флоренский Павел, свящ. Троице-Сергиева Лавра и Россия. Напечатана в материалах ЦАК МДА. Сб. 9. - М., 1919. (Машинопись). С. 251.
[4] Кедров Н. Просветительная деятельность Троице-Сергиевой Лавры за первые три века ея существования. ЧОИДР. 1892, сентябрь. С. 496.
[5] Воронин Н. Троице-Сергиева Лавра. - М., 1968. С. 168.
[6] Леонид (Поляков), архиеп. Афон в истории русского монашества // Богословские труды. № 5. - М., 1970. С. 14.
[7] Горский А. В., прот. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры с приложением архим. Леонида (Кавелина). - М., 1890. С. 13.
[8] Леонид (Поляков), архиеп. Афон в истории русского монашества // Богословские труды. № 5. - М., 1970. С. 15.
[9] Горский А. В., прот. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры с приложением архим. Леонида (Кавелина). - М., 1890. С. 14.
[10] Ключевский В. О. Курс русской истории. С. 370.
[11] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. - М., 1996. С. 179.
[12] Соловьев С. История России с древнейших времен. Т. 5. Изд. 5. - М., 1882. С. 368.
[13] Воронин Н. Троице-Сергиева Лавра. - М., 1968. С. 169.
[14] Иванов А. И. Максим Грек и Саванаролла Богословские труды. № 12. - М., 1974. С. 186.
[15] Сказания Авраамия Палицына. Изд. АН СССР. - М.-Л., 1955. С. 32-43.
[16] Скворцов Д. Дионисий Зобниновский. - Тверь, 1890. С. 307-308.
[17] Сказания Авраамия Палицына. Изд. АН СССР. - М.-Л., 1955. С. 152.
[18] Воронин Н. Троице-Сергиева Лавра. - М., 1968. С. 169.
[19] Кедров Н. Просветительная деятельность Троице-Сергиевой Лавры за первые три века ея существования. ЧОИДР. 1892, сентябрь. С. 476.
[20] Воронин Н. Троице-Сергиева Лавра. - М., 1968. С. 171.
[21] Кедров Н. Просветительная деятельность Троице-Сергиевой Лавры за первые три века ея существования. ЧОИДР. 1892, сентябрь. С. 484.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра