Основанная в середине XIV в. Троице-Сергиева обитель уже с начала XV в. привлекает к себе внимание не только феодальной аристократии, но и представителей зажиточного московского купечества. Последние также нередко делали туда щедрые денежные и прочие вклады, а некоторые из купцов, обычно достигнув преклонного (по тем временам) возраста и передав налаженное торговое дело сыновьям, принимали в Троце-Сергиевом монастыре постриг, меняли мирские имена на иноческие и доживали в нем оставшиеся годы.
Контакты московских купцов с монастырем документально зафиксированы с первой четверти XV в., со времен игуменства преподобного Никона. Эти древнейшие свидетельства связаны с одним из самых именитых купеческих родов средневековой Москвы — Ермолиными.
По свидетельству «Слова о Дмитрии Ермолине», включенного в третью расширенную Пахомиеву редакцию Жития Сергия Радонежского, один из представителей третьего поколения купеческой династии Ермолиных, будучи еще молодым человеком, отказался в отличие от отца, деда и братьев заниматься торговыми делами и, променяв мирскую жизнь на монашескую, ушел в Троице-Сергиеву обитель, где был пострижен под именем Германа1. Сей необычный шаг, явно вызвавший удивление родных и знакомых, как можно предположить, был сделан им еще при жизни деда Васки, родоначальника династии Ермолиных, хорошо известного в купеческих кругах Москвы, чем, вероятно, и объясняется закрепившееся за Германом именное прозвище — Васкин, хотя другие его братья (Афанасий, Дмитрий и Петр) по имени отца Ермолы назывались Ермолиными. Поскольку с последней четверти XIV в. на Руси укоренилась традиция монашеского имя наречения по начальной букве мирского имени, Герман Васкин в миру мог носить одно из таких имен, например, Гавриил, Георгий (Юрий), Григорий, Герасим. На одной из листов рукописной книги «Пролог» из библиотеки Троице-Сергиевой лавры под 1429 г. сделано любопытное примечание: «В лето 6937, тогда игуменство дръжащу в Сергиеве монастыре Кирь Саве, строительство же поручено быстъ старцу Герману Васкину, келарь же бе тогда Сава Арбузовъ Черниковъ. Писал же Евстафие мирский человек, а прозвище ему Шепель»2. Использованный здесь термин «строительство» можно истолковать двояко: во-первых, как монастырскую должность «строителя» (устроителя), возложенную на Германа; во-вторых, нельзя исключить, что он означал в буквальном смысле поручение заниматься строительными делами. На мой взгляд, оба объяснения вполне правомерны, ведь строителям обителей приходилось ведать прежде всего хозяйственными делами. Незадолго до этого назначения, по свидетельству краткого Кирилло-Белозерского летописца, «В лето 6934 (1426) июня 29 сгоре монастыря Сергеева с треть 4 часа дня»3.
К сожалению, неясно, какие же сооружения возводились под руководством Германа после этого пожара. Быть может, деревянные кельи и трапезная? Нельзя полностью исключить возможность его участия еще раньше в обеспечении строительства первого в обители храма из камня, о чем недавно предположил Б.М. Клосс.
Следующая после Троицкого собора 1422-1423 гг. известная нам каменная постройка (трапезная с поварней В.Д. Ермолина) появилась в Сергиевом монастыре лишь в 1469 г. Возлагая на Германа Васкина контроль за строительными работами, монастырские власти явно учитывали деловую хватку и расчетливость выходца из богатой купеческой среды Москвы.
В третьей расширенной редакции Жития Сергия Радонежского, составленного Пахомием Логофетом, повествуется о любопытном курьезе, произошедшем при пострижении в Троице-Сергиевой обители родителя Германа — именитого московского гостя Ермолы Васкина, получившего иноческое имя Ефрем. В духовные отцы ему тогдашний игумен Никон определил монаха со стажем — его же собственного сына Германа. Естественно, Ермола (Ефрем) не мог не возмутиться такому обращению с ним, уважаемым в купеческих кругах Москвы человеком4. По предположению Н.Н. Воронина, Ефрем (Ермола Васкин) перешел вскоре в Андроников монастырь, где в конце жизни, став его настоятелем, общался с Андреем Рублевым, завершал строительство Спасского собора5.
На протяжении всего XV в. прослеживается теснейшая связь купеческого рода Васкиных-Ермолиных с знаменитым подмосковным монастырем, основанным Сергием Радонежским, и с земельными владениями в Дмитровском уезде. Там же находилось и село Куноки, принадлежавшее купцу Петру Ермолину (дяде В.Д. Ермолина) и пожертвованное им перед смертью Троице- Сергиеву монастырю6.
Стал по семейной традиции иноком Сергиевой обители в 1446 либо в начале 1447 г. брат Германа и Петра — Дмитрий (в монашестве — Дионисий) Ермолин. Возможно, поспешный уход Дмитрия в монастырь связан с его весьма вероятным участием в заговоре 1446 г. против Василия II. Как отмечали современники, монах Дионисий «многоречист и пресловущ в беседе, бе бо умея глаголати русски, гречески, половецки», имел «толикое богатство»7, доставшееся в наследство от отца и приумноженное им самим. Очевидно, он изучил греческий и татарский («половецкий») языки во время своих поездок в качестве купца в Золотую Орду, Крым и в Византию, где пользовался известностью.
Ушедший на покой Дмитрий Ермолин отличался вольнодумством и жил там при игуменах Досифее (1446- 1447) и Мартиниане (1447-1455). Последний упрекал старца Дионисия в различных грехах, в том числе в неверии, в отсутствии должного уважения к мощам преподобного Сергия Радонежского («ко чюдотворцеву фобу»), значит, к его памяти, а также к монастырским властям («ко всему святому собору»)8. Будучи вольнодумцем, он сам не соблюдал монастырский устав и задолго до появления в Москве под влиянием Новгорода кружка еретиков сеял зерна сомнения у прихожан, сравнивая корыстолюбивых монахов с татарами, которым не следует давать милостыню. Стремясь распространить пошире свои взгляды за пределами монастыря, Дионисий, «неверие в сердце держащу», стал «ис келии без времени исходити и яже не подобает глаголати». Будучи верующим человеком, он имел собственные представления о религии и предназначении церкви в обществе, роли монастырей и монашества. И они, резко отличаясь от официальных, конечно, вызывали беспокойство и недовольство игумена и других монахов, так как о его «хуле и роптании на монастырь и на весь святый собор» стало известно достаточно широко (« ...слышано бе не точию зде и у нас, но во многих покрестных странах...»). Протест старца Дионисия против монастырских порядков нашел внешнее выражение в отказе участвовать в общей и довольно скромной трапезе: «Что имам сотворити, яко хлеба вашего и варения не могу ясти? А ведаешь сам, яко вырастохом во своих домах, не таковыми снедми питающеся», — объяснил свое поведение Дмитрий Ермолин. Когда же хлеб и рыбу приносили из трапезной прямо в его келью, он выбрасывал снедь, говоря, что «собаки наши такова... не ели»9. И дело здесь не столько в пренебрежении богатого человека скромной и однообразной пищей... За его поступками скрывались более глубокие внутренние мотивы, серьезные разногласия с господствовавшими церковными канонами, неверие в христианские таинства и догматы, возможно, даже призыв к реформе церкви. Весьма показательно, что такие критические настроения сформировались у одного из самых богатых и образованных представителей московского купечества.
Как видно, Дионисий был ярым противником общежительного устройства монастырей, введенного Сергием Радонежским и пришедшего на Русь из Византии. Согласно общежительному уставу монахам не дозволялось единолично владеть ценным имуществом, питаться отдельно (не из общего котла), допускать в иноческой жизни какие-либо другие различия и претендовать на особое положение, связанное с их высоким имущественным и социальным статусом в миру. Богатейший московский купец полагал, что каждый, ушедший на покой за монастырские стены, должен завоевать это право трудом праведным и жить там по заслугам.
По словам составителя Жития Сергия Радонежского, раскаяние грешника за богохульство и неверие наступило лишь после постигшей его во время церковной службы божьей кары. Тогда-то к лишившемуся за грехи свои зрения, речи и телодвижения, оказавшемуся беспомощным, непокорному и неукротимому старому Дионисию приехали по вызову игумена его ближайшие родственники: брат Афанасий, Петр и сын Василий10.
Сведения о строительной деятельности Василия Ермолина в 1462-1472 гг. содержатся главным образом в так называемой Ермолинской летописи. Он руководил строительными и восстановительными работами в Московском Кремле, где воздвиг каменный храм св. Афанасия Александрийского, восстановил обветшавшие стены от Свибловой башни до Боровицких ворот (1462 г.), украсил Фроловские ворота своеобразными иконными образами из камня — горельефными изображениями св. Георгия на коне и св. Дмитрия (1464, 1466 гг.), творчески завершил строительство Вознесенского собора в одноименном женском монастыре (1467 г.), служившем усыпальницей для великих княгинь. Вполне возможно, что ему приходилось выполнять какие-либо хозяйственные функции (например, заниматься заготовкой материалов) и во время возведения в 1460 г. Богоявленской церкви на Кремлевском подворье Троице-Сергиева монастыря, хотя в Ермолинской летописи при освещении этого события имя Ермолина не упоминается. Не раз ему доводилось, очевидно, бывать в подмосковной обители и до 1449 г., когда его вызвали туда к тяжело заболевшему отцу, и позже. Во всяком случае к 1469 г. монастырское начальство уже хорошо знало об успешной строительной деятельности В.Д. Ермолина, который на тот момент успел приобрести достаточно прочные навыки в новом для торгового человека деле. И он получил выгодный и престижный заказ на крупную постройку в Троице-Сергиевой обители, с которой был тесно связан его род.
Накопленный опыт помог В.Д. Ермолину при строительстве 1469 г. каменной трапезной с поварней Троице-Сергиева монастыря: «Того же лета в Сергееве монастыри у Троицы поставили трапезу камену, а предстатель у нее был Василеи Дмигреев сын Ермолина»11. В начале XVIII в. она была разобрана, но сохранились ее описание и изображения. О ней восторженно отзывался архидиакон Павел Алеппский, посетивший Россию в середине XVII в.: «Эта трапеза как бы висячая, выстроена из камня и кирпича с затейливыми украшениями, посредине ее один столб, вокруг которого расставлены на полках в виде лесенки всевозможные серебряно-вызолоченные кубки»12. Ее нарядное «двухэтажное здание с башней, увенчанной флюгером, хорошо показано на иконе XVII в., изображающей Троице-Сергиев монастырь. Сохранились ее копии, сделанные гораздо позже: из Покровского собора Рогожского старообрядческого кладбища в Москве и Сергиево-Посадского музея-заповедника. На них трапезная с поварней, состоявшие из трех помещений (братской поварни и двух других палат), заметно выделяются на фоне остальных монастырских построек. Очевидно, по указанию Ермолина с фасада к стене поварни (состоявшей внутри из двух или трех палат) была прикреплена сохранившаяся до сих пор в отличие от самих построек каменная резная рельефная икона Богоматери Одигитрии (26,5x19,3 см), изготовленная мастерами Троице-Сергиевого монастыря и сыгравшая немаловажную роль в украшении хозяйственного по назначению здания»13.
Мироощущение В.Д. Ермолина позволяет глубже понять знакомство с Ермолинской летописью, обнаруженной А.А. Шахматовым в рукописном сборнике Московской Духовной академии, хранившемся ранее в библиотеке Троице-Сергиевой лавры, а сейчас находящемся в Российской государственной библиотеке (Музейное собрание, Ф. 173/1 - 185.2, ранее носил иной № 8665). Она переписана на 297 листах тремя почерками второй половины XV в. и переплетена в одной книге с «Хождением Афанасия Никитина» и богослужебными произведениями. Этот единственный список Ермолинской летописи содержит уникальные сведения о деятельности В.Д. Ермолина за 1462-1472 гг., отсутствующие в других источниках, что позволило А.А. Шахматову дать ей такое название. Составлена она, скорее всего, по заказу самого Ермолина, занимавшегося также перепиской книг. Известно, в частности, его «Послание от друга к другу», адресованное писарю польско-литовского короля Я кубу14.
Как удалось установить, Василий Дмитриевич Ермолин (Дмитриев) и его сын Степан Васильев (Дмитриев) оказались причастными к судьбе рукописи «Хождения за три моря» Афанасия Никитина15. Ермолины-Дмитриевы поручили сделать с нее копию, сохранившую следы их литературного редактирования. Ермолинский список «Хождения» и одноименная летопись далеко не случайно хранились в Троице-Сергиевом монастыре, куда, очевидно, известный московский строитель-зодчий и книжник ушел на покой в последние годы жизни.
Приняв постриг после 1472 г., Василий Ермолин должен был непременно получить одно из наиболее употребимых тогда монашеских имен, начинавшихся с буквы «В», скорее всего: Варлаам, Варфоломей, Вассиан. Их список невелик, что несколько облегчает поиск. Среди старцев Сергиевой обители, носивших в иночестве такие имена и живших там в 70-х — начале 80-х годов. XV в., и надо искать ушедшего на покой московского купца, зодчего, строительного подрядчика и книжника в одном лице. Обладателем имени Варфоломей стал в монашестве современник Ермолина великокняжеский дьяк Василий Мамырев, ушедший от мирских забот в Троице-Сергиев монастырь и скончавшийся там в 1490 г. Из двух оставшихся имен более предпочтительным представляется Вассиан, хотя нельзя полностью исключить вариант как с Варлаамом, так и с реже употреблявшимися в русской монашеской среде XV в. именами (например, Варсонофий, Венедикт и др.).
В Житие Сергия Радонежского в редакции Пахомия Серба (Логофета) включено также слово «О Симеоне, сыне Антонове», исцелившемся от тяжкой болезни благодаря своей набожности16. Именитый московский купеческий род Антоновых (Онгтновых) связан с Сергиевой обителью по крайней мере со второй четверти XV в. Как справедливо утверждает Б.М. Клосс, «поддержка купечества сыграла свою роль в материальном укреплении обители»17. Правда, наряду о Антоновыми и Ермолиными ученый почему-то причислил к купцам Сурминых — представителей митрополичьего боярского рода, не имевшего прямого отношения к торговым людям18. По-видимому, в стенах Троице-Сергиева монастыря был составлен в начале XVI в. список из десяти гостей-сурожан «Сказания о Мамаевом побоище», в который включены Антоновы, Саларевы, Шиховы и другие представители богатейшего московского купечества. По версии автора «Сказания», их якобы взял в 1380 г. в поход против Мамая Дмитрий Донской19. Можно вспомнить и о том, как кое-кто из московских гостей вместе с троицкими монахами участвовали в 1446 г. в заговоре Дмитрия Шемяки против великого князя Василия II Темного. Все эти факты позволяют утверждать о довольно прочных контактах верхушки купечества Москвы с монастырем уже со второй четверти XV в. Они прослеживаются по другим письменным материалам. Из монастырских грамот можно узнать о земельных владениях зажиточных представителей московского купечества (например, Ермолиных, Онтоновых-Бобровых, Саларевых, Хозниковых)20. Вкладная книга XVII в. (списки 1639 и 1673 гг.) содержит сведения о пожертвованиях купцов монастырю с XVI в.21
Для реконструкции истории купеческих родов Москвы XV-XVI вв. первостепенный интерес представляет древнейший пергаменный Синодик Троице-Сергиева монастыря 1575 г., хранящийся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки (ф. 304/III. № 25) и до сих пор слабо используемый исследователями. В нем над мирскими и иноческими именами надписаны сверху киноварью фамилии и прозвища князей, бояр, дворян, духовенства, других слоев населения, в том числе и купечества. Их принадлежность московским купцам определена главным образом по материалам дипломатических отношений Руси с Крымом, Польшей, Литвой, Турцией, в меньшей степени по данным актов, летописей, агиографических произведений (40 фамилий). Кроме того, принадлежность небольшой части антропонимов (3 наименования) торговым людям идентифицирована предположительно на основе семантики их прозвищ, например, Прасоловы, Суконниковы22.
Древнейшие поминальные записи датированы в пергаменном Синодике 1495 г. (Л. 72, 127 об.), самые поздние — 1575 г. (Л. 215). Таким образом, на основе его материалов можно восстановить генеалогию зажиточных московских купцов на протяжении многих поколений. За единичными исключениями она представлена гостями — сурожанами и их потомками — Алексеевыми, Бекетовыми, Варавиными, Подушкиными, Онтоновыми, Саларевыми, Страховыми, Ховриными, Хозниковыми и другими. Лишь два-три купца из числа упомянутых в Синодике (например, Иван Боровитинов) могут быть причислены к суконникам, стоявшим на ступеньку ниже. В Троице-Сергиевом монастыре поминали в XVI в. и тех из московских гостей, кто был переселен около 1489 г. в Новгород (Корюковы, Сырковы, Таракановы) и около 1510 г. в Псков (Ковырины). Часть упомянутых в Синодике 1575 г. зажиточных купцов имела земельные владения под Москвой и в Новгородской земле — Онтоновы, Саларевы, Сараевы, Сафарины, Сырковы, Таракановы, Тропаревы, Ховрины, Хозниковы. Некоторые из них (например, Ф.В. Вепрь из рода Онтоновых, Бобынины, Ховрины) кредитовали феодальную аристократию23.
Для внесения одного имени в Синодик Троице-Сергиева монастыря и пятикратного его поминовения (на «третины», «девятины», «полусорочины», «сорочины» и на год) требовалось внести значительный денежный вклад24. Именно поэтому в Синодике 1575 г. преобладают фамилии и прозвища зажиточных торговых людей, имевших возможность вкладывать капитал не только в сферу торговли. Четырьмя прозвищами (Бобр, Вепрь, Копыл, Урвихвостов) представлен разветвившийся именитый купеческий род Онтоновых (Антоновых), его члены имели земельные владения под Москвой, кредитовали феодальную аристократию, построили на свои средства каменную церковь св. Варвары в Китай-городе в 1514 г. Упомянутыми в Синодике братьями Алексеем и Юрием Бобыниными тогда же был возведен в Кремле храм св. Афанасия Александрийского. Родоначальник Таракановых — купец Таракан — поставил там же еще в 1471 г. первые светские каменные палаты25. Как ни странно, в записях Синодика 1575 г. не удалось выявить потомков В.Д. Ермолина, чей род был тесно связан с монастырем. Предки ряда купеческих династий (Ковыриных, Олферовых, Онтоновых, Саларевых, Сараевых, Черных), поминавшихся на службах в Троице-Сергиевой обители, названы в перечне десяти гостей-сурожан «Сказания о Мамаевом побоище», датированного Б.М. Клоссом началом XVI в.26
Показательно, что далеко не все из фамилий купеческих родов, записанных в Синодике 1575 г., можно встретить во Вкладной книге Троице-Сергиевой обители (списки 1639 и 1673 гг.). Там среди жертвователей фигурируют лишь Таракановы, Вепревы, Хозниковы, Сырковы, Страховы, Ховрины27.
В поминальных записях Синодика перечислены мужские и женские, мирские (крестильные) и монашеские имена представителей купеческих родов, что позволяет судить о составе их семей и даже определить год кончины ряда купцов. Часть фамилий записана лишь один раз (Ковырины, Позняковы, Полута и др.), но некоторые из наиболее именитых родов фигурируют в поминальных записях неоднократно, например: Таракановы — 8 раз, Саларевы и Страховы — по 7 раз, Хозниковы — 4 раза, Сырковы — 3 раза. Поскольку в процессе переписывания поминальных записок в книгу могли быть допущены погрешности, а конец записи не во всех случаях четко улавливался, целесообразно в процессе дальнейших исследований сравнить их с записями определенных купеческих родов в синодике XVI в. Успенского собора Московского Кремля, а также с более поздними поминальными книгами XVII в. из самого Троице-Сергиева монастыря.
Плата за поминание в виде денежных сумм либо земельных вкладов в Троице-Сергиеву обитель являлась своеобразным мерилом социального престижа для богатейших представителей купечества средневековой Москвы. Анализируя перечень имен с прозвищами купцов в пергаменном Синодике Троице-Сергиева монастыря, можно проследить их семейно-родственные связи главным образом с конца XV в. и на протяжении XVI в. Истоки же ряда московских купеческих родов, уходящие в более древний период конца XIV — начала XV в., по этому источнику установить практически невозможно.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892. С. 158-159; Клосс Б.М. Избранные труды. М., 1998. Т. 1. Житие Сергия Радонежского. С. 442,443.
2 ОР РГБ. Ф. 304/1. № 715. Л. 366 об. (либо по более поздней карандашной пагинации — лист 365 об.). Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой лавры. М.,1879. Часть III. С. 109-110. Приблизительно в это же время старец Герман принимал данную А. И. Воронина «в дом святей Троице» на село Шатровское (См.: АСЭИ. М., 1952. Т. 1.№53. С. 54-55).
3 См.: Зимин А.А. Краткие летописи XV-XV1 вв. // Исторический архив. М„ Л., 1950. Т. V. С. 27; Клосс Б.М. Указ. соч. С. 70.
4 Клосс Б.М. Указ. соч. С. 442,443. В ряде публикаций мною неверно указано родственное отношение Германа и Ермолы Васкиных. См.: Перхавко В.Б. Зодчий и книжник Василий Ермолин. М., 1997. С. 20.; Он же. Московские купцы-строители XV века // ОИ. 1997. № 4. С. 4.
5 Воронин Н. Н. Лицевое житие Сергия как источник для оценки строительной деятельности Ермолиных/ТОДРЛ. М.; Л., 1958. Т. XIV. С. 573- 575; Он же. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков. М., 1962. Т. II. С. 325-330.
6 См.: АСЭИ:, Т. 1. № 400. С. 292; Памятники социально-экономической истории Московского государства XVI-XVII вв. М., 1929. Т. 1.№ 150. С. 108. М.С. Черкасова ошибочно назвала отчество Петра Ермолина Дмитриевич, хотя в действительности он был братом Дмитрия и сыном Ермолы. См.: Черкасова М. С. Землевладение Троице-Сергиева монастыря в XV-XVI вв. М., 1996. С. 209.
7 Тихонравов Н.С. Указ. соч. С. 158, 163; Клосс Б.М. Указ. соч. С. 442,445.
8 Клосс Б.М. Указ. соч. С. 443,444.
9'Тамже. С. 443-445; Черепнин Л.В. Из истории еретических движений на Руси в XIV-XV вв. // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1959. Т. 7. С. 280-283.; Gonneau P. LaMaison de lasainteTrinitit Paris, 1993. P. 364-366.
10 Клосс Б.М. Указ. соч. С. 445,446.
11 ПСРЛ. СПб., 1910. Т. 23. С. 158. Предположение Ю.А. Олсуфьевао том, что тогда же была возведена под руководством В. Д. Ермолина каменная поварня (кухня), стоявшая рядом с трапезной, получила поддержку в научной литературе. Хотя документальных свидетельств об этом не сохранилось, связь двух построек по времени и по общему замыслу не вызывает сомнений. См.: Олсуфьев Ю.А. Три доклада по изучению памятников искусства б. Троице-Сергиевой лавры. Сергиев Посад, 1927. С. 33-40; Ильин М.А. Из истории гражданского зодчества ранней Москвы // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. М.; Л., 1947. Вып. 14. С. 84-91; Трофимов И.В. Памятники архитектуры Троице-Сергиевой лавры: Исследования и реставрация. М., 1961. С. 139; Балдин В.И. Загорск. М„ 1984. С. 29. (Изд. 2-е. М., 1989. С. 26-28); Выголов В.П. Архитектура Московской Руси середины XV века. М., 1988. С. 112-128; идругие работы.
12Путешествие Антиохийского патриарха Макария в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. М., 1898. Вып.III. С. 33.
13Олсуфьев ЮЛ. Указ. Соч. С. 33-40; Некрасов А.И. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937. С. 246. Рис. 176.
14 Седельников А.Д. «Послание от друга к другу» и западнорусская книжность XV века // Известия Академии наук СССР VII серия. Отделение гуманитарных наук. Л., 1930. № 4. С. 223-238.
15 Перхавко В. Б. Ермолины-Дмитриевы и рукопись «Хождения за три моря» Афанасия Никитина//АЕ 1997. М., 1997. С. 92-95.
16См.: Клосс Б.М. Указ. соч. С. 425-427.
17Там же. С. 68.
18 Там же. См. о Сурминых: Веселовский С.Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. М., Л., 1947. Т. 1. С. 420,421.
"См. Повести о Куликовской битве. Издание подготовили М.Н. Тихомиров, В.Ф. Ржига, Л .А. Дмитриев. М., 1959. С. 90, 130, 179; ПСРЛ. М., 1965. Т. 11. С. 54. Сказания и повести о Куликовской битве. Издание подготовили Л.А. Дмитриев и О.П. Лихачева. Л., 1982. С. 34, 397-398; Памятники Куликовского цикла. СПб., 1998. С. 157, 209-210, 234, 271. См. также литературу: Сыроечковский В.Е. Гости-сурожане. М.; Л., 1935; С. 24-26; Тихомиров М.Н. Древняя Москва (XII-XVвв.). М., 1947. С. 109; Он же. Средневековая Москва в XIV-XV веках. М., 1957. С. 154; Более критического и объективного мнения относительно достоверности рассказа о десяти гостях-сурожанах придерживаются современные исследователи (см.: Кучкин В.А. Гости-сурожане «Сказания о Мамаевом побоище». Кто они? // Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования // Тезисы докладов и сообщений межвузовской научной конференции. М., 1989. С. 54-56; Петров А.Е. Куликовская битва и сурожане // Коломенское. Материалы и исследования. М., 1995. Вып. 6. С. 58-66).
20 См. АСЭИ. Т. 1. С. 444-445,596,601,630.
21 См.: Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. Издание подготовили Е.Н. Клитина, Т.Н. Манушина, Т.В. Николаева. М., 1987. С. 63, 115,148-149,155,161,222-223.
22 См.: ОР РГБ. Ф. 304/III. № 25. Л. бОоб; 67,76,77об., 108,119,131, 132,140,144об., 145,162,169,170,170об. См. о синодиках Троице-Сергиева монастыря XVI-XVII вв.: Николаева С.В. Три синодика XVI в. из Троице-Сергиева монастыря // Международная конференция «Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России». Тезисы докладов. Сергиев Посад, 1998. С. 29-31; Спирина Л.М. Синодик 1679 г. из собрания Сергиево- Посадского историко-художественного музея-заповедника // Труды по истории Троице-Сергиевой Лавры. Сергиев Посад, 1998.С. 56-72. См.: Преображенский А.А., Перхавко В. Б. Купечество Руси IX- XVII веков Екатеринбург, 1997. С. 104; Семенченко Г.В. Кредиторы удельных князей Московского дома в конце XV-начале XVI века // ВИ. 1982. № 11. С. 84-94.
23 См.: Штайндорф Л. Поминание усопших как общее наследие западного средневековья и Древней Руси // «Сих же память пребывает во веки» (Мемориальный аспект в культуре русского православия). Материалы научной конференции. СПб., 1997. С. 39-45;. Steindorff"L. Kluster als Zentren der Totensorge in Altrussland // Forschungen zur osteu ropдischen Geschichte. Berlin, 1995. Bd. 50. S. 337-353; Idem. Commemoration and Administrative Techniques in Muscovite Monasteries // Russian History. Chicago, 1995. Vol. 22, № 4. P. 433-454.
24ПСРЛ.СП6., 1853. T. 6. C. 191; СПб., 1910. Т. 20.4.1. С. 282, 387; M., 1965. Т. 13. С. 18; Т. 30. С. 141,143.
25 Клосс Б.М. Об авторе и времени создания «Сказания о Мамаевом побоище» // In memoriam. Сборник памяти Я.С. Лурье. СПб., 1997. С. 253-262.
26 Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря... С. 63, 115.
В. Б. Перхавко
Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной России. – М.: Покрова, 2000, 168-182 с.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра