«Троица» Андрея Рублева. Антология. Л.А. Успенский

Может показаться странным, но с тех пор как в 1929 году «Троица» была перенесена из Троицкой лавры в Третьяковскую галерею в Москву, о ней долгое время не было напи­сано ничего существенного. В немногих спе­циальных и популярных работах о древнерус­ском искусстве, печатавшихся в тридцатые го­ды, их авторы, за исключением Б.И. Пуришева, описывают «Троицу» стереотипными словами, ничего не прибавляя к тому, что было сказано их предшественниками. Еще ме­нее содержательной была иностранная лите­ратура. Правда, в 1929-1932 годах в Германии, Австрии, Англии и США состоялась большая выставка русских икон, где «Троица» была представлена хорошей копией в натуральную величину работы известного иконописца-ре­ставратора Г.О. Чирикова, и в связи с этой выставкой в заграничной печати появилось не­мало восторженных строк о Рублеве и «Трои­це». В книге В.Н. Лазарева «Андрей Рублев и его школа» (М., 1966) приведено два таких вы­сказывания английских критиков М. Конуэя и Р. Фрая. Но они свидетельствуют скорее о про­буждении интереса к шедевру Рублева в среде зарубежных ученых, чем о попытках увидеть в этой иконе что-либо новое. И только в 1952 году на немецком и английском языках вы­шла книга двух русских авторов, Л.А. Успен­ского и В.Н. Лосского, «Смысл икон», в кото­рой намечена новая линия изучения «Троицы».

Икона Святой Троицы. Преподобный Андрей Рублев.jpg 
Икона Святой Троицы. Преподобный Андрей Рублев

Автор раздела о «Троице» в указанной книге Леонид Александрович Успенский (род. 1904) является одним из признанных авторитетов по истолкованию икон. Но он далек от конфес­сионального подхода к произведениям средне­векового искусства и богатые теологические познания удачно соединяет с эстетической оценкой предмета своих исследований. Имен­но по этой причине его статьи и книги вызы­вают живой интерес всех историков древне­русской живописи, которые находят в трудах Л.А. Успенского немало точных и аргументи­рованных ответов на специальные вопросы о содержании и вариантах интерпретации того или иного иконографического сюжета. От­лично зная произведения патристической лите­ратуры, Л. А. Успенский тактично использует их при изучении изобразительного искусства. Этим достигается многогранность и убеди­тельность его исследований.

Отрывок Л.А. Успенского о «Троице» дается по русскому тексту его статьи «Празд­ник и иконы Пятидесятницы», опубликован­ной в 1957 году и повторяющей в своих ос­новных положениях соответствующий раздел книги Л.А. Успенского и В.Н. Лосского «Смысл икон».

Цитируя Л.А. Успенского, необходимо за­метить, что он, в свою очередь, использует вы­держки из брошюры М.В. Алпатова «Андрей Рублев», которая была опубликована в Москве в 1943 году и явилась зерном его последую­щих, более значительных работ об Андрее Рублеве и «Троице» (в частности его большой монографии, изданной в 1972 году).

Наиболее полное соответствие учению Церкви образ Троицы нашел в величайшем как по своему содержанию, так и по художественному выражению произведении, известном под именем Троицы Рублева, написанном преподобный Андреем Рублевым для Троице-Сергиева монастыря, как полагают, между 1408 и 1425 годами. Как и на других, более ранних иконах Троицы, здесь изображены три ангела. Представлены хоромы Авраама, дуб и гора, но сами Авраам и Сарра отсутствуют. Не упраздняя исторического аспекта собы­тия, преподобный Андрей свел его к минимуму, благодаря чему главное значение приобрело не библейское событие как таковое, а его догматический смысл. Отличает эту икону от дру­гих и основная форма ее композиции — круг. Проходя по верхней части нимба среднего ангела и обрезая частично внизу подножия, круг этот включает в себя все три фигуры, едва заметно проступая в их очертаниях. Такая композиция Троицы встречается и рань­ше, но лишь на панагиях, маленьких круглых иконах и на донышках священных сосудов. Однако там эта композиция обусловлена самой формой предмета и отсутствием свобод­ного места, а не догматической мыслью. Поместив фигуры ангелов в круг, преподобный Андрей объединил их в одном общем, плавном и скользящем движении по линии круга. Благо­даря этому центральный ангел хотя и выше других, не подавляет их и не господствует над ними. Нимб его наклоненной головы, отклоняясь от вертикальной оси круга, и под­ножия, сдвинутые в другую сторону, еще более усиливают это движение, в которое во­влекаются и дуб и гора. Но в то же время этим наклоненным в одну сторону нимбом и сдвинутыми в другую сторону подножиями восстанавливается равновесие композиции и движение задерживается монументальной неподвижностью левого ангела и хоромами Авраама над ним. И все же, «куда бы мы ни обращали наш взор, всюду мы находим от­голоски основной круговой мелодии, линейные соответствия, формы, возникающие из других форм или служащие их зеркальным отражением, линии, влекущие за грани круга или сплетающиеся в его середине, — невыразимое словами, но чарующее глаз симфо­ническое богатство форм, объемов, линий и цветовых пятен».

В иконе преподобного Андрея — и действие, выраженное в жестах, и общение, выраженное в наклонах голов и поворотах фигур, и неподвижный, безмолвный покой. Эта внутренняя жизнь, объединяющая три заключенные в круг фигуры и сообщающаяся тому, что их ок­ружает, раскрывает всю неисчерпаемую глубину этого образа. Он как бы повторяет слова святого Дионисия Ареопагита, по толкованию которого «круговое движение означает тождество и одновременное обладание средним и конечным, того, что содержит, и того, что содержится, а также и возвращение к нему того, что от него исходит». Если наклон голов и фигур двух ангелов, направленных в сторону третьего, объединяет их между со­бой, то жесты рук их направлены к стоящей на белом столе, как на престоле, евхаристи­ческой чаше с головой жертвенного животного. Прообразуя добровольную жертву Сына божия, она стягивает движения рук ангелов, указывая на единство воли и действия за­ключившей завет с Авраамом святой Троицы.

Почти одинаковые лики и фигуры ангелов, подчеркивая единство природы трех боже­ственных ипостасей, в то же время указывают на то, что икона эта ни в коем случае не претендует изобразить конкретно каждое лицо святой Троицы. Это та же историческая сцена (хотя и со сведенным к минимуму историческим аспектом), которая в проявлении троич­ного действия в мире, божественной икономии, символически раскрывает единство и троичность божества. Поэтому, при единообразии ангелов, они не обезличены и у каж­дого из них определенно выражены его свойства в отношении действия его в мире.

Ангелы помещены на иконе в порядке Символа веры, слева направо: верую в бога Отца, Сына и Духа святого. Полной неописуемости первой ипостаси, которой и в Сим­воле веры посвящены лишь немногие и сдержанные выражения, соответствует неопреде­ленность и сдержанность расцветки верхней одежды левого ангела (нежно-розовый плащ с коричневыми и сине-зеленоватыми рефлексами). Пространному по сравнению с дру­гими и точному изложению в Символе о второй ипостаси соответствуют четкость и яс­ность цветов среднего ангела, одежда которого имеет обычные цвета воплотившегося Сына божия (пурпуровый хитон и синий плащ). Наконец, главный цвет третьего ан­гела — зеленый. По толкованию святого Дионисия Ареопагита, он означает «молодое, нахо­дящееся в полноте сил», что определенно указывает на свойства все обновляющего и воз­рождающего к новой жизни третьего лица святой Троицы. Тонко прочувствованная гармо­ния красочных взаимоотношений иконы Троицы преподобного Андрея составляет одно из глав­ных ее очарований. Особенно поражает необычайной силы и чистоты васильковый синий цвет плаща среднего ангела в сочетании с золотистыми, цвета спелой ржи, крыльями. Четкой и ясной цветовой характеристике среднего ангела противопоставлены мягкие цвета двух других ангелов; но и в них врываются, сияя как драгоценные камни, яркие пятна синего. Объединяя в цветовом отношении все три фигуры, он как бы указывает в свою очередь на единство природы лиц святой Троицы и придает всей иконе спокойную и ясную радость. Таким образом и в красочных сочетаниях этой иконы звучит та же жизнь, кото­рой проникнуты ее образы, формы и линии. «Здесь есть и выделение центра, и цветовые контрасты, и равновесие частей, и дополнительные цвета, и постепенные переходы, уво­дящие глаз от насыщенного цвета к мерцанию золота, и надо всем этим сияние спокой­ного, как безоблачное небо, чистого голубца». Эту икону, с ее неисчерпаемым содержа­нием, гармонически уравновешенной композицией, величаво спокойными фигурами ан­гелов, легкими, по-летнему радостными красками, мог создать только человек, унявший в душе тревоги и сомнения и просвещенный светом боговедения.

Ouspensky L. und Lossky W. Der Sinn der Ikonen. Bern—Olten, 1952, S. 203-204, 207.


Источник: "Троица" Андрея Рублева. Антология. - М., «Искусство», 1981.


STSL.Ru


7 декабря 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.