На близость символики колокола с образом проповедника или с образом Самого распятого Христа указывает Дюран Гильом (XIII в.): «Твердость металла означает силу проповедника; удар языком о края выражает ту мысль, что проповедник должен бичевать сам себя, чтобы исправить свои собственные пороки, прежде чем упрекать других за грех. Деревянная балка, к которой подвешивался колокол, самой формой своей изображает знание Писания, которое вытекает из тайны Креста» [2, 55—56].
Но самое главное, на мой взгляд, заключается в следующем. Соотношение частей колокола адекватно человеческому телу (туловище, голова, корона (уши) и др.). А если исходить из главного постулата о творении Богом человека «по Образу и Подобию Своему, и по Образу и Подобию Божию», то сам колокол, как и человек, символизирует структуру мироздания, а звук его наделен космогоническим смыслом, Божественной энергией.
В петровские времена, с самого начала XVIII в., в России усилилось влияние западноевропейской архитектуры, и вместо шатровых колоколен начали строить многоярусные. В них увеличили ширину проемов и стали размещать уже большее количество колоколов. Самым известным примером является колокольня Свято-Троицкой Сергиевой лавры, возведенная в середине XVIII в. Высота колокольни — 88,04 метров, что на 11 метров выше колокольни Новодевичьего монастыря и на 6 метров — столпа Ивана Великого в Московском Кремле. Вместе с тем, это необыкновенной красоты сооружение обладает одним существенным недостатком. До сих пор существует проблема взаимосвязи звонарей, находящихся на разных уровнях: они не видят и плохо слышат друг друга. В таких случаях выход может быть найден в размещении всех колоколов на одном ярусе. В Свято-Троицкой Сергиевой лавре это невозможно из-за огромных размеров колоколов. Ступени винтовой лестницы уходят вверх, на высоту 45 метров. Этот путь на колокольню звонари преодолевают по несколько раз в день.
Лаврские звоны отличаются большим количеством ритмических рисунков на подзвонных и зазвонных колоколах. С особой радостью вслушиваются в колокольные звоны многочисленные паломники, посещающие эту древнюю обитель.
В 1641 г. в монастыре числилось 39 колоколов. Самый древне колокол датирован 1620-м годом. Его первоначально называли «Чудотворцем», а позже «Никоновским» по имени игумена обители преподобного Никона Радонежского, при котором его отлили.
12 сентября 1748 г. был отлит «Царь — колокол», его вес составляет 4000 пудов — это 66,5 тонн, а вместе с языком он весит 68 тонн.
В Свято-Троицкой Сергиевой лавре были также еще несколько «благовестников»: «Корноухий» (1272 пудов), «Годунов» (1080 пудов) и «Лебедь» (625 пудов). Но, к великому сожалению, в 1930-х годах их уничтожили большевики, свидетелем тому был писатель М. Пришвин.
В начале XXI в. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II были отлиты новые колокола взамен старых. Один из старейших звонарей Свято-Троицкой Сергиевой лавры — старший звонарь игумен Михей (f 2009) считал, что новый «Царь-колокол» звучит в полной гармонии со всей существующей звонницей. Игумен Михей пронес искусство звонаря через всю свою жизнь и передал его большому числу своих учеников.
Особая традиция сохранилась и в обучении лаврских звонарей. Будущий звонарь не сразу допускался к колоколам, а как бы получая навыки через руку, совершенствуя свое мастерство не менее года.
Лаврский звон отличается торжественностью, благозвучностью и величественнейшей силой, про него можно еще сказать, что звук «происходит из той тишины, откуда идет гром в грозу...» До сих пор в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, как и во многих других монастырях и храмах России, сохранилась традиция звонить всю Светлую седмицу и пускать туда всех желающих «умельцев».
В заключение хочется привести слова ныне почившего игумена Михея: «Когда звонарь обращается к колоколам напрямую с молитвой, звонит его душа, поэтому у каждого звонаря свой почерк... Начиная звон, надо просить Господа Бога: "Господи, благослови прославить Твое Пресвятое Имя!" Это самое главное условие. И тогда Господь дает что-то новое, с каждым звоном бывает что-то новое. Только с глубокой верою и с глубоким благоговением... И если во всем государстве Российском наладится жизнь христианская, никакие силы ада, никакие силы зла мира сего не одолеют. И, даст Бог, верю в то, что еще зазвучат более красивые звоны в России, чем было чем есть» (Из беседы с игуменом Михеем. 21 ноября 1993 г.).
Источник: Преподобный Сергий в истории, литературе, искусстве России. Семь столетий истории. Материалы международного юношеского конкурса. Москва, РГБ 2014
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра