Пятницкое подворье Лавры имеет непосредственную связь с историей Московской духовной академии. Весной 1919 г. после закрытия МДА, академическая профессура и студенты были приняты на Пятницком подворье. А после закрытия Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 21 октября 1919 г. часть монахов осталась на Пятницком подворье, которое получило наименование «Малая Лавра». Так объединились «теоретики» и «практики». Вплоть до закрытия храма в 1928 году здесь совершались уставные монастырские богослужения.
Отец Мирон служил в Пятницком храме в уникальное и крайне трудное время для Лаврского и Академического духовенства. 5 апреля 1930 года протоиерей Мирон был арестован и 13 сентября 1937 г. расстрелян.
Прот. Мирон Ржепик был канонизирован 6 октября 2006 г. и присоединен к Собору новомучеников и исповедников Российских. Служба святому совершается на Всехсвятском подворье Лавры.
Вид на Пятницкое подворье с лаврской колокольни
Священномученик Мирон родился в чешской благочестивой католической семье от Иоанна и Марии Ржепиков 21 апреля 1885 г. в деревне Кучкаровка Луцкого уезда Волынской губернии. 2 мая 1885 г. он был крещен в Луцком кафедральном римо-католическом костеле с именем Мирослав. Восприемниками при Святом Крещении были: Иосиф и Мария. В 1887 году вся семья Ржепиков присоединилась к Православию в том же городе Луцке, а Мирослава нарекли именем Мирон в честь священномученика Мирона Кизического, память которого совершается 17/30 августа. В 1900 г. Мирон заканчивает Клеванское Духовное училище и поступает в Волынскую Духовную семинарию, которую заканчивает в 1906 г. по первому разряду и удостаивается звания действительный студент.
С 1906 г. по 1910 г. он студент Московской Духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия. 7 сентября 1910 г. он направляется преподавателем в Таврическую Духовную семинарию.
Женившись на Елизавете Петровне, Мирон Иванович 7 октября 1912 г. принимает сан священства и направляется законоучителем в Лубенскую учительную семинарию Полтавской губернии, а уже 2 сентября 1915 г. его переводят в Кашинскую Духовную семинарию Тверской губернии в качестве преподавателя Священного Писания и временно исполняющего обязанности инспектора.
После октябрьского переворота 1917 г. все Духовные учреждения советской властью были упразднены. С 1918 г. Кашинскую Духовную семинарию реорганизовали в школу второй ступени, где М.И. Ржепик стал преподавать в ней иностранные языки и черчение.
В апреле 1926 года отец Мирон переезжает в г. Сергиев (ныне г. Сергиев Посад) и назначается настоятелем Пятницкого храма, на место умершего настоятеля протоиерея Евгения Александровича Воронцова, где вскоре возводится в сан протоиерея.
Пятницкое подворье Лавры имеет непосредственную связь с историей Московской духовной академии. Весной 1919 г. после закрытия МДА, академическая профессура и студенты были приняты на Пятницком подворье. А после закрытия Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 21 октября 1919 г. часть монахов осталась на Пятницком подворье, которое получило наименование «малая Лавра». Так объединились «теоретики» и «практики». Вплоть до закрытия храма в 1928 году здесь совершались уставные монастырские богослужения.
После закрытия в 1928 году Пятницкого храма он переходит служить в храм святых апостолов Петра и Павла (Воскресенский).
5 апреля 1930 года он был арестован в составе 60-ти священнослужителей и мирян Московской области и заключен в Бутырскую тюрьму.
15 мая 1931 г. протоиерею Мирону было предъявлено обвинение в том, что «он состоял членом Загорского филиала контрреволюционной организации «Истинные христиане», участвовал в нелегальных собраниях в алтаре церкви и занимался монархической антисоветской агитацией…».
20 мая 1931 г. тройка при ПП ОГПУ по Московской области вынесла свой приговор по статьям 58-10 и 58-11 УК РСФСР – 10 лет ИТЛ с отбыванием в Сиблаге. Шесть лет заключения, во время которых ему пришлось работать и на лесоповале, и чертежником, и делопроизводителем, были непомерно тяжелыми и в духовном и в физическом смысле.
С 1934 года отец Мирон находился в Чистюньгском отдельном лагпункте Кемеровской области и жил в бараке с архиепископом Ювеналием (Масловским), и десятком других священнослужителей. Здесь протоиерея Мирона застала новая волна гонений на Церковь 1937 года, не пощадившая и тех, кто уже имел значительные сроки заключения.
2 августа у всех заключенных священнослужителей был произведен обыск. У протоиерея Мирона были изъяты: «антиминс с платком, Евангелие, молитвенник, служебник, деревянный крест, вечный календарь» (пасхалия).
Икона священномученика Мирона
Начиная с 9 августа сотрудники секретного отдела НКВД стали вызывать на допросы старост бараков. Нашлись лжесвидетели из среды уголовников и сидевших за бытовые преступления, которые донесли, что священники устраивают Богослужения в бараке по вечерам, и противодействуют культурно-воспитательной работе в лагпункте.
18 августа 1937 г. отцу Мирону было предъявлено новое обвинение, что, находясь в лагере, он систематически вел «антисоветскую работу и занимался использованием религиозных предрассудков среди заключенных и вольнонаемных». На всех допросах он держался стойко, с достоинством, никого не выдал, вину свою отрицал, хотя и признал, что служил Богу и в лагере.
7 сентября по приговору тройки при НКВД СССР по Западно-Сибирскому краю протоиерей Мирон был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу, и 13 сентября 1937 г. был расстрелян вместе с другими священниками и погребен в общей безвестной могиле Западно-Сибирского края.
Протоиерей Мирон был канонизирован 6 октября 2006 г. и присоединен к Собору Новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Память 31 августа, в Соборах Новомучеников и исповедников Церкви Русской и Радонежских, а также Волынских, Кузбасских и Полтавских (Укр.) святых.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра