Священномученик Игнатий (в миру Сергей Сергеевич Садковский) родился 21 октября 1887 года в Москве в семье священника Сергея Максимовича Садковского.
В 1901 году Сергей окончил Заиконоспасское духовное училище, в 1907-м — Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию, где с усердием изучал творения святителя Игнатия (Брянчанинова). Глубокое знакомство с трудами опытного в духовной жизни святителя, а также частые поездки в Зосимову пустынь, в которой жили духоносные старцы и подвижники, привели Сергия к решению принять монашество. 11 декабря 1910 года он был пострижен в мантию с именем Игнатий. В наставлении, которое после пострига написал ему совершавший обряд священноинок, были такие слова: «Между вопросами и ответами при пострижении ты принял заповедь о всегдашней постоянной молитве Иисусовой, для чего тебе дан меч духовный (четки). Это — первое твое делание будет отныне как монаха...
Помни, молитва Иисусова и самоукорение, смирение спасут тебя от многих скорбей. Где бы ты ни был, заботься о чистоте сердечной через самоукорение и молитву Иисусову, и ты всегда будешь с Господом, как царь и пророк Давид говорит: предзрех Господа предо мною выну (Пс. 15:8). Когда тебе будет тяжело, будут скорби, тотчас начинай молитву Иисусову и смиряй себя, и тебе скоро станет легче. Когда всё это будешь исполнять, то “возрадуется” и возвеселится “сердце твое”, ты обрящешь мир и покой в душе твоей, и “радости вашей никто не отнимет у вас” (Ин. 16:22).
Потом имей послушание и отсечение своей воли, которое нас оправдывает пред Богом... Только послушный преуспеет во всяком делании монашеском. Без послушания мы не спасаемся. Будь послушен, наипаче начальникам — Преосвященному, старцу. А теперь поздравляю тебя, “Что ти есть имя?”».
23 января 1911 года монах Игнатий был рукоположен во иеродиакона. В том же году он окончил Духовную академию со степенью кандидата богословия, которую он получил за работу «В поисках Живого Бога (Преосвященный Игнатий (Брянчанинов) и его аскетическое мировоззрение)». В отзыве на эту работу ректор Академии епископ Феодор (Поздеевский) писал: «...Что удалось преимущественно хорошо сделать отцу Игнатию — это воссоздать живой духовный облик святителя Игнатия... В той части сочинения отца Игнатия, которую можно назвать биографией святителя, автор заявил себя и художником духовным, и поэтом, сумевшим в рамках обыденной жизни и в мелочах ее как бы в мозаике изобразить с необыкновенной живостью духовный облик и живую личность святителя. Дал, скажем, почувствовать как бы духовный аромат жизни этой личности...»
31 июля 1911 года иеродиакон Игнатий был рукоположен во иеромонаха и через шесть дней получил направление в Томскую духовную семинарию, где должен был преподавать гомилетику, литургику и практическое руководство для пастырей. Но из-за болезни он не смог выехать к месту служения. 31 августа иеромонах Игнатий подал прошение в совет Московской духовной академии о назначении его помощником библиотекаря, если таковая должность будет свободна. Практически одновременно, 2 сентября того же года, помощник библиотекаря Академии Николай Боткин подал прошение об освобождении его от должности в связи с тяжелой болезнью. 28 ноября 1911 года иеромонах Игнатий был утвержден в должности помощника библиотекаря. В 1917 году он перешел в Смоленскую Зосимову пустынь под духовное руководство иеросхимонаха Алексия (Соловьёва).
13 января 1918 года отец Игнатий был зачислен в число братии Московского Данилова монастыря. Он нес послушание гробового иеромонаха у мощей святого благоверного князя Даниила Московского. Епископ Феодор (Поздеевский), наместник монастыря, назначил его духовником братии. Вскоре иеромонах Игнатий был возведен в сан игумена. 5 апреля 1920 года отец Игнатий, по возведении в сан архимандрита, был хиротонисан во епископа Белёвского, викария Тульской епархии.
Приехав в Белёв Тульской губернии, епископ Игнатий занялся благоустроением церковной жизни в викариатстве. В первую очередь ему пришлось преодолевать нестроения, возникшие в Белёвском Крестовоздвиженском женском монастыре. Владыка расследовал и устранил причины конфликта, после чего в обители воцарился мир. Когда в 1921 году все белевские монастыри были закрыты, Крестовоздвиженский монастырь продолжил свое существование в виде Спасо-Преображенской православной общины, созданной по инициативе владыки. В общину входили не только монашествующие, но и представители интеллигенции, крестьяне, простые горожане. Несмотря на преследования властей, община просуществовала до 1937 года, когда многие ее члены были репрессированы.
Весной 1922 года в связи с арестом епископа Тульского и Одоевского Иувеналия (Масловского) епископ Игнатий стал управляющим Тульской епархией. В Туле был создан епархиальный совет во главе с викарным епископом Епифанским Виталием (Введенским). Прибывший в Тулу 18 июня 1922 года член обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ) священник В.Д. Красницкий убедил собрание городского духовенства Тулы принять решение о признании ВЦУ. Управление Тульской епархией перешло к епископу Виталию (Введенскому), ставшему впоследствии одним из лидеров обновленцев. Епископ Игнатий вынужден был вернуться в Белёв, откуда управлял епархией, канонически подчиняясь Патриарху Тихону.
В Белёве владыка организовал церковный совет. Собравшийся 16 сентября 1922 года съезд белевских священнослужителей и мирян отказался подчиниться Тульскому обновленческому Епархиальному управлению (ЕУ) и поддержал устав белевской Спасо-Преображенской общины, выразив желание «сохранить непоколебимыми все догматы, уставы и правила Святой Церкви Православной». 17 сентября 1922 года епископ Игнатий обратился к прихожанам с посланием, в котором объявил о разрыве белевской паствы с Тульским обновленческим Епархиальным управлением и признал единственным своим Священноначалием Патриарха Тихона.
31 октября президиум обновленческого ВЦУ постановил уволить епископа Белёвского Игнатия на покой с определением ему местожительства в Саровской пустыни. В ноябре 1922 года обновленцы уволили за штат всех благочинных округов Белёвского викариатства, а также священнослужителей, поддержавших своего архиерея.
Когда 21 ноября белевские монахини пригласили епископа Игнатия к себе в монастырь служить, он предупредил их, что если священники монастыря перешли к обновленцам, то служить с ними он не будет. Вызвав к себе священников и узнав, что они действительно перешли к обновленцам, владыка отказался от сослужения с ними.
1 декабря 1922 года в Белёве состоялся съезд обновленческого духовенства, который потребовал либо поминать обновленческих руководителей, либо прекратить богослужения. Но епископ Игнатий, принужденный сдать дела епархиального управления, продолжал служить в храмах Спасо-Преображенской общины, поминая за службой Патриарха Тихона. Прихожане Белёва призвали владыку не покидать свою паству. Верующие обратились в исполком с заявлением о поддержке архиерея и с просьбой не допустить против него насильственных действий со стороны обновленцев.
В конце декабря 1922 года было созвано собрание членов общины, на которое был приглашен епископ Игнатий, и верующие просили его принять общину под свое руководство. Епископ согласился. Однако власти уже приняли решение об аресте епископа Игнатия, а также его брата, иеромонаха Георгия, наместника Спасо-Преображенского монастыря, и наиболее близких к епископу людей. 17 января 1923 года владыка вместе с другими членами православной Спасо-Преображенской общины был арестован.
Рассчитывая, что епископ пойдет на уступки следствию, следовательница вызвала 19 февраля его на допрос и спросила, признает ли он виновным себя в предъявленном обвинении, а также как он объяснит некоторые обстоятельства, связанные с его деятельностью. Владыка ответил: «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю. О собирании подписей граждан к прошению на мое имя о невыезде из города Белёва я действительно знал, то есть слышал от кого-то из граждан. О том, что бывший Патриарх Тихон предан суду за контрреволюцию, слышал, но действительно ли это так, я не знаю. Относительно своего воззвания к верующим о поминовении Патриарха Тихона скажу следующее: в сентябре 1922 года мною действительно было послано указанное воззвание, но я не знал в то время, что советской властью запрещено поминовение Патриарха Тихона как контрреволюционера и что поминовение его является вызовом советской власти... Я никогда никакой политической деятельностью не занимался и считаю это не своим делом, тем более не занимался контрреволюцией, дело мое было только церковное...»
Следствие по делу о контрреволюционной деятельности епископа Игнатия и близких к нему людей стало заходить в тупик, и следователи, пользуясь разного рода слухами, решили приступить к разработке другой версии. Дополнительным расследованием выяснилось, что брат епископа, иеромонах Георгий, бывший у него секретарем и теперь арестованный вместе с владыкой, в 1916 году призывался на военную службу, окончил Александровское военное училище, а затем был послан на фронт и в октябре 1917 года был произведен в подпоручики. В декабре 1917 года он при занятии города Яссы румынскими войсками был ранен, попал в госпиталь в Одессу, а затем в Новороссийск. В Новороссийске заболел тифом, а когда выздоровел, город заняли войска белых, и он был ими мобилизован и назначен в штаб к дежурному генералу в Екатеринодар. Воевал весь 1919 год в армии белых и в конце декабря был взят в плен вместе со своей частью в 600 человек под Царицыным. В плену находился в течение трех с половиной месяцев под следствием, а затем был зачислен в Красную армию помощником командира роты и прослужил здесь до 1921 года. После окончания гражданской войны он, как воевавший у белых, нигде не мог устроиться на работу. Приехав в Москву, на Сухаревском рынке купил чистый бланк, и продавец при нем проставил его имя, отчество и фамилию, увеличив на три года возраст, и таким образом он, приехав к брату в Белёв, смог по возрасту демобилизоваться. Имея от юности намерение принять монашеский постриг, принял его от руки брата, который затем рукоположил его в сан иеромонаха.
Выяснив всё это, следователи возбудили против арестованных новое дело по факту сокрытия прошлой контрреволюционной деятельности одного из них.
13 июня 1923 года следствие было закончено. Епископа Игнатия обвинили в том, что он скрыл у себя по подложным документам брата, бывшего белого офицера, и рукоположил его во иеромонаха с целью «замести следы». Следствие также обвинило его и в том, что он «является ярым сторонником бывшего Патриарха Тихона... и во время приезда в Тулу члена ВЦУ протоиерея Красницкого, когда большинство тульского духовенства признало ВЦУ, он остался с меньшинством, не признавшим таковое... Рассылал воззвания духовенству и мирянам, в которых предлагал считать недействительными все распоряжения Тульского епархиального управления, а также поминать при богослужении Патриарха Тихона и его, Игнатия. Когда после долгих колебаний белевское духовенство постепенно признало ВЦУ, то епископ Игнатий откололся и перенес свою деятельность в Спасо-Преображенскую общину при Белёвском мужском монастыре. Вся община, до момента ареста руководимая епископом Игнатием, осталась сторонницей Тихона и не подчинялась распоряжениям Тульского епархиального управления».
Хотя следствие было закончено, ОГПУ, однако, не пожелало ни отпускать обвиняемых, ни предавать их суду, тем более что после освобождения Патриарха Тихона обвинение в поминовении на церковных богослужениях имени предстоятеля Церкви выглядело неубедительным, и сотрудники ОГПУ ожидали возможности приговорить осужденных внесудебным порядком. В это время стала действовать Комиссия НКВД по административным высылкам. По предложению Тучкова на заседании Комиссии 24 августа 1923 года епископ Игнатий и иеромонах Георгий были приговорены к трем годам заключения в Соловецком лагере по обвинению в «контрреволюционной агитации».
После приговора епископ Игнатий был этапирован в Таганскую тюрьму и 14 сентября вместе с другими заключенными отправлен на Соловки, где провел весь срок заключения. В лагере владыка тяжело заболел — у него открылся туберкулез. В июле 1926 года он принял участие в составлении «Соловецкого послания» (обращения к правительству СССР православных епископов, заключенных в Соловецком лагере особого назначения). По окончании срока заключения, в декабре 1926 года, епископ Игнатий был освобожден и вернулся на Белёвскую кафедру.
Вскоре после его возвращения к нему пришли обновленцы, чтобы выяснить позицию епископа и, если возможно, склонить к лояльному к себе отношению. Однако епископ отказался принять их, передав, что не желает беседовать с неправославными. После этого на архиерея снова посыпались доносы в ОГПУ, и в конце 1926 года он вновь был арестован. На этот раз владыка пробыл в заключении около двух месяцев, после чего был освобожден. В 1927 году ОГПУ снова, по доносам обновленцев, арестовало епископа. После двух месяцев заключения его вновь освободили. Вернувшись в Белёв, епископ Игнатий продолжал совершать тайные монашеские постриги, или, как отмечено в обвинении, «поощрял создание тайных монастырей»; ему было предложено «добровольно» выехать из Белёва, но он отказался.
Начиная с апреля 1929 года ГПУ начало собирать материал для ареста епископа Игнатия. Поводом послужило предложение епископа Игнатия обратиться во ВЦИК с просьбой об облегчении участи голодающих семей священнослужителей.
13 ноября 1929 года против епископа и его брата, к тому времени уже архимандрита Георгия (Садковского), было начато новое дело. Владыку обвиняли в том, что 4 февраля после службы в Георгиевской церкви он собрал нелегальное собрание духовенства из 17 священников, где обсуждались вопросы о притеснении духовенства советской властью, о невыдаче духовенству продуктов, о недопущении детей духовенства к обучению в школах, и что на этом собрании епископ выступил с речью, одобряющей действия духовенства.
26 декабря 1929 года владыка Игнатий и отец Георгий были арестованы и заключены в тюрьму в Туле.
19 января 1930 года сотрудники Тульского ОГПУ переслали материалы дела на владыку Игнатия и его брата, архимандрита Георгия, в 6-е отделение секретного отдела ОГПУ в Москву. В сопроводительном письме они писали: «Со своей стороны считаем необходимым изолировать Садковских из пределов Тульского округа, как наиболее реакционно настроенных, которые в связи с проведением кампании по закрытию церквей своим местопребыванием в пределах нашего округа имеют большое влияние на верующих».
2 июля 1930 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Игнатия и архимандрита Георгия к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Владыка был заключен в Усть-Вымский лагерь под Котласом.
2 июня 1932 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ постановило освободить епископа с запрещением проживания в определенных городах. Владыка вернулся в Тулу и жил у знакомых священников. В начале 1933 года епископ встретился с заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием, и тот назначил владыку епископом Скопинским, викарием Рязанской епархии, где правящим архиереем был в то время архиепископ Иувеналий (Масловский), которого владыка хорошо знал в бытность того правящим архиереем Тульской епархии; с ним он разделил и несколько лет заключения в Соловецком лагере.
В 1935 году епископ Игнатий был арестован и приговорен к одному году исправительных работ за привлечение к участию в богослужении молодого человека. Владыка подал жалобу на незаконный приговор, и тот был отменен. 22 января 1936 года был арестован архиепископ Рязанский Иувеналий, а через несколько дней, 3 февраля, та же участь постигла епископа Игнатия и некоторых священнослужителей и мирян города Скопина. Все они были заключены в Бутырскую тюрьму в Москве. Допросы продолжались в течение месяца. Владыку обвинили в создании контрреволюционной организации из духовенства и мирян Скопинского района, а также в том, что он определял на священнические места освободившихся из лагерей.
Епископа Игнатия обвинили в том, что он, «пользуясь положением правящего епископа, группировал вокруг себя верующих и молодежь, среди которых проводил антисоветскую агитацию и распространял ложные контрреволюционные слухи о якобы проводимых советской властью гонениях на религию и верующих, то есть в преступлении, предусмотренном статьей 58, пункты 10 и 11 УК РСФСР». Виновным владыка себя не признал.
16 марта 1936 года Особое совещание при НКВД СССР приговорило епископа Игнатия к пяти годам ссылки в Северный край, и он был отправлен в Архангельск. 3 августа 1937 года владыка вновь был арестован и заключен.
15 октября 1937 года епископ Игнатий был приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Многократные ссылки, заключения в тюрьмы, допросы, каторжная работа в лагере окончательно подорвали его здоровье. Епископ Игнатий скончался в Кулойлаге Архангельской области 9 февраля 1938 года и был погребен в безвестной могиле на территории лагеря.
Митрополит Мануил (Лемешевский) в своей книге «Русские Православные иерархи…» писал о владыке Игнатии: «Это был епископ с добрым сердцем. Всегда прост в обращении с людьми, милосерд и всем доступен. Никого не осуждал, был ко всем снисходителен и только строг к обновленцам. К монашествующим относился с любовью, особенно любил свою мать. Обладал даром рассуждения и в некоторых случаях был прозорлив, любил сам петь и читать на клиросах в церкви. Любил проповедовать, но красноречием не обладал. Содержание же поучения было насыщено назидательным элементом. Говорил о молитве, о борьбе со страстьми и внутреннем делании. Любил повторять изречение Псалмопевца: “Предзрех Господа предо мною выну… да не подвижуся”. Почитал старцев, подвижников и праведников и нередко в молодые еще годы посещал протоиерея Георгия Чекряховского. Болезни переносил с большим терпением и преданностью воле Божией».
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года епископ Игнатий (Садковский) включен в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Дни его памяти совершаются 28 января (10 февраля), в Соборе новомучеников и исповедников Российских (первое воскресение, начиная от 25 января/7 февраля), в Соборе Рязанских святых (10/23 июня), в Соборе святых Архангельской митрополии (19 октября/1 ноября), в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских (27 ноября/10 декабря)[1].
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
10 февраля 2022 года
[1] Основные источники:
Дамаскин (Орловский), игум. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Январь. Тверь: Изд-во «Булат», 2005. С. 369–398; Игнатий (Садковский Сергей Сергеевич) // Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTd4UfN1XeeujfehysCzVfiGis5u2dOiUTaxn...* (Дата обращения — 09.02.2022 г.).
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра