Некрополь Троице-Сергиева монастыря, один из древнейших в Московской земле, ведет свое начало с конца XIV в. В коллекции Сергиево-Посадского музея-заповедника насчитывается более 275 белокаменных плит и их фрагментов. Первой изучать древние надписи-граффити на надгробиях монастыря начала еще в 1950-х годах Т.В. Николаева. При проведении земляных работ в Троице-Сергиевой Лавре в 1999–2002 гг. экспедицией Сергиево-Посадского музея-заповедника было зафиксировано 81 новое средневековое надгробие. Среди них найдены новые плиты XVI–XVII вв. с граффити (всего на сегодняшний день их известно 28).
Классическое определение граффити – это надписи или отдельные знаки, прочерченные простым инструментом быстро, а следовательно, неглубоко. По облику они близки к скорописи. Однако не все зафиксированные нами надписи-граффити одинаковы по особенностям начертания и по назначению.
Первую группу классических граффити образуют: погребальные надписи или их части, сделанные на скорую руку, и пометки мастеров (для кого предназначена плита, дата (или число) смерти, авторский знак). Здесь выделяются:
1) погребальные надписи: на надгробиях Фетиньи 1513 г., младенца-княжны Прасковьи Воротынской 1522 г., Власа Софронова 1530 г. Отметим, что, кроме плиты младенца княжеского происхождения, две надписи сделаны на плитах людей явно незнатных;
2) части погребальной надписи: на надгробии второй половины XVI в., надпись в нижней части плиты о «занятом месте», включавшая имя «МИХАИЛ», также нанесенная в технике граффито. На верхней части надгробия середины XVI в. вместо надписи вразброс вертикально и горизонтально процарапаны отдельные буквы;
3) пометки мастеров на боковых гранях с именами покойных или датами смерти (фиксируются на шести плитах): на части надгробия начала XVI в., на которой была прочерчена фамилия «ПРОНСКОИ», на части надгробия неизвестного с надписью «В ЛЕТО 7... ПОЛ...»; на надгробиях И.Ф. и Ф.Г. Плещеевых-Очиных (отца и сына) 1560 г.: надписи «НА ФЕДОРА» и «НА ИВАНА», на надгробии Нелюбовой (инокини Ефросиньи) 1578 г. – надпись «НЕЛЮБОВА», на надгробии первой половины XVI в. – часть надписи: ... НА АНДРЕЕВИЧА] РОСТОВСКОГО, на надгробии И.Д.Воронцова 1572 г. надпись: [И]ВАНЪ ДИМИТРЕЕВИ4 [В]ОРОнЦОВЪ.
Смысл нанесения пометок был, очевидно, таков: белокаменные плиты предлагались на продажу отесанные и орнаментированные, и, когда надгробие покупалось и принимался заказ на надпись, оно помечалось именем покойного или знаком мастера;
4) шифрованные знаки мастеров (тоже на боковых сторонах): на надгробии Ф.Ф. Юхнова 1585 г. у правого верхнего угла три знака: (по-видимому, личный знак мастера-камнерезца), на надгробии Ф.В. Яновой (Львовой) 1651 г. между арочками орнамента – косой крестик, в надписи на плите казначея Калинника 1664 г. между датой года и названием месяца – маленькая буква «фита» (возможно, цифра 9).
Вторая группа – надписи по начертанию, близкие к граффити, но прочерченные глубоко. Например, надгробие неизвестного начала XVI в., в нижней части которого читается: «ХРИСА». На плите С.И. Угримова-Заболоцкого 1512 г. часть погребальной надписи: дата (год, месяц и число) сначала прорезана мелкими неглубокими буквами высотой 3 см, а затем выполнена еще раз, но уже глубокими буквами высотой 5,5 см. На надгробии Анны Плещеевой 1603 г. встречена оставшаяся разметка-граффити, которая наносилась перед резанием надписи, когда мастер значительно ее сократил, и последняя строка разметки осталась непокрытой надписью.
К третьей группе мы относим сделанные на боковых сторонах или на обороте плиты «пробы» мастеров (пробовали, очевидно, материал, новый инструмент, руку или начертания отдельных знаков). Как правило, это буквы, группы букв, слова, орнаменты, геометрические знаки или простые линии. Среди них надписи:
«В ЛЕ..З» (в лето 7...)» числа: «KS...» (26), «КЕ S(?) (25..6)», отдельные буквы: «Н», «В», «Н», буква «М» или лигатура «НИ», квадрат и три буквы: «И», «Р», «С», продольные длинные линии, ряд коротких параллельных линий, крестик, V-образный знак, четыре коротких косых линии. На обороте надгробия Ульяны Суцкой 1542 г., обнаружена пробная полоса орнамента из десяти мелких треугольников.
В процессе раскопок 1999–2002 гг. впервые было найдено несколько граффити на фрагментах чернолощеных кувшинов XVII–XVIII вв., в том числе надписи: «ИАСАФОВЪ», «ФЕДОСЕВЪ», «ПАНОВ». Можно определенно говорить о подписях собственников, так как имена написаны в притяжательной форме.
В процессе раскопок в 2002 г. были найдены фрагменты изразцов первой половины XVIII в. (румпы), на которых были нанесены крестики-граффити (их считают клеймами, то есть авторскими знаками мастеров).
Граффити на находках из Троице-Сергиева монастыря свидетельствуют о высоком уровне грамотности среди его насельников, в частности, о производственном применении ее мастерами-резчиками по камню, а надписи на сосудах показывают еще и факт существования личной собственности в средневековом монастыре.
Источник: IV Международная конференция. Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России / Тезисы докладов. – Сергиев Посад, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, 2004.