«Сновидения, — говорит святитель Филарет Московский, — различны. Они могут происходить от различных состояний тела, особенно нервов, от сердца, мыслей, воображения, каковы были наяву, и, наконец, от влияния духовного мира, чистых, смешанных и нечистых. Дабы определить достоинство сновидений, потребно многое испытание». Если сновидение «должно просветить нас своей ясностью, оно посылается в ясности и не требует многого толкования. Если оно должно поставить нас в благоговение своей таинственностью, оно посылается в облачении таинственности, и тогда неблаговременное усилие сделать таинственное ясным есть род борьбы с намерениями Провидения... Быть во внимании, в молитве, в уповании на Бога и в ожидании просвещения от Него — обязанность в сем случае.
И в чувственном мире оптический обман легко может быть принят за истину: еще легче в мире духовном, которого свет и законы менее нам знакомы. И в чувственном мире не легко понять видимые знамения внутренности и силы вещей: легче ли понять значение образов духовных? Довольно, что сновидение не подает причины страшиться и смущаться, а частью утешает, частью побуждает к некоторому действованию, сообразному с обязанностями законными.
Молитесь прилежно о Ваших родителях, не умствуя, что им нужно, а просто прося им благодати, мира и спасения»... Услышали Ангельский глас во сне — «благодарите Бога, что в сновидении, которое могло Вас потревожить, Ангел Хранитель, хотя и сокровенно, напомнил Вам крест и молитву. Не отлагайте сего защитительного оружия»... Если же сон — мечтание, то «нечего спрашивать о его значении, как у попугая спрашивать о смысле слов его. Если сон видение, оно посылается так, как для нас надобно». Но не надо «ни желать сновидений, ни домогаться объяснения их... Желание сновидений есть любопытство; любопытство не есть чистое расположение духа, не довольно чистое расположение духа не обещает чистых сновидений; следственно, желающий сновидений сам себя ведет к опасности запутаться в мечтаниях». Не должно также слишком останавливать внимание на сне. «Пройти мимо картины, хотя бы то была и добрая, не много добра существенного, если она не представляет чего, особенно назидательного, а остановиться и заглядеться — значит потерять время и, может быть, уклониться от истинного направления пути...
В долгое отсутствие сна после полуночи могли бы Вы иногда, не вставая, говорить тихо, или совсем мысленно, псалом «Живый в помощи Вышняго» весь по порядку и другие».
«Помнить последняя нам велено. К смерти стараться быть готовым на всякий час, по возможности, надобно. А чтобы на сновидениях утверждаться, сего правила нам не дано».
Источник: К.Е. Скурат. Алфавит духовный. Избранные советы и наставления святителя Филарета Московского. — М.: «Ковчег», 2010. — 330-331.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра