В наше время весьма высок интерес к древним иконам. Специалисты изучают их исторические, художественные, стилевые особенности, публикуются брошюры, издаются ученые труды, выпускается множество книг, посвященных древнему искусству.
Но еще для многих верующих древняя икона остается загадкой, многое в ней вызывает недоумение. На основании знакомства с древней иконой некоторые приходят к неожиданному заключению, что тогда еще не умели писать.
Но не надо забывать, что еще за четыре столетия до Рождества Христова художники большой языческой культуры умело писали картины. С пришествием же на землю Богочеловека на почву этой культуры упало зерно, которое проросло и дало росток нового искусства, христианского, особого по своей природе и внешним формам.
Древняя икона — составная часть жизни Церкви, основанной на земле Христом Спасителем. Христос же, Глава Церкви, сказал о Себе: Царство Мое не от мира сего. (Ин. 18, 36). И Церковь Христова не от мира сего; ее природа иная, нежели у земного мира. Сущность Церкви Христовой духовна, возвышенна, ее жизнь и дыхание есть Господь и Небесная Церковь, ее назначение — продолжение дела Христова, а Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Мф. 18, 11). Спасение мира и приуготовление его ко грядущему Царствию Божию есть миссия Церкви на земле.
Такая надмирность ее сущности и цели сообщили и всем внешним проявлениям ее жизни особые формы, совсем непохожие на формы и образы мирские, начиная от внешнего вида храма и кончая самыми малыми предметами церковного обихода. Все в Церкви приведено в соответствие с ее надмирной природой и все согласованно служит ее конечной цели — спасению мира.
Поэтому и искусство Церкви, и в частности изобразительное искусство (а оно занимает значительное место в храме), получило особое направление, совсем особое содержание, а содержание обусловило и совсем иные формы, то есть внешность его. Уже этой необычайностью своих форм Церковь служит спасению человека, напоминая, что есть иной мир и что наша настоящая жизнь лишь малая ступенька к ожидающей нас будущей жизни. Всеми своими установлениями Церковь еще здесь приоткрывает таинственную завесу вечности и ведет к благодатному общению с Богом, Который есть жизнь и дыхание, пища и питие блаженной вечности. Но начало иной жизни должно быть положено здесь на земле. Одним из таких установлений Церкви является церковное изобразительное искусство.
Чтобы яснее почувствовать разницу между церковным и мирским искусством, рассмотрим и проанализируем сначала, чем и как живет искусство мирское. Приступая к этому, примем во внимание основные положения: что изобразительное искусство основано на зрении, на нашей способности видеть; что всякое художественное произведение можно рассматривать с разных сторон и прежде всего, со стороны его содержания и внешней формы.
Чтобы картина на любую тему производила достаточное впечатление на зрителя, художник должен пройти нелегкий путь: прежде всего ему необходимо обучить и воспитать свое зрение, научиться не только правильно видеть предметы, нас окружающие, но освоить методы и приемы изображения увиденного. Когда этот этап будет пройден, у художника по мере его трудолюбия и таланта сама собой возникает способность проникать за внешность всего видимого, постигать то, что обычному зрению недоступно, и не только постигать, но и воспроизводить это в ярких и сильных образах: таковы характер людей, дух эпохи, различные настроения, грусти или радости природы, различных времен года, соблазнительная сладость свежих фруктов и тому подобное.
Внешний мир при этом является для художественного творчества неиссякаемым и совершенно необходимым источником зрительных впечатлений, многообразных неповторимых образов, живописных задач и наилучших пособий в труде. То, что из всего этого богатства сильнее вдохновит, глубже заденет чуткую душу художника, то ярче отразится и в его произведении. Настолько ярко и сильно, что и зритель поймет и почувствует то, чем была переполнена душа автора.
Увлеченность, горение мастера — рычаг художественного творчества, без этого огня не возникает произведения искусства, почему оно и несет на себе неизгладимую печать вкусов, настроений, симпатий и антипатий своего гениального автора.
Так что же является в картине ее подлинным содержанием? Тема, несомненно, входит в понятие содержания, именно темы делят все художественные произведения на виды (жанры): пейзаж, портрет, натюрморт и прочее, тем не менее мы знаем, что любая тема может быть понята и разработана разными художниками по-разному. Это искусство не ставит для мастера никаких рамок. Он вполне свободен в решении поставленной задачи. Он произвольно разрабатывает темы и светские, и религиозные: следовательно, подлинным и действительным содержанием картины как искусства мирского является настроение, понятие автора — его неповторимая индивидуальность, его душа. Даже и приемы и манеры письма у каждого мастера свои, на всем — печать его личности, так и говорят: "У него свое лицо".
В искусстве картины это самое ценное. Конечно, по- человечески, сообразно складу своей души, художник не все из увиденного может оценивать правильно, на многое из явлений жизни он может смотреть узко, однобоко и даже криво, почему и не всякая картина может быть одинаково для всех приемлема. Мы наслаждаемся художественными произведениями искусства, но некоторые из них могут вызывать у нас чувства неприятные и даже отталкивающие.
Сугубая субъективность творчества каждого мастера обусловливает необходимость подписи на его произведении, и это вполне естественно, так как это только он так понял то, что написал. Таково содержание искусства мирского.
С внешней же стороны, со стороны формы, всякая картина является окном в окружающий нас материальный мир, пространственный, с хорошо нам знакомыми образами, предметами, природой, лицами. Как отражение души мастера, постоянно ищущей, стремящейся все к новым и новым достижениям, изменчивой в своих настроениях, как зеркало нашей жизни вообще, искусство картины чрезвычайно неустойчиво как по своему содержанию, так и в своих внешних формах.
Перейдем к искусству церковному. Как замечено выше, оно есть часть жизни Церкви. Природа же Церкви надмирна, ее жизнь течет выше всего земного, колеблющегося, себялюбивого и страстного; и этой величественной надмирностью с самых первых дней существования Церкви Христовой стали постепенно проникаться все внешние проявления ее жизни, и в частности изобразительное искусство.
Мир духовный невеществен, невидим, обычному восприятию и пониманию недоступен. Ни плотский, ни душевный человек не могут проникать в эту таинственную область, ни тем более черпать из нее какие-либо образы для своего творчества.
Между тем и здесь изобразительное искусство основывается на зрении. И если обычному художнику необходимо научиться видеть, чтобы что-то изображать, то и иконописцу надо как-то прозреть в духовной области, ожить в ней, ощутить ее реальность, задышать ее воздухом — молитвой, почувствовать ее умиренность и бесстрастие, плениться красотой ее чистоты, радостью благоговейного предстояния пред Лицом Божиим.
Евангелие говорит, что чистии сердцем Бога узрят (Мф. 5, 8). Чистое сердце — это смиренное сердце, высочайший пример смирения нам дан Самим Господом Иисусом Христом и к следованию ему призваны все. Достижение же этой чистоты сердца есть дело жизни и духовного опыта. Ни из слов, ни из книг этому научиться нельзя. Чрез деятельное следование за Христом, чрез молитву, при сосредоточенном внимании ко всему, что человек делает и мыслит; изо дня в день, из года в год по крупинке, незаметно накапливается у него духовный опыт. Без такого личного опыта духовный мир непостижим. О нем можно философствовать — и быть в нем мертвым и слепым. И если направление в духовном пути взято правильно, то человек прежде всего начнет видеть свои недостатки, свое подлинное лицо без прикрас. Увидит путь, по которому идет, и где опасности, и как их избежать. Это есть начало просветления духовного зрения. О нем мы и молимся постоянно все и на утренних, и вечерних молитвах, - и в богослужении, и в других молитвословиях: Просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть..., Свет Невечерний Рождшая, душу мою ослепшую просвети...
Познавая себя, мы смиряемся, по мере преуспеяния в смирении — очищаемся, привлекаем благодать Божию, которая отверзает духовные очи и дает дар видения духовного.
Без такого хотя бы начального прозрения в области жизни духовной, что может дать в своем искусстве человек, чуждый этой жизни? Образ, создаваемый им, не будет соответствовать тому, что он дерзает выразить в красках. Достижение же чистоты сердца есть дело всей жизни христианина. Для этого бывают скорби, болезни, страсти душевные и телесные, самые грехопадения, чтобы не в теории, а из опыта человек увидел свою глубокую немощь и смирился. Этот нелегкий путь человеческой души в сем земном странствовании к Небесному Отечеству запечатлен в творениях отцов Церкви, опытно прошедших его.
История Церкви изобилует примерами высоких и особых степеней духовного прозрения.
Вспомним преподобную Марию Египетскую, никогда не видевшую преподобного Зосиму, но назвавшую его по имени, объявившую его сан и велевшую передать игумену его монастыря, чтобы он внимательнее смотрел за собой и за братией, ибо им во многом надо исправиться. Преподобный Андрей, Христа ради юродивый, видевший Покров Божией Матери во Влахерне, однажды встретил на городском рынке инока, которого все восхваляли за добродетельную жизнь, исповедовали ему свои грехи, давали много золота для раздачи нищим. Проходя мимо него, Андрей увидел, что его обвивает страшный змей. Приблизившись, он начал рассматривать этого змея, а вверху, в воздухе, прочел надпись черными буквами: "Корень всякому беззаконию — змий сребролюбия". Андрей увидел, а инок своей беды не видел. Таких примеров множество. Старец иеросхимонах Гавриил, один из наших отечественных подвижников, рассказывал, что в детстве он видел то, что делается далеко, и то, что другим не видно. Рассказы его пугали мать, простую, но глубоко верующую крестьянку, она предостерегала его и просила не вдаваться в это. С годами эта способность у него пропала и снова возникла, когда он уже стал иеросхимонахом. Он воспринимал мысли человеческие как явный разговор, видел совершающееся на расстоянии или души усопших и святых. Батюшка понял, что способность зреть сокровенное дается человеку только за чистоту сердца. Поведав кое-что из этого, он с умилением говорил: "Воистину справедливо слово Христово — Блаженны чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8), и не только Бога, но в Боге и все сокровенное мира сего узрят".
Поэтому VII Вселенский Собор признает истинными иконописцами святых отцов Церкви — они творят художество. Опытно последовав Евангелию, они имеют просветленные духовные очи и могут созерцать то, что надлежит изобразить в иконе. Те же, кто только владеет кистью, относятся ими к исполнителям, мастерам своего дела, ремесленникам или иконникам, как их называли у нас на Руси.
"Иконописание совсем не живописцами выдумано. Живописцу принадлежит только техническая сторона дела. Иконописание есть изобретение и предание святых отцов, а не живописца. Сами оные божественные отцы наши учительски... объяснявшие таинство нашего спасения, изобразили его в честных храмах, пользуясь искусством живописцев" (VII Вселенский Собор. Деяние 6).
Изобразительное искусство Церкви, как часть ее жизни, своим подлинным содержанием имеет православное богословие в целом, все учение Церкви, соборный духовный опыт отцов, учителей Церкви и всех подвижников благочестия, опыт, проникнутый молитвой, неразрывно связанный с богослужением. Поэтому духоносные отцы Церкви руководили этим священнейшим делом (иконописания) и до VII Вселенского Собора, и после, принимая, одобряя, утверждая написанное или исправляя, запрещая и отвергая как несоответствующее духовной истине.
Сообразно с этим, первоначально и освящение вновь написанной иконы заключалось в том, что иконописец (который и сам часто бывал одним из подвижников благочестия), совершив свой труд, не делал на иконе надписи, а, не доверяя себе, приносил ее на рассмотрение предстоятелям Церкви и лишь после утверждения на ней ставилось имя изображенного, что и было ее освящением и усвоением тому, кто на ней изображен. До сих пор Церковь признает православной лишь ту икону, на которой поставлено имя изображенного, хотя по позднейшей практике моментом освящения иконы стало считаться окропление ее святой водою при чтении положенных молитв. После сего она считалась святой, церковной, достопоклоняемой (VII Вселенский Собор. Деяние 6).
Таким образом, в противоположность искусству светскому древняя икона возникала не на воображении и фантазии художника, не на его личном восприятии и толковании сокровенной Божественной истины, а, с одной стороны, на богопросвещенном разуме святых отцов Церкви, с другой стороны, на самоотреченном послушании голосу Церкви святых иконописцев, которые через свое послушание также приобщались духовному опыту Церкви, то есть духовному опыту всех предшествовавших поколений отцов, учителей и святых иконописцев, вплоть до святых Апостолов.
Непоколебимость Богооткровенной истины, составляющей содержание изобразительного искусства Церкви, требовала и соответствующей себе формы. И была постепенно (за первые пять-семь веков) выработана разумом Церкви особая форма, отличная от всякой другой формы, постоянная, единая, твердая — канон; форма, призванная выражать не случайность личного мировоззрения художника, а вовеки незыблемую Божественную истину.
Какова же эта форма?
Если картина с внешней стороны есть окно в мир вещественный, пространственный, то икона по внешней форме есть тоже окно, но в мир духовный, невещественный, не имеющий ни времени, ни пространства в нашем понимании. Отсюда плоскостность иконописного образа, нейтральный золотой фон и многое другое. Этот мир дается в иконе не в свете личного понимания мастера, а в свете общецерковного духовного понимания.
Иконописная форма образа относится к преданию святых отцов и необходима художникам, желающим принести свой талант на служение Церкви.
Их завещание: "Писать, как писали древние иконописцы" (Стоглав), не значит, что следует перенимать только их приемы и стиль письма, это значит следовать их примеру в этом святом деле, то есть входить, вживаться в мир, приоткрываемый иконой, мир, движимый страхом Божиим, дышащий молитвой, исполненный благоговением и бесстрастием, а не копировать только внешнюю форму.
Нам известно, как трудились святые иконописцы. Готовясь написать святую икону, древний, истинный иконописец готовил прежде всего себя самого через молитву и пост, через послушание своему духовному руководителю. Он готовился через самоотречение, для того чтобы в его святое церковное дело не вторглась его человеческая, себялюбивая, страстная природа и не исказила Божественную истину; чтобы самому приблизиться, насколько возможно, к миру, которого ему предстоит касаться кистью.
Преподобный Алипий, первый русский иконописец Киево-Печерского монастыря, ночами молился, днем же с великим смирением, чистотою, терпением, любовью и богомыслием занимался иконописью и по благодати Божией (как говорит его житие) видимым образом воспроизводил как бы самый духовный образ добродетели.
В Русской Церкви нам известны целые сонмы святых иконописцев. Старец иеросхимонах Нил, возобновитель Нилосорской пустыни (1801-1870) занимался иконописанием, следуя древним византийским образцам. Будучи иноком строгой, внимательной жизни, он с великим благоговением, постом и молитвенным приготовлением писал святые иконы. Завершал же свой труд также молитвой: всенощным бдением святому, который был написан, Литургией и водоосвящением, после которого благоговейно поклонялся вновь написанному образу и лобызал его. Все иконы, им написанные, исполнялись благодатных дарований.
Так писались иконы подвижниками Церкви. Свято следуя церковному преданию и завещанию, благоговея пред высотой и глубиной священного образа, древний иконописец, забывал свои личные интересы, почитая себя счастливым, что труд его позволял ему как бы касаться ризы Христовой. И ни один из них не дерзнул подписать созданную им икону своим именем, ибо в ней он не почитал ничего своим, ни содержания, ни формы.
Слово иконописца монахини Иулиании (Соколовой). Смысл и содержание иконы. - Московская духовная академия, 2005.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра