Смиреннейший архидиакон, монах и человек. Архидиакон Ювеналий (Крук; † 9 ноября 2022 года).


Архидиакон Ювеналий (в миру Николай Алексеевич Крук) родился 10 мая 1947 года в деревне Звездная Барановичского района Брестской области в православной семье. В детстве помогал в алтаре храма Преображения Господня в деревне Новая Мышь Барановичского района. В 1965 году окончил среднюю школу. В 1965–1966 годах обучался на курсах телерадиомастеров при Барановичском ДОСААФе. В 1966–1968 годах служил в армии, демобилизовался в звании сержанта.

С 1969 года работал в воинской части № 36856 города Барановичи радиомехаником. В 1971 году поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой продолжил обучение в Московской духовной академии.

На втором курсе обучения в Академии был принят послушником в Лавру. 30 марта 1977 года был пострижен в монашество наместником Лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) в Троицком соборе обители с именем Ювеналий в честь святителя Иувеналия, Патриарха Иерусалимского.

12 апреля 1977 года ректором Московской духовной академии архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) был рукоположен в сан диакона в Покровском академическом храме. В 1981 году награжден правом служения с двойным орарем. 17 июля 1988 года возведен в сан архидиакона в Успенском соборе Лавры.

Отец Ювеналий более 40 лет нес послушание ответственного за диаконский чин и певчего братского хора. Помимо этого, архидиакон Ювеналий многие годы занимался в Лавре иконописными и реставрационными работами, с 1989 по 2007 год руководил лаврской иконописно-реставрационной мастерской. Он был художником-реставратором монументальной масляной живописи первой категории.

Архидиакон Ювеналий являлся духовным чадом иеросхимонаха Сампсона (Сиверса) и всю жизнь хранил в сердце наставления духовника. По воспоминаниям отца Ювеналия, ответы батюшки на насущные вопросы были краткими, но очень емкими и глубоко содержательными, каждое слово имело большой вес и впечатляло душу. Помимо личных встреч отец Сампсон присылал отцу Ювеналию письма, в которых учил избегать формализма и тех обстоятельств, которые могут привести ко греху. Пройдя такую школу воспитания, отец Ювеналий всю жизнь был крайне внимателен и требователен к себе.

Отец Сампсон благословил юного Николая принять монашество на втором курсе Академии, потому что «потом может быть поздно». И действительно, оказалось, что наместник Лавры архимандрит Иероним охотнее постригал в монашество первокурсников, считая, что у студентов 3–4 курсов уже нет такого произволения, и зачастую они принимают постриг не ради Христа, а потому что «уже некуда деваться». Поэтому к старшекурсникам отец Наместник внимательно присматривался и принимал в число братии далеко не каждого. По воспоминаниям отца Ювеналия, архимандрит Иероним был выдающимся подвижником своего времени. В условиях еще не закончившихся гонений он сумел очень много сделать для монастыря: провел значительные строительные и реставрационные работы, оформил братии постоянную прописку, что было по тем временам невероятно сложно сделать… Проявляя одновременно строгость и заботу, отец Иероним, как и отец Сампсон, явился для отца Ювеналия назидающим и укрепляющим примером на всю дальнейшую жизнь.

Также большое влияние на становление отца Ювеналия, на его возрастание в духовном делании оказал архимандрит Кирилл (Павлов). Вспоминая старца, отец Ювеналий рассказывал: «Когда кто-то из братии просил добавить что-то в свое молитвенное правило, батюшка вникал в просьбу — спрашивал, зачем, для чего, почему — и благословлял. Не знаю, всем ли и всегда, но благословлял. И отец Кирилл всегда радовался, когда видел какого-нибудь брата в особом, благодатном состоянии. Батюшка как-то вычислял такого брата и всегда радовался — мог подойти и обнять. Он очень тонко чувствовал людей». В этих воспоминаниях угадывается личный опыт молитвенного делания самого отца Ювеналия. Вполне возможно, что он рассказал именно о себе, не называя своего имени. Об этом опыте также свидетельствуют рассуждения отца Ювеналия о молитве, которые записал один из насельников Троице-Сергиевой обители: «Всякая молитва должна быть с соучастием сердца — в той степени, в которой сердце может соучаствовать. Это хорошо отражено в трудах святителя Феофана. Конечно, современному человеку трудно всем сердцем погрузиться в молитву, и ставить такую задачу — неправильно. Поэтому один из самых простых и надежных методов — просто вникать в смысл произносимых молитв, сопровождать чтение молитв теми мыслями, которые являются сутью, сущностью произносимых молитвенных фраз. И вот сопровождение этими мыслями — оно как раз и подталкивает ум приближаться к сердцу, на ту степень, на которую оно очищено. Ну а чтобы полностью войти в сердце — нужно, безусловно, иметь чистое сердце. И, конечно, если человеку такая молитва дается — это дар Божий. Никаким искусственным путем вогнать ее в сердце невозможно — ум будет всплывать, как поплавок из воды. Только Господь Духом Своим Святым может поместить ум внутрь сердца». По воспоминаниям лаврской братии, отец Ювеналий всегда был на вечернем богослужении и понуждал себя к непрестанной молитве — даже во время служения не выпускал четки, а держал руку с четками под стихарем, чтобы не привлекать внимания. Неудивительно, что отец Кирилл любил с ним служить.

Отец архидиакон был очень требователен к себе и других призывал всегда руководствоваться канонами Церкви и строго соблюдать Устав. Он был противником каких-либо новшеств в богослужении. Если кто-то пытался что-то изменить или добавить, мог возразить: в служебнике или требнике написано так-то. Братия вспоминает, как однажды на общем соборовании в Успенском соборе Лавры в Великую Среду один из старших диаконов на малой ектении просил добавить к словам «О еже проститися им всякому согрешению, вольному и невольному…» частичку «же», потому что так привычнее и в чине наверняка опечатка. Отец Ювеналий строго запретил.

На Михайлов день при отпусте мог тихо в стороне поправить: «Неправильно говорить “ихже и память ныне совершаем”. Бесплотные силы не жили на земле, не умирали. Мы не память их совершаем, а просим их о предстательстве пред Господом».

При этом отца Ювеналия отличали удивительные кротость и смирение. Валерий Яковлевич Саврей[1] свидетельствует: «Отец Ювеналий был олицетворением подлинного монашества: кротости, глубокого смирения, сострадания, любви. Господь дал ему удивительную способность — вмещать чужую боль, как свою. Это дар истинной любви. По словам апостола Павла, любовь не раздражается, не ищет своего, все покрывает… И отец Ювеналий действительно все покрывал. Я не помню, чтобы он на кого-нибудь когда-нибудь раздражался. Не помню, чтобы во время наших многочисленных бесед на протяжении многих лет отец Ювеналий говорил о ком-то отрицательно. Даже большие искушения он покрывал любовью. Митрополит Филарет (Вахромеев) предлагал ему епископскую кафедру в Белоруссии, но отец Ювеналий отказался, сославшись на то, что его призвание быть простым монахом. И это говорит о многом. Он жил не для себя, а для Христа Спасителя. Он вел замкнутый образ жизни, и вел его потому, что свое подлинное, сокровенное, духовное ядро хотел сохранить в целомудрии и чистоте».

«Смиреннейший, благоговейнейший архидиакон, монах и человек, — вспоминает его митрополит Каширский Феогност. — Отец архидиакон был всецело предан служению Господу, у него никогда не было ропота. Для нас он навсегда останется примером кротости, благоговения, благочестия, веры и верности».

«Я знал этого светлого человека со студенческих лет, — рассказывает митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. — На всю жизнь запомнил, как он сослужил архимандриту Кириллу (Павлову) за Божественной литургией, чаще всего в Трапезном храме Лавры. Уже тогда для всех нас, студентов Московской духовной академии, отец Ювеналий стал примером благоговейной и смиренной молитвы, трепетного отношения к святыням алтаря и храма Божиего. Он был человеком, никогда не пребывающим в праздности. После богослужения переодевался в рабочую одежду и, будучи одаренным от Господа художественным даром, реставрировал росписи в храмах святой обители. По свидетельству многих очевидцев, он был ревностным делателем молитвы Иисусовой. В ответ на жизнь во Христе он был щедро одарен от Бога дарами Духа Святого, о которых писал святой апостол Павел: “…любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона” (Гал. 5, 22). Отец Ювеналий был поистине человеком Божиим, примером настоящего монаха. Достаточно было его увидеть, поприветствовать, обнять, чтобы получить огромную сердечную радость и чувство мира. Его чистые, светлые, детские глаза были ярким свидетельством такой же чистой жизни».


Основной источник: В служении Пресвятой Троице и преподобному Сергию. Братия Троице-Сергиевой Лавры XX–XXI веков. Избранные жизнеописания / Сост. иером. Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2024. С. 115–120.



[1] Доктор философских наук, профессор кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ, профессор кафедры библеистики Московской духовной академии.




9 ноября 2024

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.