Великая награда уготована любящим Господа. Апостол Павел говорит: «...око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).
Вижу, что стою в великолепном храме. Царские двери открыты, служат пасхальное богослужение. На амвоне стоит диакон из одной казанской церкви. Говорит он песню Пасхального канона, а хор вторит ему. Особенно запечатлелись в моем уме последние слова: «Совершен речеся». Удивительно пел хор. Я никогда в жизни не слышал такого пения: казалось, что звучал каждый атом воздуха. Пение это умиляло и приводило в неописуемый восторг. Теперь уже я, грешный, таких снов не вижу, не дает Господь такого утешения — иди так на жизненном пути, — а хотелось бы еще хоть раз пережить те восторги. Помню, долго я был под впечатлением сна. Старался припомнить каждую его подробность. Думалось мне еще, отчего это в небесном храме я видел нашего диакона. Стал о нем расспрашивать знающих его людей. Сначала получал неудовлетворительные ответы: бас у него, говорят, отличный. Что бас — ради него в рай не попадешь. Потом я узнал, что он тайный подвижник.
О, если бы нас всех Господь сподобил улучить рай небесный! Впрочем, нужно надеяться на это: отчаиваться — смертный грех.
Дух злобы стремится всех совратить с пути правого — ленивых и нерадивых действительно совращает.
Однажды к некоему подвижнику чувственным образом явился диавол. Подвижник спросил его:
— Зачем вы с такой злобой нападаете на род человеческий?
— А зачем вы занимаете наши вакантные места? — ответил злой дух.
За гордость свою лишились духи злобы райского блаженства, и их места занимают теперь люди за смирение! Оно нас ставит выше сетей диавольских.
Однажды преподобному Антонию было видение о том, как враг всюду и всем расставляет сети. Смутился подвижник и, вздохнув, сказал: «Господи, кто же может избежать этих сетей?» И услышал ответ: «Смиренные». Надо стараться стяжать смирение, без него все наши подвиги ничего не значат. Если подумает человек, что он — нечто, то пропал. Для Господа приятнее грешник смиренный, чем праведник гордый.
Подобно Макарию Великому, и святому отшельнику Питириму Ангел возвестил однажды, что, несмотря на его подвиги, он не достиг еще той святости, как одна послушница, живущая в общежитии в монастыре. По внушению Ангела святой Питирим отправился в указанный монастырь. Придя туда, он попросил игумению показать ему всех сестер обители. Когда все явились и начали подходить под благословение, святой Питирим сказал:
«Нет ли еще сестры?» — «Есть, — сказала игумения, — но ее нельзя привести, она наполовину безумная, и мы ее терпим в монастыре только из сострадания». Святой все-таки велел ее привести. Пришла она в жалком рубище, со сбитым платком на голове. «Где ты была, мать?» — спросил святой. «У выгребной ямы лежала». — «Что же ты, мать, лучшего места не нашла?» — «Да лучшего места я и не стою».
Святой Питирим позволил ей уйти, а затем, обращаясь к игумении и сестрам, сказал:
«Ваш монастырь имеет неоценимое сокровище: эта смиренная сестра ваша есть великая угодница Божия».
Услышав это, все сестры взволновались. Одна призналась преподобному, что часто била сестру; другая всячески поносила ее; третья относилась к ней с величайшим презрением. Сестры хотели тотчас же попросить прощения у обиженной, но та, узнав об их намерении, тайно оставила монастырь, чтобы не возгордиться. Господь сказал: «...всяк возносяйся смирится, и смиряяйся вознесется» (Лк. 14:11).
Источник: Из книги преподобного Варсонофия Оптинского (Плеханкова) «Духовное наследие»
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра