Если нужен опыт и пример, до какого успеха в духовной жизни довести может простое поучение во псалмех, и пениих, и песнех духовных, по руководству Христовы Церкви: то для сего мы можем указать на многих прославленных в Церкви святых, и в числе их на прославляемого ныне светильника Церкви Российской.
Ибо какие средства имел он для своего наставления? Училища? Они в его время не процветали: и не в училище искал он образования, но в обители монашествующих. От поучения во псалмех и пениих, и песнех духовных, по чину церковному, воссиял в нем духовный свет, который, возрастая, вознес его на высокий свещник, озарил Церковь его мудростью и святыней, и еще озаряет чудодейственной благодатью.
Какой же простой путь – упражнением в слове псалмопения, дойти до чистого состояния духовного, до спасения души, до славы чад Божиих! И притом путь, конечно, верный, потому что его указал апостол Павел, потому что им прошел святитель Алексий.
А если так: то и удивления, и сожаления, и заботливого размышления достойно то, что многие долго сим путем идут, и не далеко достигают; – долго упражняются в церковном и домашнем богослужении, но, и после столь обильного сеяния духовного семени в их чувства и мысли, не только сторичного, даже тридесятичного плода духовного в них не видно.
По устроению и чину Христовой Церкви, мы все ученики слова Христова: соответствуют ли же наши успехи цели и продолжению нашего учения? – Дабы вы могли в сем испытывать сами себя, повторяем один из начальных уроков вашего учения.
Слово Xpиcmoвo да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости учаще и вразумляюще себе самех, во псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Господеви.
Под именем слова Xpиcmoвa, в наставлении апостола, по руководству других его изречений, надлежит разуметь, во-первых, начала Xpиcmoвa слова (Евр. 6:1), или первоначальное христианское учение, о покаянии от мертвых, то есть, греховных дел, о вере в Бога, о воскресении мертвых и суде вечном; во-вторых, слово крестное (1 Кор. 1:18), или учение о спасении человека грешника крестным страданием и смертию Богочеловека Иисуса Христа; в-третьих, премудрость Божию в тайне сокровенную (1 Кор. 2:7), открытие высоких тайн Божества Духом Святым, испытание духом глубин Божиих (ст. 10), многое, о чем знающие говорить большею частью не смеют и не умеют, и о чем не знающие мы напрасно усиливались бы плодить немые речи.
Святитель Алексий, митрополит Московский
Великое и необъятное слово Христово! И чего же в отношении к сему слову требует апостол от учеников своих? Слово Христово, говорит он, да вселяется в вас. Это не то, что слушать по временам сие слово из уст другого, или своими устами произносить, или уметь иногда приводить оное на память. Требуется, чтобы оно в нас вселялось, и следственно жило в нас. – Каким образом? – Так, чтобы другие мысли в ум, другие желания в сердце были принимаемы, как гости, допускаемы, как пришельцы, на время, по нужде. А слово Христово было бы постоянной мыслью в уме, господствующим желанием в сердце, душей во всей деятельности. Неоскудный наставник дополняет: да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости: т.е. надобно, чтобы вы не оставались при скудных детских начатках учения Христова, но постепенно приобретали в оном новые, более обильные успехи. Чтобы никакую, даже в тайне сокровенную, премудрость не почитали для вас чуждой, и до вас не принадлежащей, но со смирением устрояли ум ваш к Божественному созерцанию, и сердце ваше к небесным ощущениям.
Но как все сие сделать? Искусный наставник для великого дела предлагает довольно простой способ, или, чтобы нам понять его раздельнее, в одном способе заключает два.
Апостол предлагает, во-первых, псалмопением упражнять ум: учаще и вразумляюще себе самех, во псалмех и пениих и песнех духовных. Какой удобный способ образования духовного! Не посылают вас в училища, на продолжительные и трудные уроки, для чего у многих не достало бы, или времени, или способности. Не заставляют далеко искать превосходных наставников, если таких нет в виду. Вам предлагается род самообучения и взаимного обучения в христианстве. Упражняйтесь, говорят вам, во псалмех и песнех духовных. Это не столько труд, сколько увеселение духовное. Только делайте сие не просто и без внимания, но с сим вместе учите и вразумляйте сами себя и друг друга. Когда слышишь, или произносишь слова псалма, или другого духовного песнопения, или церковного чтения: собирай в них мыслящую силу твою, углубляй внимание твое, примечай, какая в оных заключается истина, или какая открывается тайна, или какое преподается правило жизни. Если не снопами, как богатые, то, хотя бы по подобию бедных, малыми класами (колосьями) и зернами собирай на великой ниве Церкви семя жизни. Довольно и сим образом соберешь, чтобы засеять твою малую духовную ниву. Если встречаешь не вразумительное для тебя, и если притом не любопытство побуждает тебя искать уразумения: обратись к другому внимательному и опытному, и преимущественно к поставленному Церковью наставнику, да последует одному от другого вразумлениe в том, что кому открылось. Случится ли, что и ближний твой так же, как ты, не доразумевает: обратись опять к тем же псалмам, и они подадут тебе помощь против сего затруднения, научая тебя взывать в молитве к Богу: открый очи мои, и уразумею чудеса от закона твоего (Пс. 118:18). Тихая молитва, как безмолвная Мария, при ногах Христовых, несравненно более научается, нежели самодеятельный суетливый, как Марфа, разум, молвящий о мнозе (многом), с своими мудрованиями и внешними пособиями знания. Посмотрите, как Архангел Гавриил преподает Даниилу откровение тайн, и вместе изъясняет способ, каким достиг пророк до сего высокого познания. Еще глаголющу ми в молитве, сказует о себе пророк, и се муж Гавриил, парящ: и вразуми мя, и рече: Данииле, ныне изыдох устроити тебе разум. В начале молитвы твоея изыде слово, и аз приидох возвестити тебе, яко муж желаний ecu ты (Дан. 9:21–23). Чудное училище Божественное! Ученик на земли, учитель на небеси: не успел ученик изъявить желание небесного наставления, как молния откровения блистает на небесах, и слово Божественное нисходит на землю в устах вестника небесного. Ты должен получить ведение, говорит Архангел пророку, потому что ты человек молящийся: яко муж желаний ecи ты. Да не подумает слушающий сие: до меня сей пример не касается, ибо я не пророк. Что нужды, что ты не пророк? Из сего можно заключить только, что к тебе, вероятно, не Архангел пошлется, и не откровение судеб тебе преподается. Но по крайней мере один от меньших ангелов, тем не менее, по выражению Церкви, верный наставник, может вразумить тебя о том, что тебе нужно уразуметь для твоего спасения. Только дай ему доступ до тебя путем твоей молитвы: яко муж желаний ecu ты.
Во-вторых, апостол предлагает псалмопением питать сердце: во благодати поюще в сердцах ваших Господеви. Ecли надобно, как то уже несколько изъяснено, чтобы слово Христово жило в христианине, то, без сомнения, недостаточно было бы стараться образовать оным ум, без особенного попечения о сердце. То, что в мире обыкновенно называют просвещением, есть не более, как лунное мерцание света и жизни, а не полный свет и жизнь духа. Истинное начало жизни духовной, подобно солнцу, изливает теплотворный свет, просиявающий в уме истиною, и согревающий сердце любовью к добру. Даже преимущественно в сердце открывается духовная жизнь, по крайней мере, ближайшая степень ее, на которую восходим из плотской жизни падшего Адама. Так учит древний царственный мудрец: всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота (Прит. 4:23).Сердце отверзает Господь, дабы человек внимал (Деян. 16:14) слову Христову, и оно вселилось в нем. В сердца изливается любовь Божия Духом Святым данным нам (Рим. 5:5). В сердца посылает Бог Духа Сына своего, вопиюща Авва Отче (Гал. 4:6). Таковым благодатным действиям Божества на сердце человека взаимным сердечным действием соответствовать, и к принятию оных себя располагать учит апостол, когда увещает во благодати петь в сердцах наших Господеви. Совершая священное песнопение, или участвуя в оном, берегись, чтобы не одними устами участвовать в оном, поелику Господь со гневом жалуется на тех людей, которые к нему приближаются усты своими только, и которых сердце далече отстоит (Ис. 29:13) от Него. Также не одним слухом, хотя бы то было и не без разумения, потому что не пользует слово слуха, не растворенное верою слышащих (Евр. 4:2). Но возбуждай сердце твое, чтобы оно изнутри ответствовало на внешний псалом, в духовном созвучии; чтобы оно, при воплях покаяния сокрушалось и умилялось, пред глаголами веры и тайн благоговело и смирялось, при гласах славословий восхищалось на небо. Когда воспевается любовь к Богу и надежда на Него, веселилось и радовалось, при песнях духовных, изображающих духовную, богоугодную жизнь, всеми своими желаниями воскрилялось к сей вожделенной жизни. Наконец, чтобы и тогда, когда в устах пение умолкает, оно еще отзывалось в сердце, и возобновлялось воспоминанием и повторением благодатных ощущений.
Святитель Алексий, митрополит Московский.
Альбом изображений святых икон
издания хромолитографии Е. И. Фесенко в Одессе. Кон. XIX в.
Если кому представится недоумение в том, что апостол заповедует петь в сердцах во благодати, которая от нас не зависит; а потому, кажется, и заповеди не подлежит: то, для ответа на cиe, можно указать на достойных подражания певцов, имущих гусли Божии, стоящих на мори сткляном, смешенном со огнем (Апок. 15:2). Благодать подобна сему морю: так она беспредельна; так водоогненна! Ибо и орошает жаждущее сердце, и воспламеняет охладевшее. Ты стоишь, может быть, еще не на сем море, а на земле, потому что к земле привязан помыслами, желаниями, пристрастиями: но сделай шаг, и стань на море сткляном, чистом и светлом. Отвергни земные пристрастия, желания, помыслы, и ты очутишься во благодати. Тогда познаешь, как удобно исполняется апостольская заповедь, петь в сердцах во благодати.
Таков, возлюбленные соученики, апостольский урок о вселении в нас слова Христова. Нужно ли напоминать, что сделано Церковью, к большему облегчению нашего духовного учения? Псалмы, пения, песни духовные, назидательные чтения избраны из священных книг, дополнены чистыми излияниями Духа чрез уста богоносных отцев, расположены по дням и часам. Небесное училище, вместе и святилище, всякому отверсто. Что же? Довольно ли учим мы самих себя? Довольно ли вразумляем друг друга? Каковы наши духовные успехи в учении, в житии? Трижды в день мы слышим в церкви Символ святой веры: но в чем существенно состоит спасительная истина веры, как мало иные знают! Годы проводят среди псалмов и песней духовных: но слова Христова, в себе вселившегося, не являют; плода духовнаго, каковый есть любы, радость, мир, долготерпение, веpa, кротость, воздержание, в зрелости и обилии не приносят. Ежедневно слышат в церкви возбуждающий глас: горе имеим сердца: но возвысить сердца свои не подвизаются, без заботы оставляют их долу, наполненные суетою, одебелевшие, ожесточающиеся, окаменевающие. Что же будет далее? – по господствующей привычке и многочисленным примерам, вероятно, все тоже. Что же наконец? – Сие учебное время, сия учебная жизнь кончится, не как во внешних училищах в известный срок, но совсем неожиданно, и мы призовемся на открытое пред целым светом испытание, еже на Страшнем суде Божием. Чем извиним тогда духовную малоуспешность нашу?
Знаю выдуманные на сей случай извинения. Не всем, говорят, быть учителями и богословами, не всем быть святыми.
То правда, что не всем предназначен дар и долг учительства, что и апостол не желает многих учителей (Иак. 3:1) и Церковь не многих удостоила имени богослова. Однако же никому не позволено в христианстве быть вовсе не ученым, и оставаться невеждой. Сам Господь не нарек ли Себя учителем, и Своих последователей учениками? Прежде нежели христиане начали называться христианами, они все до одного назывались учениками. Неужели это праздные имена, ничего не значащие? И зачем послал Господь в мир апостолов? Первее всего учить все народы: шедше научите вся языки. Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа. Не для тебя посланы апостолы. Ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства. Я не знаю, что ты такое, и что с тобою будет.
Что касается до тех, которые хотят основать себе надежду спасения на сем, конечно не святом, догмате: не всем быть святыми. Довольно сказать против них одно святое слово: мир имейте, пишет апостол, со всеми, и святыню, ихже кроме, то есть, без мира и святыни, никтоже узрит Господа (Евр. 12:14). Сбудется приговор, произносимый миром против себя, что не всем быть святыми. Но что будет с теми, которые не потщатся покаянием, верою, духовным учением, благоговейным житием очиститься, просветиться, и, рано или поздно, имети святыню? Апостол уже решил их участь: не узрят Господа.
Братия! Да не разлучит нас от Господа нерадение наше и невнимательность. Перестанем думать, если кто думал до сих пор, будто можем угодить Ему, исполняя только некоторые обязанности, только наружно и как случится. Бог разумов Господь (1 Цар. 2:3). Бог зрит на сердце (1 Цар. 16:7). Царствие Божие внутрь вас есть (Лук. 17:21). И так непременно нужно внутренне приготовлять и устроять для Царствия Божия наш разум и наше сердце. Воспользуемся для сего средствами, кои столь щедро подает нам Церковь, непрерывно нас учащая и вразумляющая, если только желаем учиться и вразумляться. Примем себе в деятельное руководство апостольское слово, написанное некогда для христиан Колосских, но точно не мимо и каждого из нас изреченное Духом Святым: слово Xpиcтoвo да вселяется в вас богатно, учаще и вpaзумляюще себе самех, во псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Господеви. Аминь.
Источник: Свт. Филарет (Дроздов), митр. Моск. и Коломенский. Слова и речи. Т. 4. 1836–1848.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра