Слово митрополита Платона (Левшина) на день святителя Николая

Многим празднуем мы угодникам Божиим, которые святостию жития и различными оказанными Церкви и роду человеческому заслугами достойны, дабы всегда мы их прославляли и молитвенной их искали помощи. 


Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец.
Келейная икона преподобного Сергия Радонежского

Но едвали кто из Святых Божиих с толиким прославляется усердием, и с толикою верою призывается на помощь, как Святитель Христов Николай. Какая бы тому была притчина? и все Святыя предстоят престолу Господню, любят нас, и в подвиге спасения подать нам руку помощи по благоволению Божию всегда готовы. Но к имени Святителя Николая столь всех расположенно есть сердце, что, естьли токмо его воспомянуть, по читаем, что уже некоторое мы в нуждах своих получили облегчение. Какая бы тому была притчина? по мнению моему есть следующая. Все мы различными нуждами всегда отягощаемся: многие несчастливые случаи отвсюду нас стречают. Сродно страждущему искать помощи, и обремененному облегчения. При таковом нашем положении слышим мы из жития Святаго Николая, что едвали кто, как он бедствующим и сущим в нуждах всегда готов был в помощь. За неповинно осужденных вступался, по скудости в грех хотящих впадать снабжал имением и отводил от греха, утопающих извлекал из смертоносныя бездны, в полон от неприятеля захваченных освобождал и возвращал драгие залоги их родителям. Наклонивших уже свои выи под усечение мечем оживотворял своим скорым и сильным предстательством.

Сия мню есть притчина, что толиким отличным горим мы к нему усердием. Да и притчина самая важная и справедливейшая. Ибо нет ничего драгоценнее и любезнее, как человек благодетельствующий другим. Он есть подобен Богу изливающему свои щедроты на все твари изобильно. Но сия же особен ная наша православных Россиан к святому мужу привязанность, и нам самим делает честь. Ибо по сему судя, кажется, что и мы склонны к благодетельству и к несчастным сердобольны. Ибо поверить бы кажется трудно, чтоб с одной стороны любили мы благодетельнаго и милостиваго мужа; а с другой были бы сами жестокосерды и к благодетельству несклонны. В таком случае должно нам тотчас представиться, что подражающий Богу Святитель жестокосердым, а особливо еще других обижающим помощником быть не восхощет и не может. Но да отвратит Господь от нас таковое несчастие, чтоб угодники Божии помощию своею от нас удалилися. Так должны же и мы подражая святым друг другу помогать и благодетельствовать.

Добро само собою есть общительно. Положим, что ты счастлив, почтен и радостен. Тотчас желается тебе и счастие свое другим открыть, и честию своею других очи удивить, и радость свою не вмещая в себе тотчас пересказать другому. Естьлиб ты был один, счастие твое не столь бы тебя услаждало; честь никакова бы не принесла тебе удовольствия, радость во внутренности стесненная там как бы погасла. По чему счастие, честь и радость не сами собою для нас усладительны, но когда имеем мы их кому сообщить.

Но для того ли ты другим их оказываешь, чтоб пред ними токмо повеличаться, и оказав свою пышность, в других произвести только или зависть, или негодование, или смущение? когда несчастливые увидев твое в счастии величание, больше узнают свое несчастие, и видев твое изобилие, больше узнают свои нужды и бедность; а чрез то возмут случай больше оплакивать свой злополучный жребий, и может быть будут роптать на Промысл; а тебя отяготят поношениями, что ты или того счастия не заслужил, или недостоин тем пользоваться. Для сего ли, говорю, будешь ты изъявлять пред другими свое счастие? о великое твое в сем будет заблуждение!

Добро, сказали мы, само собою есть общительно. Еще счастие твое в тебе одном есть заключенно, когда ты оным по наружности только величаешься пред другими, а самою вещию они в том не участвуют. Следовательно и тебе самому, коли поистинне разсуждать, ни какова оно не приносит удовольствия. Представь себе древо плодоносное; тогда ли оно лучше, когда показывает токмо красный вид плодов своих, но никто ими не пользуется; или когда всякое животное в сладость ими насыщается? В первом случае оно тоже, какбы было и безплодное, и токмо на посечение и сожжение годное: но в случае другом оно зберегается, со тщанием обработывается, и едино воззрение на него приносит удовольствие. Представь себе источник. Тогда ли он прямо заслуживает честь свою естественную, когда ни чьей жажды не утоляет; или когда утомленных жаром и жаждою прохлаждает и оживотворяет?


Икона святителя Николая, подаренная в 1384 году
болгарскому воеводе В. Войтеговичу прп. Сергием



Бог украсил тебя дарами счастия, яко древо плодоносное: наполнен ты способностию и могуществом помогать другим, яко глубокий источник воды живыя. Будешь ли ты оныя скрывать в самом себе? Но на что? Ты тем докажешь, что напрасно оные тебе и даны; да и самого себя лишишь проистекающаго из них удовольствия. Ибо оно не может быть, когда дары щастия в тебе одном только закрыты и погребенны.

Видим мы, видим, что ты стремительно порываешься щастие свое ока зать пред другими. Но естьли сие оказание состоит токмо в одном хвастовстве и величании, тогда струя щастия твоего останавливается только на тебе, и далее не протекает. Что тогда сей твой источник? Тоже, как бы его и не было, и достоин, чтоб был закопан и заложен тяжким каменем.

Почто ты завидуешь сей златой своей струе протекать далее и напаевать смертных; или паче, почто ты сей дух жизни в себе самом умерщвляешь, и делаешь себя гробом заключающим в себе дух умерщвленный? Страшишься ли, дабы сия струя всеми пиемая, напоследок не оскудела, или не изсохла. Никак! воззри на естество источников. Они чем более протекают или изчерпываются, тем обильнее и чистее становятся.

Но хотяб ты и нерадел о других; то по крайней мере не должен пренебрегать самого себя. Чем более ты щастие свое сообщишь другим; тем более умножится собственное твое удовольствие. На других, щастием твоим учинившихся щастливыми, когда воззришь ты, что тебе представится? Представится тебе, что сии о щастии своем радующиеся люди суть как бы райския дре ва, возрасшие от семян тобою посеянных: или паче представятся как чада рожденные твоим человеколюбием, в коих начертан сияет образ твой отеческий и подобие. Может ли что сравняться с сим сладчайшим и небесным удовольствием? Сирота тобою воспитанный, бедный тобою снабденный, болезнующий тобою исцеленный, немощный тобою защищенный, унывающий тобою возставленный, невежа тобою просвещенный, не суть ли духовное и святое твое порождение, коим без постыждения можешь со Апостолом сказать: Благодетельством аз вы родих (1 Кор. гл. 4, ст. 15). И сие рождение пред телесным несравненно преимущественнее; и таковый благодетельный муж есть вторый Авраам, и отец многих верующих (Рим. гл. 4, ст. 11).

Таков был празднуемый нами Святитель. Он был честию духовною почтен, не имел недостатка в содержании; был телом здрав, духом спокоен: чтож бы ему нужды было в других? Нет! он совсем тем почитал себя нещастливым, естьлиб не учинил щастливыми других; или паче щастие свое поставлял в щастии других. Был древо плодоносное, от него же питалися многие: был источник приснотекущий, имже напаевалися все жаждущие.

Достойно убо и праведно таковаго мужа имя мы со благоговением прославляем. Но я боюсь, чтоб как сей святейший муж воззрев на нас с высот небесных, не оскорблен был паче, нежели обрадован нашим его прославлением. Известно, что в лице коголибо словами хвалить; а делом ему тайный причинять вред, есть ласкательство, и честным людям противное, кольми паче, святым Божиим несносное и досадное. Благодетельствуем ли мы другим, защищаем ли ближняго честь, как собственную свою: истощаем ли имения не на роскошь; но на снабдение бедных? Обращаем ли честь и могущество, не на гордость и презрение, но на покровительство неповинных и беззаступных? Живем ли в том союзе любви, в каком прилично одного общества согражданам, и единыя Церкве членам.

О Святителю Божий! мы ведаем, что ты милосерд был к нещастливым; но и строг к жестокосердым. Не испытывай нас в наших делах. Мы для того-то и собрались в сей священный храм, чтоб признать себя неисправными, и примером твоея добродетельныя жизни научиться, чтоб хотя впредь лучше нам свою препровождать жизнь с помощию твоих святых молитв. Аминь.

Говорено в Николаевском Греческом монастыре 1782 году, Декабря 6 дня.

Источник: Платон (Левшин), архиепископ Московский и Калужский, и Свято-Троицкия Сергиевы Лавры священно-архимандрит. Поучительные слова, том одиннатцатый.



Источник: STSL.Ru
19 декабря 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.