В нынешний день, в неделю по Пятидесятнице, совершаем праздник Всех святых всей вселенной в Азии, в Африке и Европе, на севере и юге.
Стихи
Я воспеваю всех друзей моего Господа; если кто хочет, пусть присоединится к ним ко всем.
Божественнейшие отцы наши установили совершать настоящий праздник после сошествия Святого Духа, некоторым образом как бы показывая, что именно пришествие Святого Духа чрез таковое [духовное] действие апостолов освятило, умудрило людей нашей же породы и возвело их на место низшего чина ангельского и привело к Богу чрез Христа, — одних мучением и кровью, других добродетельной жизнью и поведением. И совершается сверхъестественное, ибо, с одной стороны, нисходит Дух в виде огня, который по природе имеет стремление вверх; с другой стороны, восходит горе земля, которая по природе стремится вниз, какова и наша природа. Но ненадолго воспринятая Богом Словом и обоженная, возвышенная и восседшая одесную славы Отчей плоть ныне и всех желающих влечет, по обетованию, так как Бог Слово уже явил дело примирения. И какая же цель Его пришествия к нам во плоти и всего домостроительства более предусмотрительная, как не та, что Он отринутый, то есть невежественный, из язычников, народ приводит в единение и дружество с Богом, между тем как человеческая природа как бы некоторые начатки приносит Богу благоугодивших Ему различным образом в ней. И вот первая причина, по которой мы совершаем праздник Всех святых.
Во-вторых, потому, что многие хоть и благоугодили Богу высокой добродетелью, но почему-то, может быть, даже по каким-либо человеческим обстоятельствам, остались неизвестными среди людей, между тем как у Бога имеют великую славу. Или же, поскольку многие жили по Христу в Индии, Египте, Аравии, Месопотамии и Фригии и в верховьях Черного моря (Евксинского), а также на всем Западе, даже до Британских островов, короче сказать, на востоке и западе; и как, по их бесчисленному множеству, неудобно было воздать им должную честь, как принято обычаем церковным, то, дабы нам исходатайствовать и у всех них помощь, божественнейшие отцы уставили совершать празднество Всем святым (коих только освятил обитавший в них Дух Святой), совокупно воздавая почесть всем, в какой бы земле они не благоугодили Богу, прежде и после жившим и даже имеющим впоследствии явиться, не явленным и прославленным.
Или, в-третьих, надлежало всех, празднуемых отдельно в каждый день, совокупить в один день, дабы ясно было, что они все подвизались за Единого Христа и проходили одно и то же поприще добродетели и таким образом, как рабы Единого Бога, достойно увенчаны и составили Церковь, восполнивши горний мир, возбуждая и нас совершать, подобно им, подвиг разнообразный и многовидный и со всем усердием стремиться к тому, к чему каждый имеет способность.
Всем этим от века святым знаменитый и премудрый Лев построил огромный и прекрасный храм. Он находится близ храма святых апостолов внутри Константинополя. В первый раз Лев начал строить его в честь первой своей, как говорят, супруги Феофаны, которая в высшей степени благоугодила Богу, и что особенно чудно, — среди шума царского дворца. Когда же он сообщил о своем намерении Церкви и не нашел в ней согласия на свою волю, ибо она хотя приняла мысль царя, однако не сочла позволительным только что вчера и за три дня услаждавшейся царскими мечтами и сластями воздать такую почесть и даже в честь ее устроить великолепный и огромный храм, между тем как и самое время не воздало ей почести и святыни, что она стала благоугодна Богу; тогда премудрый Лев, в соизволении и всей Церкви, воздвигнутый храм посвятил Всем по всей вселенной святым, так говоря: «Если свята и Феофана, да сопричислится к ним ко всем».
По моему мнению, с этого времени стал торжественнее совершаться этот праздник, хотя он был и прежде; и поэтому-то он и поставлен в Триоди последним, вполне замыкая все праздники, как бы ограда. Ибо благочиние и устройство Церкви, хотя началось и ранее, но, понемногу приходя в лучшее и надлежащее положение, вполне установилось и определилось только во дни этого царя в том числе и порядке, какой теперь существует. Триодь же, кратко сказать, заключает в себе стройный рассказ о том, что Бог, по неизреченным судьбам, соделал для нас; о ниспадении с неба диавола за первое преслушание; о преступлении и изгнании Адама; обо всем домостроительстве Бога Слова ради нас, и как мы снова возведены на небо Святым Духом и восполнили отпадший чин [Ангелов], тот, который познавается во всех святых.
Нужно знать, что мы празднуем ныне всем тем чинам, которых благодатно освятил Дух Святой, я разумею высокие и освященные умы, то есть девять чинов: праотцев и патриархов, пророков и святых апостолов, мучеников и преподобномучеников, преподобных и праведных, и все лики святых жен, и всех других безыменных святых, к коим да причтутся и имеющие явиться. Но паче всех и во всех и со всеми празднуем Святой святых и Пресвятой и несравненно высшей самих чинов ангельских Госпоже нашей — Владычице Богородице и Приснодеве Марии.
Заступлением Пречистой Твоей Матери и всех от века святых Твоих, Христе Боже, помилуй и спаси нас, как Единый благий и человеколюбивый. Аминь.
Источник: Никифор Каллист Ксанфопул, Патриарх. Синаксари постной и цветной триоди. Перевод с греческого священнника М. Покровского. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра