Вторник Страстной седмицы – один из самых главных и насыщенных глубоким духовным смыслом дней богослужебного года. В этот день Христос прямо говорит ученикам о грядущих страданиях, последний раз проповедует в Иерусалимском храме, и фарисеи пытаются искусить Спасителя.
В этот день в Церкви читается целых четыре главы из Евангелия, содержание которых осмысляется, в первую очередь, в отношении жизни каждого человека, человечества и Церкви в целом.
Последняя проповедь в Иерусалимском храме: «Кесарю – кесарево»
Приближаясь к дням Своих страданий, Господь был особенно близок и откровенен со Своими учениками. Он уже не прикровенно, но с особенной ясностью возвещал им о том, что Ему надобно пострадать, чтобы таким образом приготовить их к Своим страданиям (Ин. 15:15; Мф. 26:2).
Вместе с тем в Великий Вторник Христос последний раз проповедовал перед народом в Иерусалимском храме, соответственно Его проповедь имела особенное значение. Размышляя о евангельском чтении этого дня, святитель Феофан Затворник замечает: «Достаточно было только выслушать все это со вниманием, чтоб увериться, что Он есть истинный Спас миру – Христос, и покориться Его заповедям и учению».
Ночь на вторник Иисус Христос также провел в Вифании и во вторник утром опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма (Мф. 24:1). Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто боялись народа, который почитал Его за пророка (Мф. 21:46), был в восхищении от учения Его (Мк. 11:18), слушал Его с услаждением (Мк. 12:37).
Христос был резок в Своих словах к фарисеям и не жалел на них жестоких слов. Неожиданно Спаситель заканчивает Свою грозную речь удивительно трогательными и горькими словами (Мф. 23:37-38). Христос показал, что, несмотря на все беззакония Израиля, Он всё равно любит Свой народ и скорбит о его скором падении, как Он любит каждого человека и скорбит о его грехах.
Непосредственно после обличения фарисеев, выйдя из храма, Спаситель предсказывает своим ученикам судьбу Иерусалима (Мф. 24:2). Он призывает учеников всегда духовно бодрствовать и в любой момент быть готовым к встрече с Богом (Мф. 24:42). Речь здесь идет не только о Втором пришествии Спасителя и последующем за ним Страшном суде, но и неизбежной для каждого человека кончине, дня и часа которой тоже никому не дано знать, кроме Бога.
Притчи о неверном и благоразумном рабах и о десяти девах
Свою мысль Христос объясняет двумя притчами: о рабах, неверном и благоразумном (Мф. гл. 24), и о десяти девах.
Вторая притча учит нас тому, что любой человек должен всегда бодрствовать, чтобы не гас свет его веры, чтобы он мог достойно встретить грядущего Спасителя. При всей видимой суете, при том, что очень многие люди сейчас в физическом смысле недосыпают, духовная спячка едва ли не самая отличительная черта нашего времени. Приснопоминаемый духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов) замечательно сказал об этом: «В наше время более, чем когда-либо, нужно помнить это предостережение, ибо теперь особенно много дремлющих и спящих. Душевный сон – это не телесный сон, укрепляющий организм, а напротив, сон нездоровый, болезненная спячка, в которой люди гоняются за суетой и думают, что они живут действительной жизнью, забывая о душе, о Боге и о Будущей Вечной Жизни».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский считал, что трогательная песнь «Се Жених грядет в полунощи», которая поется на утренях в первые три дня Страстной седмицы. напоминает нам притчу Спасителя, в которой Он уподобляет Царствие Небесное десяти девам, которые, по древнему обычаю взяв светильники свои, выходили навстречу жениху.
«Светильники – это души наши, по слову Спасителя: светильник для тела есть око (Мф. 6:22), под оком Он разумеет сердце человеческое, или душу; масло – милостыня, по изъяснению святого Иоанна Златоуста, или вообще добрые дела. Итак, неразумные христиане, вышедши навстречу Жениху, не приготовили для душ своих добрых дел, которые могли бы поддержать их духовную жизнь. Мудрые же, сказано, взяли масло в сосудах со светильниками своими, т. е. они запаслись добрыми делами, чтобы достойно встретить Жениха. Кто же Жених? Иисус Христос», – поучал отец Иоанн.
«Святая Церковь призывает нас сопутствовать, сострадать и сораспяться с Господом в эти дни… Безжалостным отношением к плоти ради Господа вы понесет на сораспятие с Ним свою плоть.. Свяжите душу занятиями духовными – и уподобитесь Господу, когда Его, связанного, повели на суд... Пройдите углубленным размышлением весь крестный путь Господа, сострадайте Ему сердцем... Как сораспяться с Ним? Исполняя заповеди, будете распинать себя ради Господа... Сами познаете, как исполнением христианских добродетелей то пригвождаются руки и ноги, то поражается сердце, то голова увенчивается тернием, то все естество наше покрывается ранами... Будем не только сопутствовать Ему, но и сораспинаться с Ним, ибо иного пути к спасению нет!» – призывает нас святитель Феофан Затворник.
«”Се Жених грядет в полунощи…” Кто этот таинственный Жених?.. Спаситель наш Иисус Христос... Наша душа обручена Ему, как невеста жениху... Это святое обручение с Его стороны произошло на Кресте... А с нашей стороны это обручение совершается в таинстве Крещения, где мы, отрекшись от мира, плоти и диавола, сочетались Христу... Те, кто верны своему обручению, всегда на страже... Но есть из обрученных Небесному Жениху и такие, кто совершенно забыл о своих обетах... Много ли таких среди христиан? Так много, что Слово Божие говорит: и как жених замедлил, то задремали все и уснули (Мф. 25:5)… Ныне или завтра явится ангел смерти и призовет нас к Жениху!» – напоминает верующим святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский.
Таким образом, по мнению протоиерея Григория Дебольского, притчею о десяти девах Церковь внушает всегдашнюю готовность к встрече Небесного Жениха целомудрием, милостынею и неотлагательным совершением прочих благих деяний, изображаемых под именем елея, приготовленного мудрыми девами.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра