Троице-Сергиев монастырь, являющийся на протяжении многих веков центром русской духовной культуры, сыграл важную роль в становлении финифтяного дела в России. В статье Л.A. Шитовой, посвященной троицкой эмальерной школе, представлена полная картина ее развития в XVIII — начале XX вв. Автор отмечает, что в становлении финифтяного дела в монастыре немаловажное значение имели связи с Украиной, Москвой и Петербургом. Тем интереснее личность художников, не только работавших в Троице-Сергиевой Лавре, но и обучавших в ее стенах своему искусству талантливых юношей.
Одним из таких мастеров был Сидор Тимофеевич Черепанов (1741–1799). По свидетельству троицкого иеромонаха Арсения, косвенно подтвержденному архивными источниками и дневниковыми записями Семена Порошина, именно он в 1764 г. работал в Троице-Сергиевой Лавре. Сидор Тимофеевич Черепанов, как и многие художники XVIII в., обладал многогранным талантом. Находясь на службе при Синоде, он наряду с финифтяным делом занимался иконописными и живописными работами, а позднее в Московской синодальной типографии был при досмотре рисовального, градировального, пунсонного и резного на дереве художеств. В то же время он выполнял и отдельные частные заказы.
Жизнь этого талантливого человека не раз привлекала внимание исследователей. О нем писали Т.В. Алексеева и Г.Н. Комелова, обращая особое внимание на связи художника с московским кругом масонов Н.И. Новикова и П.И. Сафонова. В фондах Российского государственного исторического архива сохранились документы, позволившие уточнить некоторые подробности его биографии. Сидор Тимофеевич Черепанов – сын пономаря Васильевской церкви с. Сорвяжского Вятской епархии. В 1765 г. он подал прошение в Синод, в котором сообщал, что «обучился живописному художеству на собственном коште. Потом особливое приложил старание, чтоб то же живописное художество производить на финифти».
Но в Вятской епархии применения своим талантам мастер не находил и потому в 1763 г. был отпущен епископом Варфоломеем на три года в Москву и другие места, как говорилось в документе, «для окончания живописного художества и финифтяной работы». За это время Черепанов стал маститым художником и даже имел ученика выходца из Вятской епархии Ивана Мефодьева, сына Пономарева. В прошении не указывалось, где находился мастер все три года, но, как говорилось выше, иеромонах Арсений в одной из своих работ упоминает Сидора Тимофеева Черепановского в качестве учителя одного из монастырских учеников Никиты Беляева.
В то же время в дневнике Семена Порошина, воспитателя будущего императора Павла I, в 1764 г. упоминается какой-то живописец из Троицкой Лавры Сидор Тимофеевич, которому предложено было написать на финифти портрет Его Величества, используя в качестве образца живописный портрет работы В. Эриксена. Судя по архивным делам, связанным с именем Черепанова, подобный портрет был написан и в 1766 году вместе с двумя другими миниатюрами – образом Богоматери с младенцем и портретом Екатерины II – и представлен в Академию художеств для освидетельствования. Определение Совета Академии было строгим: «...Ответствовать, что оные штуки собранием Академии рассматриваны ...явились выработаны изрядно, что ж до рисунку принадлежит, то оной найден слаб, а в колерах винить нельзя, потому что оригиналы, с чего оные сделаны, надлежит видеть, помянутый же мастер Черепанов по искусству сей работы подает вперед хорошую надежду». В 1765 г. этот отзыв сыграл положительную роль в приеме художника на службу в ведомство Священного Синода.
Таким образом, можно предположить, что Сидор Тимофеевич Черепанов с 1763 по 1765 гг. работал в Троице-Сергиевой Лавре. Возможно, его появление в монастыре не было случайным. В ходе изучения документов Священного Синода и при сопоставлении их с биографией художника удалось выяснить, что его брат Иоанн – будущий архимандрит московского Новоспасского монастыря – в 1760-е годы служил в Троице-Сергиевой Лавре в сане иеромонаха. Именно он с 1763 по 1770 гг. был наместником Лавры вместо архимандрита Платона, отбывшего в Петербург. А Сидор Тимофеевич Черепанов по приглашению брата приехал в монастырь. Было бы логично предположить, что «живописного, иконного и финифтяного дела» мастер в монастыре не только учительствовал, но и выполнял отдельные заказы. Свидетельства тому, к сожалению, не сохранились. Более того, исследователи биографии художника не смогли обнаружить ни одной подписной работы Сидора Черепанова.
В фонде отдела живописи Государственного Русского музея хранится финифтяная миниатюра с изображением святого Григория Богослова с подписью Исидора Черепана и датой исполнения «1763 г.». В 1930 г. среди других миниатюр она поступила из Эрмитажа. Но более ранняя история ее бытования неизвестна. Возможно пластина с изображением епископа Константинопольского Григория была создана по особому заказу или предназначалась именитому сановнику, оказавшему покровительство молодому художнику. Так или иначе миниатюра культового содержания далека от иконописного канона. Святитель Григорий изображен в одеждах и обстановке кабинета-библиотеки, естественных не для византийского епископа, а для философа-богослова XVIII в. Окружающие его атрибуты и романтический пейзаж, над которым парит в облаках коронованная святая, типичны для церковного парадного портрета времени расцвета русского барокко. Присущие ему качества характерны и для этой миниатюры. Она дополнена надписью из сочинения Григория Богослова, раскрывающей смысл изображенного.
Безусловно, эту миниатюру нельзя сравнивать с произведениями столичных мастеров. Качество эмали и живописная техника в ней далеки от совершенства. Но в этой работе можно найти много общего с финифтяными миниатюрами московских, ростовских и троице-сергиевых мастеров. Условность и некоторая наивность образов, особая любовь к яркому колориту и декоративной композиции, неточности в передаче объемов и пропорций отличают эти произведения.
Неудивительно, что Сидор Черепанов не прижился в Петербурге и обосновался в Москве. Работая в Московской синодальной типографии с 1780-х до 1790-х годов, художник совершенствовал свое мастерство. Судя по тому интересу, который проявляли к его миниатюрным портретам заказчики, Черепанов был неплохим копиистом, но в исполнении церковных заказов он строго следовал иконографической схеме. Созданный мастером для гравюры рисованный образ святого Димитрия Ростовского сохраняет изобразительный язык и черты лика одной из лучших икон Ростовского митрополита.
Выполняя же частные заказы, художник не был скован рамками канона и мог демонстрировать всё свое мастерство. Но ни одна из подобных подписных работ мастера не сохранилась. Их поисками занимались Г.Н. Комелова и Т.В. Алексеева. Особый интерес у исследователей вызывали миниатюрные и графические изображения русского просветителя, журналиста и писателя Николая Ивановича Новикова. Было известно, что Черепанов познакомился с Новиковым в Москве и некоторое время был связан с ним издательскими делами.
Литографический портрет с изображением московского писателя, созданный Х. Кеком, имеет подпись «peint par Tcherepanoff», но его прототипом был портрет, возможно, работы Левицкого, неоднократно повторенный в миниатюре на эмали. Может быть, одну из этих миниатюр и писал Сидор Тимофеевич, или рисунок для литографии Кека создавал он. Правда, по мнению Т.В. Алексеевой, не С. Черепанов, а его сын является автором образца для эстампа и графического посмертного портрета Новикова. На рисунке она обнаружила авторскую подпись «И.Ч.», расшифровав ее как «Иван Черепанов». О художественных дарованиях и работах этого молодого человека писал сам Новиков, и потому рассуждения Алексеевой кажутся вполне логичными. Но хотелось бы отметить, что Сидор Черепанов и ранее практиковал создание образцов для графических портретов, а в Гос. Русском музее хранится еще одна, более ранняя, гравюра с изображением Новикова в костюме и парике. Она была создана Иваном Розановым, с которым сотрудничал Сидор Черепанов. Следовательно, стоит продолжить поиски портретных миниатюр работы Сидора Черепанова.
Изучение творчества этого художника еще не закончено, но уже сейчас можно говорить о значительности его таланта и о том, какое важное значение он занимал в развитии русской эмальерной школы.
В.И. Борисова
Источник: Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы международной конференции. 29 сентября – 1 октября. - М., Издательский дом «Подкова», 2000.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра