До открытия железной дороги расстояние в 70 верст от Москвы до Сергиевского Посада можно было преодолеть в собственном, наемном или почтово-пассажирском экипаже. Последние прибывали из Москвы четыре раза в неделю. Согласно «Почтовому дорожнику» за 1852 г., скорость движения почтово-пассажирских экипажей составляла: летом — 10, осенью — 8 и зимой — 12 верст в час [1]. Стоимость проезда, без оплаты багажа, — 2,5— 4 коп. серебром за версту, в зависимости от места в карете. Сверх этого пассажир должен был дать 6 коп. ямщику на водку. Наиболее дешевым видом транспорта были обыкновенные крестьянские телеги. В середине XIX в., по свидетельству современника, в летние месяцы, когда приток богомольцев в Лавру особенно велик, только ленивый крестьянин из окрестностей Сергиевского Посада не мог заработать извозом. В крестьянскую телегу помещалось от четырех до шести человек. Стоимость такого проезда от Москвы до Лавры составляла 40—50 коп. серебром с седока [2].
Сергиевский Посад. Дорога из Москвы.
Открытка рубежа XIX—XX вв.
Большинство простого народа, не говоря уже об истово верующих, предпочитало ходить в Лавру пешком. Именно так, по примеру простых людей, летом 1830 г. совершил паломничество в Троицкую обитель 16-летний М.Ю. Лермонтов. Яркие детские впечатления о путешествии из Москвы в Лавру составили основу повести И.С. Шмелева «Богомолье».
Богомольцы
Открытка рубежа XIX—XX вв. До открытия железной дороги большинство богомольцев ходило в Лавру пешком. Пеший путь из Москвы в Лавру занимал 2—4 дня. По пути паломники обязательно заходили в Покровский Хотьков монастырь поклониться родителям Преподобного Сергия
Пеший путь из Москвы в Лавру занимал 2—4 дня. Паломники обязательно заходили в Покровский Хотьков девичий монастырь поклониться родителям Преподобного Сергия. От Хотькова монастыря начинался последний 10-верстный отрезок пути до Сергиевского Посада и Лавры. Вот как описан этот путь очевидцем в начале XX в.: «Утром мы ... около 9 часов утра отправились в путь — последний десятиверстный переход до Лавры Преподобного ... молодыя березки и осинки, змейкой извивающаяся проселочная дорога ничего особенного сами по себе не представляли; но необычны были эти мелькающия на тропинках между деревьями толпы богомольцев. Уже и раньше, начиная с Мытищ, нам приходилось встречать их и чем дальше, тем больше; но от Хотькова до самой Лавры эти толпы шли почти непрерывающейся лентой; шли они партиями ... по большей части в пять, шесть, десять и даже двадцать человек. В большинстве это были простолюдины ... больше женщин, в самых разнообразных костюмах, очевидно, из самых разноконечных губерний, но непременно все с котомками за плечами и посошками в руках.
Но вот, как-то совершено неожиданно для нас, лес окончился, и мы оказались на большой открытой возвышенности, с которой, как на ладони видна была на далекое пространство расстилающаяся равнина, местами покрытая лесом и по середине ея, на невысоком холмике, именно как бы на какой «маковке», Святая Лавра во всей ея благолепной красоте — с окружающим ее посадом и за ним — справа от него принадлежащими ей скитами ... Длинной сплошной лентой от нас по направлению к Лавре по склонам совершенно открытой возвышенности спускались богомольцы, а мы стояли еще на самой вершине этой возвышенности, именуемой в народе, и не напрасно, «поклонной горой»... От того ли, что дорога к Лавре от этой «поклонной горы» шла все понижаясь уступами, или от того, что заветная цель нашего путешествия так отчетливо ясно стояла перед глазами, не чувствовалось как будто усталости, и ноги переступали скорей, и чем ближе подходили мы к Лавре, тем быстрее шли. По сторонам дороги начинают попадаться какие-то торговцы с расположенными на раскинутой прямо на земле клеенке образками, картинками, листочками и тому подобное, а по местам нищие калеки с деревянными чашечками в руках. Вот уж и солдатская слобода, примыкающая к Лавре с юго-восточной стороны; вот и Келарский пруд и рядом с ним лаврский, так называемый Пафнутьевский сад... Вот, наконец, и базарная площадь у лаврской стены с нескончаемыми, кажется, рядами лавок и палаток... и так вплоть до самых Святых ворот, ведущих во обитель» [3].
Так, пешком, в экипажах, на телегах, по тряским дорогам добирались богомольцы и прочие путешественники до Сергиевского Посада и его средоточия — Троице-Сергиевой Лавры. Начиная с 60-х годов сообщение между Москвой и Сергиевским Посадом значительно облегчилось благодаря построенной в 1860—1870 гг. Московско-Ярославской железной дороги — одной из первых железных дорог в Российской империи.
Вид на Лавру с полотна железной дороги
Открытка рубежа XIX—XX вв.
Некий путешественник, скрывший себя под инициалами «С. Як-в», направляясь летом 1860 г. из Сергиевского Посада в Александров, записал свой разговор с посадским ямщиком, выходцем из Тверской губернии:
— Давно здесь живешь?
— С самой чугунки, как наш петербургский тракт прекратился.
— Вот скоро и здесь пойдет чугунка.
— Слышал.
— Что же вы тогда будете делать?
— В ямщики пойдем, в другое место. В Америку, — прибавил ямщик, захохотав.
— В какую Америку?
— За морем есть страна, говорят, там нашего брата нет; а не то в Сибирь пойдем; собачьей езде конец положим [4].
В Америку ли, в Сибирь ли ушел из Сергиевского Посада веселый ямщик, неизвестно, но что ушел он скоро, это точно; железная дорога, угрожая ямской гоньбе между Москвой и Посадом, строилась очень быстро. Быстрота строительства не случайна: Московско-Ярославская железная дорога была необходима как один из путей для доставки товаров из Москвы через Ярославль на Нижегородскую ярмарку [5].
Станция Сергиево. Вокзал.
Открытка рубежа XIX—XX вв.
Деревянный вокзал был построен в 1862 г. Кроме залов ожидания, в здании вокзала имелись: помещение для жандармов, квартира начальника станции, комната выставки-продажи игрушек и других изделий посадских кустарей. Вокзал украшала икона «Явление Богоматери Преподобному Сергию», перед которой в праздничные дни лаврские монахи совершали всенощные службы для станционного персонала.
Сергиевский Посад в процессе строительства железной дороги рассматривался как важнейший промежуточный пункт между Москвой и Ярославлем [6]. Участок железной дороги между Москвой и Посадом протяженностью 66 верст заложили в апреле 1860 г. В ходе работ, одновременно с прокладкой рельсов, была построена станция Сергиево. Станция, отнесенная ко 2-му классу, представляла собой деревянное на каменном фундаменте здание типовой планировки и архитектуры. В здании, наряду со служебными помещениями и квартирой начальника станции, имелись два зала ожидания для пассажиров 1-го, 2-го и 3-го классов, буфет. Фасады здания, декорированные обильной пропильной резьбой, были решены в «ропетовском стиле». Как и при любой станции 2-го класса, при станции Сергиево имелись: паровозные депо, большой паровозный круг, водоподъемное здание и дровяной склад. При станции построили два жилых дома для служащих, больницу и гостиницу на 18 номеров.
Станция 2-го класса Сергиево.
Открытка рубежа 19-20 века
18 августа 1862 г. состоялось открытие железнодорожного сообщения между Москвой и Сергиевским Посадом — первого участка Московско-Ярославской железной дороги. Одним из первых высокопоставленных пассажиров новопостроенной железной дороги стал митрополит Московский Филарет (Дроздов). 20 сентября 1862 г. в 3 часа пополудни он выехал из Москвы на станцию Сергиево специальным поездом. Поезд, остановившись ненадолго на станции Хотьково, в половине пятого прибыл на станцию Сергиево. Таким образом, поездка специального поезда с одной остановкой в пути продолжалась полтора часа. Уже в Лавре митрополит Филарет сказал встречавшим его: «Рекомендую железную дорогу. Сколько употреблено искусства, усилий и средств для того, чтобы вместо пяти ехать полтора часа» [7]. Известно, правда, и другое высказывание знаменитого владыки о железных дорогах: «Бывало, по обыкновенным дорогам ехали тихо и тряско, но были целы; теперь по железной дороге летят с опасностию каждую минуту потерять голову» [8].
В 1868 г. строительство Московско-Ярославской железной дороги продолжилось. Исходным пунктом стал теперь Сергиевский Посад, а конечным — Ярославль. Начало работ 2 июля 1868 г. освятил настоятель Троице-Сергиевой Лавры митрополит Московский Иннокентий [9]. Первая же верста дороги, пересекающая пойму реки Кончуры, оказалась очень сложной. Здесь потребовалось возвести насыпь высотой около 10 сажен и сделать кирпичную трубу длиной 25,4 сажен для пропуска реки через насыпь. На все это потратили немалую по тем временам сумму в 26 390 руб. 07 коп. [10] 1 января 1870 г. железная дорога соединила Сергиевский Посад с Ростовом, а 18 февраля 1870 г. было открыто железнодорожное сообщение с Ярославлем [11].
Московско-Ярославская железная дорога значительно облегчила путешествие паломников в Троице-Сергиеву Лавру. Гладкие чугунные рельсы заменили для многих вечно ухабистую и тряскую грунтовую дорогу, пыльную летом, грязную весной и осенью. Время в пути между Москвой и Посадом сократилось в 3—5 раз. При этом стоимость проезда не возросла и даже уменьшилась. Так, билет в вагоне 3-го класса стоимостью 80 коп. был вдвое дешевле самого дешевого билета в почтово-пассажирской карете.
И все же с открытием железной дороги поток пеших богомольцев к Троице Преподобного Сергия не прекратился. Истовые богомольцы, бедняки, главным образом крестьяне, как и встарь, брели по натоптанной Троицкой дороге, распевая духовные псалмы, любуясь видом Лавры с «поклонной горы».
Источник: Сергиев Посад. Страницы истории. XIV-начало XX века. Текст: К. Филимонов. Составители Н. Соловьёв, К. Филимонов. Предисловие: Т. Манушина. - М., ИД "Подкова", 1997.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Почтовый подорожник Российской империи. - СПб., 1852. С. 112, 508.
[2] Обозрение местности близ Сергиева Посада и Спасо-Вифанской семинарии в сельско-хозяйственном отношении. - М., 1851. С 28-30.
[3] Соловьев И., протоиерей. От Москвы до Ростова Великаго. - Харьков, 1911. С 15-17. «Поклонная гора», вид на Лавру с которой так живо описан И. Соловьевым, находится на северной границе современного поселка Семхоз. В 11 верстах от Лавры, непосредственно на Московском шоссе, у Крестовской часовни (д. Рязанцы) существовала еще одна "поклонная гора". Здесь поклонился Преподобному Сергию и его обители преподобный Стефан Пермский. С этой поклонной горы Лавра открывалась не зрительно, а духовно, что доступно немногим. См.: Шмелев И.С. Богомолье. - М., 1994. С. 153.
[4] С. Як — в. Подмосковные дорожные заметки. - М., 1862. С 77-78.
[5] Из Ярославля в Нижний товары доставлялись по Волге.
[6] Отчет по постройке участка Московско-Ярославской железной дороги от Москвы до Сергиевского посада. - М., 1863; Собрание чертежей сооружений Московско-Ярославской железной дороги. - М., 1872.
[7] Григорий, архимандрит. Воспоминания о высокопреосвященном митрополите московском Филарете // Православное обозрение. 1888. Декабрь. С. 731-732.
[8] Письма митрополита московского Филарета к наместнику CTCЛ. Архимандриту Антонию. (1831-1867). - М., 1884. Т. 1. С. 324.
[9] Доклад правлению общества Московско-Ярославской железной дороги Главного инженера по постройке дороги от Троицкого Посада до г. Ярославля. - М., 1869. С. 11.
[10] Там же. С. 34-35.
[11] Там же.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра