Священник Григорий Дьяченко
Уроки из евангельского чтения: а) Иисус Христос всех воззовет к жизни, как Он воззвал из мертвых Лазаря; б) Господь силен воскресить от смерти греховной к жизни; в) Иисус Христос есть наше воскресение и наша истинная жизнь).
«И вышел умерший». Иисус говорит тому Лазарю, которого душа уже четыре дня находилась в другом мире, тому Лазарю, которого тело уже разрушалось и предавалось тлению. Иисус говорит не как бы имеющий нужду в помощи свыше для совершения чуда, но как Всесильный. Он громким голосом повелевает: «Лазарь! иди вон». И душа Лазаря, услышав повелительное слово Иисуса, Владыки живых и мертвых, возвратилась в свое тело, и истлевавшее тело Лазаря, вняв гласу Господа, сбросило узы тления, и, как от сна, воспрянуло к жизни. «Лазарь! иди вон. И вышел умерший». Лазарь, по слову Господа, воскрес, и вышел из пещеры, в которой был похоронен.
Так Иисус Христос этим чудом ясно показал, что Он не простой человек: ибо кто может сотворить такое чудо своими силами? Показал, что Он не такой пророк, какие были прежде Его, например: Моисей, Илия, Исаия, Даниил. Те пророки совершали чудеса не своею силою, но силою Божиею; потому, прежде совершения чуда, обыкновенно обращались с молитвою к Богу, и именем Божиим творили чудеса; а Иисус Христос, как всесильный Бог, Сам, Своею силою, творит чудеса, Сам повелевает: «Лазарь! иди вон» и тем показывает, что Он есть всемогущий Бог. Он говорит, и голос Его призывает душу из другого мира, и тело умершее, предавшееся тлению, ожило, сделалось здоровым, и четверодневный мертвец воскрес.
В то время как Иисус Христос совершил чудо, многие видевшие чудо, уверовали в Него, как сказано у евангелиста: «Многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него» (Ин. 11:45). Так и всегда, читая и слушая повествование о воскресении Лазаря, должны мы оживлять свою веру в Господа Иисуса, помышлять о Его божественном величии и всемогуществе, о Его беспредельном владычестве над живыми и мертвыми, над миром видимым и невидимым.
б) Помыслим, братия, и о том, что так и во всякое время силен Господь воскрешать от смерти греховной к жизни благодатной. Он говорит: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). Кто слушает слово Господа Иисуса и верует в Него и в Отца Его, тот имеет жизнь вечную, т. е. кто с верою слушает учение Иисуса Христа, и последует ему, как истинный ученик Христов, тот получает благодать Святого Духа, которая, если он пребудет верен Христу до конца жизни, будет в нем источником духовного мира и утешения, залогом и предначатием вечного блаженства, — будет приготовлять его к участи в вечной славе Господа Спасителя, Царя неба и земли. Имеющий в своей душе эту благодатную жизнь в последний день не подвергнется осуждению вместе с грешниками или не веровавшими в Иисуса Христа, или не исполнявшими Его заповедей; но по гласу Господа, восприняв прославленное тело, он станет одесную Господа и услышит вожделенный глас Его: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).
в) Иисус Христос говорил сестре Лазаря: «Я есмь воскресение и жизнь… Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11:25–26). Так Господь Иисус есть и наше воскресение, и наша истинная жизнь. Будем всегда любить Его всем сердцем и всею душою, как Бога и Спасителя нашего; будем более всего заботиться о том, чтобы верно исполнять Его заповеди, кто бы в каком звании и состоянии ни был, — и мы вечно будем жить благодатию Господа Спасителя, и смерть телесная не будем страшна для нас: ибо сим путем мы только перейдем от этой суетной и скорбной жизни к жизни нескончаемой и блаженной.
Источник: Дьяченко Григорий. Великий пост, - М.: Издательство "Прологъ", 2006.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра