Художественные изделия из дерева находили разнообразное применение в богослужебной и бытовой практике Троице-Сергиевого монастыря как в эпоху средневековья, так и в Новое время.
Опись имущества Троице-Сергиевой Лавры 1908 г. (последняя по времени создания) зафиксировала и элементы храмового убранства, и предметы личного благочестия, и изделия богослужебного назначения.
На самом деле, можно говорить лишь об упоминании предметов из дерева в монастырских документах, так как их общее количество и соотношение с предметами, изготовленными из других материалов, является крайне незначительным. Сложившаяся ситуация объясняется разными факторами, в том числе и спецификой учета монастырского имущества. Строго отслеживались только драгоценные по материалу или исторической значимости вещи. Поэтому в Описи вносились, как правило, лишь деревянные изделия, имеющие какие-либо дополнения из серебра. Большинство этих предметов в Описях не имеют ни датировки, ни места происхождения, ни имени вкладчика и, за редким исключением, являются выморочным имуществом.
Однако, как показывает практика, предметы из дерева имели более широкое распространение в монастырском обиходе по сравнению с картиной, реконструируемой по документам. В Сергиево-Посадском музее-заповеднике хранится небольшая коллекция резных деревянных иконок, крестов, других предметов церковного характера XVIII — начала XX в., происходящих из Троице-Сергиевой лавры и не нашедших отражения в документах учета обители.
Предметов богослужебного назначения из дерева в коллекции всего несколько единиц. И, вероятно, их следует рассматривать как довольно случайные явления в обиходе Троицкого монастыря.
Наибольший интерес для исследования представляют евлогии. Памятные реликвии, полученные непосредственно в местах поклонения христианским святыням, являлись личным имуществом монахов, хранились в кельях, а после смерти владельца передавались другому иноку. Набор этих памятных раритетов (в основном резных иконок небольшого размера) отражает наиболее чтимые русским монашеством места и саму возможность их посещения. Самая многочисленная группа является благословением Киево-Печерской лавры. В состав коллекции входят также изделия афонских и палестинских мастеров.
Издревле и в самом Троице-Сергиевом монастыре продавали и раздавали в благословение верующим памятные изделия местного производства. Но в XVIII в. резных изделий из дерева в ассортименте троицких евлогий не было. Первое упоминание в архивных документах о продаже мелких образов и крестов кипарисных относится к 1815 г.
По назначению резные изделия из дерева, заготовляемые Лаврой в XIX в. для благословения многочисленных паломников, можно разделить на две группы. Это маленькие нательные кресты и более крупные по размеру иконки, кресты и складни. Первые появились как раз в начале XIX в. и изготовлялись иноками и служителями монастыря. Позже их в огромном количестве поставляли самые разные по своему социальному статусу и месту проживания ремесленники. В 60-е годы XIX в. в столярной мастерской Лавры также делали женские и мужские деревянные крестики в оловянной и серебряной оправе. Поскольку в собрании музея нет ни одного такого крестика, а документальные сведения крайне скудны, нет основания ставить проблему о сюжетной, технологической или стилистической специфике данных произведений.
С конца 1820-х годов в большом количестве закупаются резные на кипарисе образки, кресты, складни «станкового типа». Поставщиками этой продукции были жители окрестных селений. Наиболее известными среди них являются представители династий резчиков Хрустачевых и Цырульниковых.
В 50—60-е годы XIX в. резные образа на кипарисе «четырех сортов» делали и в Лавре. Небольшая группа резчиков состояла из послушников, штатных служителей и мальчиков, обучавшихся ремеслу. В общем объеме аналогичных изделий продукция лаврских мастеров занимала незначительное место.
Имеющиеся в коллекции резные на кипарисе иконки местного производства дают представление о сюжетном ассортименте, характерных приемах резьбы и в тоже время демонстрируют разный уровень исполнительского мастерства.
Появление деревянных резных крестов и иконок в обители преподобного Сергия в начале XIX в. можно объяснить формировавшимися в то время в обществе идеями обращения к прошлому как истине, как образцу для подражания. Дерево - самый древний и самый распространенный материал Руси, в его простоте изначально заложена идея нестяжательства, дерево — материал ремесла Афона и Киево-Печерской лавры.
Таким образом, в эпоху Нового времени деревянные изделия занимают в культуре Троице-Сергиевой лавры свою определенную нишу — памятную. Это евлогии, принесенные сюда иноками из паломнических странствий, и благословения самого монастыря. Но можно попытаться рассмотреть и оценить эти небольшие образки и крестики с точки зрения символического содержания как материального воплощения традиций аскетической монашеской культуры.
Источник: Материалы III международной конференции "Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России." Тезисы докладов. 25-27 сентября 2002 г. - Сергиев Посад, 2002.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра