Протоиерей Григорий Дьяченко
1. Наследственная греховность невольно возбуждает некоторые, волнующие ум, недоразумения.
Изгнание Адама и Евы из Рая. Фреска притвора Трапезного храма
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
2. Следуя руководству св. отцев и учителей Церкви, мы предложим эти недоумения и дадим на них ответы.
а) Плоть, в которую облечен дух человека, не по самой ли природе своей противоборствует всем его стремлениям, потемняет его разум, производит беспорядки в его воле и сердце и от заблуждений неизбежно ведет к порокам?
Так думать богохульно. Если наша плоть есть источник греха, то значит, виновник греха есть Бог; потому что Он создал наше тело, равно как и душу, и соединил их между собою.
б) Зло в человеке не есть ли неизбежное следствие его ограниченности?
Нет; ограничены и добрые ангелы и несовершенны сравнительно с Богом, однако же, тем не менее, они благодатью Божией совершенны в своем чине; они безгрешны; они исполняют свое предназначение и любят Творца всею дарованною им силою любви. Равным образом и человек, при своей ограниченности, мог бы оставаться безгрешным и совершенным в своем чин, быть верным своему предназначению и любить Бога всем существом своим. Иное дело быть несовершенным, т. е. обладать качествами менее высокими, чем другое существо, поставленное выше на лествице бытия, иное дело — быть грешным, т. е. преступником закона, злоупотребителем свободы и прочих даров Божиих.
в) Не делается ли человек худым и порочным вследствие худого примера и дурных приобучений?
Правда, худое воспитание может укоренить в нас зло и ускорить его развитие. Но зло существует и открывается прежде всякого воспитания. Ибо, при поверхностном наблюдении, не видим ли, что и в младенце ясно обнаруживается расположение к гневу и притворству, лжи и непокорности? И это не потому, чтобы он видел все эти недостатки в своих родителях, и усвоил их себе чрез подражание, но потому, что к ним влечет его внутренняя, врожденная наклонность. «Не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити» (Мф. 7, 18). Из зараженного источника естественно течет зараженный поток; при испорченном корне, не может оставаться неиспорченным ствол.
III. В заключение сказанного о падении Адама и о несчастных его последствиях для человечества, присовокуплю, что на учении о прирожденности нам греха прародительского основывается догмат искупления. Если в людях нет первородного греха; если они рождаются чистыми и невинными пред Богом: то в таком случае Сын Божий напрасно приходил на землю и вкусил смерть, Сын Божий, скажем словами св. Иустина философа, благоволил прийти не потому, что Сам имел в том нужду, но ради человеческого рода, который чрез Адама подвергся смерти и искушению змия». (См. кн. Изложение христианского учения).
Источник: Дьяченко Г. Вера, надежда, любовь. Катехизические поучения. В 3-х тт. Т. 1 – М.: Донской монастырь; АРП Инт. Ко, 1993. – С. 93-94.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра