Святой Дух, данный в Пятидесятнице, свидетельствует о том, что Господь Иисус Христос действительно воскрес из мертвых и что личностные отношения с Воскресшим Христом возможны для каждого. В своей проповеди на первой Пятидесятнице апостол Петр выявляет это единство Воскресения Иисуса с Пятидесятницей: «Иисуса Назорея, Мужа, Богом отмеченного для вас силами, и чудесами, и знамениями, которые сотворил чрез Него Бог среди вас... Этого Иисуса воскресил Бог, чему все мы свидетели. Итак, десницей Божией вознесенный, и приняв от Отца обещанного Духа Святого, Он излил то, что вы и видите и слышите» (Деян. 2:22–33).
В апостольской проповеди свидетельство о Воскресении Христа занимает по значению то же место, что и свидетельство пустой гробницы и явлений Иисуса после Своего Воскресения. Бог воскресил Его «потому что Он не мог быть держим ею (смертью)» (Деян. 2:24), затем «Он являлся в течение многих дней пришедшим вместе с Ним из Галилеи в Иерусалим. Они теперь свидетели Его пред народом» (Деян. 13:31), а после завершения дней Пасхи, в Пятидесятницу всемогущим действием Божиим вся жизнь Церкви, вдохновляемая и водимая Духом, свидетельствует о Воскресении.
Благодаря Пятидесятнице Воскресение Христово становится нынешней реальностью, а не только событием, принадлежащим прошлому. Мы не просто говорим, что Христос Воскрес в прошлом, но то что это актуально сейчас, Он живет теперь для меня и во мне. Эта непосредственность и личностная направленность в наших отношениях с Христом является именно делом Святого Духа. Любое преображение человеческой жизни является свидетельством Воскресения Христа и ниспослания Святого Духа в день Пятидесятницы. Бог постоянно творит новое и прославляет Себя в Своих святых, чтобы возвестить, что Слово Божие стало плотью, претерпело смерть на кресте и было вознесено, чтобы мы могли принять Духа Божия.
Воскресение Христа является первым и решительным моментом в жизни Церкви, моментом, который в четвертом Евангелии назван ἡ ἐσχάτη ἡμέρα, т.е. «последним днем» (Ин. 6:39–44). Силою Духа Церковь живет Воскресением и движется к нему. Видение последнего осуществления, данное в книге Откровения – «Вот скиния Божия с людьми, и Он будет обитать с ними, и они будут Его народами, и Сам Бог будет с ними» (Откр. 21:3) – может быть понято лишь в контексте богослужения и свидетельства христианской общины. Для этой общины воплощение – «Слово стало плотью и обитало среди нас» (Ин. 1:14) – является началом, а Его Воскресение – завершением того, что уже присутствует в истории. Пятидесятница актуализирует все это и придает значение времени и истории.
Дарование Святого Духа в день Пятидесятницы не является ни тем же событием, ни тем же действием дарования, каким было дуновение Духа в первый Пасхальный вечер. Дух, данный в Пятидесятнице, – больше, чем духовная сила и благодать, ниспосланная апостолам, их «рукоположение» и «освящение». Оно включает все духовные дары, которые были даны всему телу Христову, – пророческие и харизматические. Эти два события являются различными моментами дарования одного и того же Духа в два разных момента времени. В Пятидесятнице Святой Дух изливается для исполнения новой жизни, открывшейся в дуновении Духа воскресшего Христа в день Пасхи. И когда Церковь вступит в этот последний день, это станет осуществлением Пятидесятницы.
В Пятидесятницу Святой Дух посылается для вселенского возвещения Евангелия. С Пятидесятницей Церковь начинает свой путь служения и свидетельства. Здесь важно отметить, что церковный календарь нумерует воскресенья «после Пятидесятницы» вплоть до наступления воскресных дней подготовки к Великому посту. Эта практика означает просто то, что Пятидесятница является для Церкви центральным пунктом, началом – сквозь недели, годы, столетия. Все рассматривается и оценивается в свете Воскресения и Пятидесятницы, ибо они являются последними событиями истории спасения.
Однако в Евангелии от Иоанна за дарованием Духа не следует общественная, вселенская миссия. Апостолы возвращаются в свои дома в Галилее, где продолжают заниматься тем же, чем и раньше (Ин. 21:1–3). Их общественная проповедь начинается лишь с Пятидесятницы. С первым дарованием Святого Духа, записанным у апостола Иоанна, мессианская община вступает в единение с прославленным телом Христа. Апостолы изменились – новая община была создана дуновением Духа Воскресшего Христа. В этом смысле Церковь родилась вместе с Ее служителями – община основана с дарованием Духа в первый вечер Пасхи. И все же лишь в Пятидесятницу Церковь «крестится» и Ей посылается для раздаяния полнота духовных даров.
Плодом Воскресения, Вознесения и Пятидесятницы является Церковь, в которой эти последние события жизни Христа постоянно переживаются и удостоверяются. В богослужении и таинствах Церкви членами тела обнаруживается их значение и подтверждается постоянное следствие жизни, смерти и Воскресения Христа. Церковь постоянно свидетельствует о истине воплощения, смерти и Воскресении Христа. Дух в Церкви полагает новое основание, направляя ее «до предела земли» (Деян. 1:8). С пришествием Духа Церкви дается власть совершать дела большие, чем совершал Христос (Ин. 14:12). Но какого рода дела? Церковь ничего не может добавить ко Христу и Его совершенству. Вся Ее власть и сила происходят от Него. Он – глава Своего Тела. И все же перед Своими страданиями и смертью Христос говорит ученикам, что благодаря Его отшествию к Отцу, результатом чего станет сошествие Духа, они смогут совершать большие дела. Их дела не будут большими дел Христа в своей сути, но Евангелие будет возвещено на значительно большие пространства, чем это было во время земного служения Христа. Их дела будут количественно больше. Намного больше людей присоединятся к Его Телу. Перед Своей смертью и Воскресением Христос говорил о миссии Церкви среди язычников, которая последует за Его смертью и Воскресением (Ин. 12:20 и слл.). И с Сошествием Святого Духа в Пятидесятницу Церковь вступает в борьбу за спасение всего человечества. Новозаветные писатели вполне согласны, что дар Святого Духа является следствием Воскресения. Воскресший или Вознесшийся Христос дает или посылает Духа.
Ход событий, относящихся к возвышению Христа, излагается в Ин. 7:39 – «ибо еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен (ἐδοξάσθη)». Последовательность событий в жизни Христа – Его смерть, Воскресение и Вознесение – является путем Его прославления. «Христос был прославлен страстями, – подчеркивает свт. Григорий Назианзин в своей проповеди на Пятидесятницу, – а затем прославлен Воскресением, затем Вознесением, или Восставлением, или как бы мы это ни назвали, на Небеса». Тот, на Котором пребывал Святой Дух во время Его общественного служения (Ин. 1:32 и сл.) дарует Духа в день Воскресения, а также в день Пятидесятницы. Тот же Дух свидетельствует на протяжении столетий, что Господь Иисус действительно воскрес из мертвых.
Источник: Кесич. В. Первый день нового творения. Воскресение и христ. вера. К.: Пролог, 2006. – С. 189-193.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра