Вся земная жизнь Христа, с самого Его появления в мире и вплоть до крестного «исхода», являет собою путь истощания (греч. κένωσις – истощание, умаление). Крест – апогей истощания – являет собой также крайнее смирение Бога. Образ «распятого» Христаявляется сутью «благовествования» апостола Павла, а также главным попечением апостола при наставлении верных. Он призывает верных иметь перед своими глазами этот образ и cледовать этим путем. Кто хочет вознестись в мир горний – туда, где пребывает Христос, – должен сначала последовать за Ним путем смирения и кенотического схождения.
Истощание Христово является началом и основой всякого духовного восхождения. Это великое таинство благочестия открывается христианину как путь истинной жизни, ведущий к победе над смертью и к осуществлению «полноты богоподобия» человека. Христиане как члены Церкви могут познать таинство истощания Христова «бытийно, живым опытом» только «по дару... Святого Духа».
Путь кенотической любви, который открылся в Единородном Сыне Божием, дан человеку в виде заповеди. И эта заповедь есть вечная жизнь. Она есть содержание истинной Ипостаси Слова. Человека, лишенного божественной жизни, заповедь Божия имеет целью возвести в меру богоподобной Ипостаси.
Путем истощания Христос исполнил заповедь небесного Отца. Соответственно и истощание человека выражается прежде всего в исполнении двоякой заповеди любви к Богу и к ближнему. Тем не менее человек, пребывая в состоянии грехопадения, не может боголепно исполнить «безмерно обширную» заповедь Господа. Сначала необходимо, чтобы исцелились его ум и сердце, которые только после этого могут постигнуть высоту заповеди. Естественным образом, начальной реакцией человека на призыв Божий является покаяние. Оно объемлет собой все заповеди и исцеляет человека.
Истощание Христа до смерти было вольным. Христианин вольно претерпевает истощание через покаяние и соблюдение заповедей Божиих. Подвизаясь за то, чтобы отождествить свою волю с волей Божией и стать благоугодным Ему, он стяжевает ревность, которая бросает вызов даже смерти. Это состояние духа, через которое стяжевается в смирении и кенотической любви Христовой, замечательно выразил апостол Павел: «Не дорожу своей жизнь, но готов умереть... за имя Господа Иисуса». Этим же путем шествуют Святые. В этом состоит совершенная любовь, которая предваряется совершенным истощанием человека. Она превращает человека в ипостась, способную вместить «волю Божию, благую, угодную и совершенную».
Эта любовь умерщвляет в человеке всякое чувство самолюбия, позволяя Богу жить и возвеличиваться в нем. Молитва, сопровождаемая кенотическим самовозненавидением и горящая огнем смиренной любви Христовой, осуществляется лицом к Лицу с безначальным Богом. С этой молитвой человеку передается состояние Самого Христа. Человек благодатью Божией становится истинной и реализованной ипостасью. Водимый Духом Божиим, он может сказать со святым дерзновением: «Ныне, Христе мой, в Тебе и Тобою – и аз есмь».
Любовь Божия обнимает сердце того человека, который до конца истощился от своих желаний. Она исцеляет все его бытие и собирает его «внутрь»; раскрывает его духовные очи для некоего нового ведения. Она обнаруживает, что «бытие всего человечества в истоках своих и по природе своей – есть единое бытие, единый человек». Так человек уразумевает конечное предназначение «всякой плоти». Он всем желает сподобиться участи спасенных. Он вдохновляется скорбной молитвой Господа в Гефсимании: «Отче праведный! и мир Тебя не познал». «Естественным» желанием духа он молится «за всех людей, за всего Адама, как за самого себя». Эта молитва может довести человека до совершенного истощания всех его сил, однако дух любви к ближнему свидетельствует его душе о спасении. Как говорит апостол: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев».
Человек, который законно подвизается в исполнении заповеди кенотической любви, воспринимает по благодати состояние Христа и становится подобным Ему в «мудровании» и «чувствах», возносится на высоту второй и наибольшей заповеди и начинает исполнять ее в полном масштабе. Всё сотворенное Господом предопределяет путь, которым должен следовать человек, чтобы уподобиться Сыну Божиему и получить благодать усыновления.
Путь истощания по образу и примеру истощания Христова есть путь развития и совершенствования ипостасного начала в человеке. Так ипостась возрастает «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова». Она становится ипостасью богоподобной, приобретает сверхмирные размерыпо образу воскресшего Христа – Победителя мира. Согласно суммирующему слову старца Софрония: «Чем полнее было сие последнее (истощание), тем совершеннее вхождение духа нашего в светоносную область Предвечного Божества.
Архим. Захария (Захару)
Источник: Захария (Захару), архим. Христос как путь нашей жизни: введение в богословие старца Софрония (Сахарова). – Изд. 1-е. М.: ПСТГУ; – Эссекс: Свято-Иоанно-Предтеченский мон-рь, 2002. – С. 62-68.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра