Приближается к окончанию вторая седмица Великого поста. Все мы с вами в меру своих сил говеем, многие были на исповеди и приступали ко святому причащению. Кто-то подойдет ко святой Чаше и сегодня. При каких же условиях наша исповедь бывает действенна и святое причащение спасительно?
По мысли святителя Феофана Затворника, таких условий всего два: во-первых, сокрушение о своих грехах и, во-вторых, твердое намерение не оскорблять ими больше Господа. И от того, как мы эти два условия исполняем и будет созревать – или, наоборот, увядать – плод нашего с вами говения.
Что же такое сокрушение о грехах и как нам к этому деланию приобщиться? По мысли святителя Феофана, когда искренно сознавший свои грехи человек обратится к себе, то досадует на себя и на свой злой произвол: зачем поддался увлечению, зачем склонился на внушение соблазна, когда мог устоять и отвратить от себя эту беду?
Когда кающийся человек обращает свои мысли к другим верующим людям, он стыдится, что, не будучи ничем обделен по сравнению с ними, так осрамил себя своими греховными делами.
И, наконец, самое важное: когда кающийся человек обращается к Богу, то порицает себя, жалеет и печалится, что столь милостивого к себе Господа оскорбил своими грехами. Сокрушается с осознанием того, что достоин наказания, и страшится вечных мучений.
Как видно из таких рассуждений, сокрушение о грехах слагается из нескольких чувств. Но не все эти чувства, по мысли святых отцов, имеют одинаковую цену. Болезнование о грехах из-за страха вечных мучений, из-за стыда перед другими людьми, из-за отвратительности греха с досадою на свой произвол, есть болезнование несовершенное. Сокрушение же о грехах ради того, что мы ими оскорбили Господа, – это сокрушение высшего достоинства, сокрушение совершенное.
Святой апостол Павел называет его «печалию по Бозе». Только такое сокрушение, только «печаль по Бозе» делает наше болезнование о грехах приятным Господу и привлекает благодать помилования.
«Как мирская радость бывает смешана с печалью, так от слез по Боге вырастает постоянная неувядающая радость», – говорит святитель Иоанн Златоуст.
Но не только радость помилования приносит нам правильная печаль по Бозе. Из всех перечисленных выше чувств, только она одна полагает твердую основу решимости не грешить.
Святитель Димитрий Ростовский писал об одном грешнике, что он, придя в разум после многих грехопадений, сделался монахом, и каждый день плакал о своих грехах, вспоминая о Судном дне, и в таком сокрушении сердца прожил несколько лет. Господь, захотев утешить Своего плачущего раба и показать, как Он любит и принимает слезы кающегося человека, явился ему в видении, облаченный в священнические ризы, держа в руках потир, полный слез. Увидев Господа, плачущий пал к Его ногам и спросил: «Что находится в этом потире?» Господь же ему сказал: «Это слезы грешницы, плакавшей у Моих ног в доме Симона прокаженного. Я доныне сохранил их, ибо они Мне весьма приятны». Когда видение кончилось, плакавший пришел в себя и почувствовал, что его сердце полно неизреченной радости и сладости, и дивился благоутробию Божию, которому послужил до конца с теплотою душевной.
Сердце, исполненное такой печалью, начинает оживляться любовью к Богу, которая дает нам дерзновение положить твердое намерение не оскорблять более своими грехами милосердого Бога, а также эта любовь к Богу дает нам силу стоять в добре, не преодолимую никакими греховными влечениями. Этих-то добродетелей и даров благодати и позаботимся достигнуть, дорогие братия и сестры! Аминь.
Проповедь насельника Лавры иеромонаха Пафнутия (Фокина) 13 марта 2020 года, в пятницу второй седмицы Великого поста, в Сергиевом Трапезном храме Лавры на Литургии Преждеосвященных Даров
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра