«Фарисейски кто живет, Церкви далече бывает. Христос бо внутрь, о смирении, приемлемый» (стихи на синаксарь Недели о мытаре и фарисее) – поучает нас Святая Мать Церковь. Основание этой истины лежит в Евангелии. По притче Господа двое человек вместе пришли в храм Божий помолиться, но вынесли из храма неодинаковый плод молитвы. Мытарь пошел в свой дом более оправданный Богом, чем фарисей. Чем же заслужил оправдание великий грешник, сборщик податей, мытарь? Великим смирением и глубоким осознанием своей греховности, почему и не счел себя достойным подойти поближе к святому месту. А также своим благоговейным вниманием к молитве, так что не смел даже поднять глаз на небо (Лк. 18, 13), но весь погрузился в себя, чтобы припомнить все худое, что сделал или помыслил. Он заслужил оправдание своим сокрушением о грехах – ударял себя в грудь от сильного волнения, печали и скорби, как тяжело оскорбивший благость и величие Божие. Кроме своей души и греховной жизни он не видел ничего. И Господь услышал смиренные вопли раскаянного сердца и простил его.
Фарисей же не находил причины к сердечному сокрушению. Напротив, даже был доволен собой. Он знал за собой пост, подаяние милостыни, но не видел тех пороков, которые видел в других и в которых осуждал других. Он перечисляет явные согрешения, которые видимы всеми, но о душевных страстях – гордости, лукавстве, ненависти, зависти, лицемерии – не говорит ни слова. А они-то и составляют суть фарисейства! Они-то омрачают, убивают душу и делают ее неспособной к покаянию, уничтожают любовь к ближнему и рождают исполненный холода, гордыни и ненависти соблазн!
Тщеславный фарисей думает благодарить Бога за свои добрые дела, но Господь отвращается от него и произносит против него строгий приговор: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет» (Лк. 18, 14). Когда фарисейство усилится и созреет, овладеет душой, то плоды его ужасны. Нет беззакония, перед которым оно бы содрогнулось, на которое бы не решилось.
Вот почему, дорогие братия и сестры, Господь в Своем Евангелии изрек нам много заповедей, которыми уничтожаются самые начала, на которых зиждется фарисейство.
Из лицемерного поведения возникают образ мыслей и учение фарисейское. И, наоборот, учение фарисейское воспитывает лицемера, для которого никакой грех нестрашен, никакая добродетель неуважительна.
Главный отличительный признак лицемера, первая стрела, которую выпускает он на ближнего, – соблазн и вытекающее из соблазна осуждение ближнего... Соблазн – болезненный взгляд на немощи ближнего, при котором эти немощи разрастаются до необъятной, уродливой величины. Соблазн – это исчадие самолюбия, вселяющегося в душу, чуждую любви к людям и правильной любви к себе. Господь уподобляет этот недуг бревну, в сравнении с которым всякое явное согрешение ближнего только сучок.
Надо с усилием отвлекать себя от осуждения ближних, ограждаясь от него страхом Божиим и смирением. Чтобы ослабить и с Божией помощью совершенно искоренить из сердца своего соблазн на ближнего, надо при свете Евангелия углубляться в себя, наблюдать за своими немощами, исследовать свои греховные стремления, движения и состояния. Когда собственный грех привлечет к себе наши взоры, некогда будет наблюдать за недостатками ближних, замечать их. Тогда все ближние покажутся нам прекрасными, святыми. Тогда каждый из нас признает себя величайшим, единственным грешником в мире. Тогда широко отверзутся для нас врата истинного, действительного покаяния, такого покаяния, какое принес мытарь.
Итак, будем стараться внимать себе, никого не осуждать и не уничижать, а только себя. Научимся смиренной молитве и покаянию у мытаря. Смирение сделало праведным великого грешника. Он не давал милостыни, не постился, не имел добрых дел и даже не потратил много времени, но одним уничижением себя он стяжал праведность и удостоился Царства Небесного, которое да получим и мы все по благости и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков.
Источник: Илия (Рейзмир), архим. Проповеди. – СТСЛ, 2010. С. 64-67.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра