Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братия и сестры! На Святой Горе Афон, в одной из пустынных келлий, уединенно спасаясь, жили старец-священноинок со своим учеником. Оба они были набожны и внимательны относительно иноческой жизни и своего спасения, редко оставляли они свое уединение, разве только в крайнем случае. Вышло так, что старец, пожелав однажды выслушать всенощное бдение под воскресенье в карейском протатском [1] соборе, отправился туда, а богобоязненный ученик его остался молиться в келлий.
При наступлении ночи он вдруг слышит стук в дверь келлий. Открыв ее и увидев незнакомого монаха, ученик с почтительностью ввел его в свой затвор. Со страхом и благоговением в ночной тишине они начали совершать богослужение. Когда же подошло время величать более всех Возвеличенную, славить славнейшую без сравнения серафим и честнейшую херувим, они, став перед иконой Ее, стали воспевать Ей. Афонский инок, полный сердечного умиления и благоговения к Всепетой, пел обычную древнюю песнь творца канонов святого Космы Святогорца «Честнейшую херувим...», не прилагая к ней более никаких славословий, кроме вздохов умиляющейся души.
Но дивный гость его к умилительному этому гимну прибавлял иное начало, сладостным ангельским голосом воспевая: «Достойно есть яко воистинну блажи ти Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего», а к этому уже прибавлял «Честнейшую херувим...». «Чудо! – воскликнул инок, растроганный до слез новой песнью и удивленный этой странностью, и в изумлении обратился к явившемуся незнакомцу: – Мы поем только "Честнейшую...", а такой песни – "Достойно есть..." – до сих пор еще никогда не слышали, и не только мы, но и даже предки наши. Впрочем, прошу тебя, напиши мне эту песнь, чтобы и я мог таким же образом величать и славить Богородицу». – «Хорошо, – отвечал незнакомец, – дай мне бумагу и чернила, я напишу тебе эту песнь для памяти». – «Прости, брате, – кланяясь и со смирением говорил инок гостю, – мы, занимаясь молитвой и рукоделием, редко нуждаемся в бумаге и чернилах, а потому и нет их у нас». – «Так принеси мне, по крайней мере, какую-нибудь каменную плиту», – продолжал явившийся, и инок сейчас же принес ее.
И тогда гость перстом начал писать на ней новую Богородичную песнь. И... о чудо! Как воск умягчился камень под чудодейственной рукой удивительного посетителя: пишущий перст глубоко в него врезался, и слова четко и ясно отпечатались на камне. Когда же он перестал писать, подал плиту иноку и сказал: «Отныне и навсегда так пойте и вы, и все православные христиане!» И стал невидим. Это был архангел Гавриил, посланный от Бога возвестить всем христианам эту небесную, сложенную ангелами песнь в честь Богородицы.
Радостный и благоговейный трепет объял инока при виде чудесно исписанного камня. Оставшись один, он с удивлением долго рассматривал ангелом начертанные письмена и, не доверяя себе, осязал их, несколько раз перечитывал чудесные слова таинственного посетителя, заучивая их. На рассвете божественная песнь звучала уже в устах благочестивого и бдительного отшельника. Старец был поражен новизной этой песни, когда, вернувшись с богослужения, услышал ее от послушника. «Где ты так петь научился?» – спросил он своего ученика. Тогда он рассказал старцу о том, что произошло, показал и камень с божественным начертанием.
Тогда же они оба отнесли этот камень с песней «Достойно есть...» в Протат, обстоятельно рассказали старцам общего собора подробности этого чудесного явления и великой милости Божией. Там все едиными устами и единым сердцем прославили Христа Спасителя, чудодействующего во славу преблагословенной Своей Матери, и воспели Ей новую песнь, принесенную на землю свыше, чрез благовестника архангела Гавриила. И с этой поры ангельская песнь «Достойно есть...», вполне выражающая славу и величие более всех возвеличенной и славнейшей всех горних воинств – Пресвятой Девы Марии, начала звучать и доныне звучит в устах Церкви Христовой на всех богослужениях.
При этом она распространилась по всей вселенной и стала настолько близкой любящему верующему сердцу, что является одной из основных молитв у православных. Многие старцы и подвижники благочестия прославляли Матерь Божию этой дивной песней-молитвой, повторяя ее ежедневно, как правило, по сто и больше раз в день. И мы, дорогие братия и сестры, так должны молиться, произнося эту молитву хотя бы по двадцать-сорок раз в день, и Матерь Божия услышит нас, покроет Своим омофором и спасет.
А та икона, перед которой впервые была воспета архангелом Гавриилом эта радостная песнь, была взята отцами Святой Горы из келлии старца и торжественно перенесена в соборный протатскии храм, где она и доныне находится в алтаре на горнем месте и всем приходящим и поклоняющимся ей с верой и любовью источает благодатные дары душевных и телесных исцелений. И доныне она носит название «Достойно есть...».
Дорогие братия и сестры! Защита, покров и молитвы Богоматери через Ее святую икону «Достойно есть...» простираются и на нас в России, как и там, на Святой Горе Афон, на всех православных людей и умилостивляют Спасителя о всех чтущих и молящихся Царице Небесной. Аминь.
Источник: Илия (Рейзмир), архим. Проповеди. – СТСЛ, 2010.
Примечание
[1] Карея – столица Святой Горы Афон. Здесь находится протат – общий орган управления всех афонских монастырей. В его состав входят представители монастырей, из числа которых избирается председатель – прот.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра