Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Вступая на путь христианской жизни, наипаче же на стезю Великого поста, по которой мы ныне шествуем к светлому и всерадостному празднику Христовой Пасхи, даже если слабы, больны и не устроены, все же должны обладать великой силой и крепостью, чтобы не пасть под тяжестью скорбей и подвигов. Сила, делающая нас выносливыми, а все труды наши плодотворными, – это ревность, усердие и забота о богоугождении и спасении души.
Как ищущий хорошего дохода в торговле не устрашается препятствиями и трудностями, так и христианин, когда имеет ревность, все преодолевает. Ему Господь дал особое обетование: «Ищите, и найдете» (Мф. 7, 7). Искание есть жизненный дух, с погашением которого замирает жизнь. Это огонь, принесенный Спасителем на землю, это Его свет и жизнь. Вот чем запастись должно, вступая в делание заповедей и очищение страстей! Без того нельзя и начать дела спасения в истинном духе. А если и начнет кто, то будет трудиться без плода, вяло, исподволь. Это праздное делание.
Много людей проходит подвиги и делание, но без плода: плод от духа, а дух Божий – в ревности. Проходит он в страстную и нечистую природу, через родственные с ним и с нами подвиги или правила жизни, и там исцеляет, врачует и усовершает. Следовательно, подвиг, делание – это проводник благодати, а путь – дух ревности.
Потому-то все отцы особенно настаивают на том, чтобы не погасал в нас сей дух. Некоторые думают, что лучше заменить ревность твердостью произволения или воли, опасаясь от ревности опрометчивости. Но твердость воли близка к расчетливому рассудку, холодному равнодушию и эгоизму. В мире она часто приводит к успеху, а в христианской жизни опасна. Опасна и ревность, если ее оставить одну. Но кто оградил ее послушанием или отречением от своей воли и разума и связал правилами, тому нечего бояться – только ревнуй. Ревность, правда, предполагает быстроту действия, но не опрометчивость и необдуманность. Она означает: иди, не мешкай, не стой, спеши с усердием, но спеши по указанному и определенному пути, под надзором своего духовного руководителя.
Все существо этой ревности можно выразить так: «Ищи в надежде, без определения, и непрестанно начиная». Это мысль святого Макария Великого, которую он почти непрестанно повторял. Очевидно, что недостаток чего-нибудь из входящего сюда или портит ревность, или расслабляет.
Впереди много труда, много опасностей: иди – будет плод. Земледелец трудится в поте и ест хлеб; то же и у тебя. Скоро минуешь скорби, вступишь в покой и насладишься – и здесь, внутренне, и там. Ты воин. Смотри на венец и не бойся смерти. Скоро явятся знаки чистоты, начало исправления сердца. Чем решительнее, тем скорее, лучше и спасительнее.
Спеши, делай, трудись, но не определяй плода. Плод есть дар Божий ради труда, а дать дар – в воле Даятеля. Потому, что бы ты ни сделал, не говори: «Достиг» или «Достигну», а – «Если достигну». Никогда не считай себя достигшим, а только ищущим. Умалению страстей не верь, на крепость своих добродетелей не полагайся. Все может погибнуть в один час. Не назад смотри, а вперед. Все, что имеешь, Господь дал. В Его же власти и взять обратно. Потому ничего не должно считать верным, а взывать только: «Господи, спаси мя! Имиже веси судьбами спаси мя!»
Потому никогда не говори себе: «Ну теперь довольно, потрудился, можно и отдохнуть». Такое послабление – первый враг. Помысел будто и малый и слабый, но он самый коварный изменник, он отворяет врата врагам. Кто примет его, тот падет.
Обращаясь к Богу, молись, чтобы Он помог тебе положить начало спасения, и непрестанно начинай. Напрягайся, но о льготах и думать не думай, а так и сложи в сердце своем, что тяготу и труд тебе нести по самую смерть, что впереди не облегчение, а все преутруждение. Вот истинное строение духа ревнующего – безопасное, прочное, не дающее ни расслабления, ни необузданной горячности, ни самонадеянности, ни самомнения!
Дорогие братья и сестры, будем же и мы молиться Господу о даровании нам духа ревности ко спасению, дабы безбедно пройти нам поприще Великого поста и достигнуть светлого дня Святой Пасхи. Аминь.
Источник: Илия (Рейзмир), архим. Проповеди. – 2-е изд., доп. – СТСЛ, 2016. С. 64-66.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра