Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). Братья и сестры! Господь наш Иисус Христос сошел на землю для того, чтобы спасти весь род человеческий. Приняв человеческую плоть, Он показал глубочайшее смирение, начиная с Рождения, ибо родился в убогих яслях, проводя земную жизнь, не зная где главы приклонить, и кончая позорной смертью на Кресте. Об этом апостол Павел говорит: «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8).
Будучи смиренным, Господь и нас призывает учиться у Него кротости и смирению. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). Христос, приступая к проповеди святого учения, начал с призыва к смирению: «И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:2–3).
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Кто намеревается строить большой и великолепный дом, тот полагает и основание соответственное, чтобы оно могло выдержать тяжесть, которая впоследствии будет лежать на нем: так и Христос, начиная возводить в душах учеников великое здание любомудрия, наперед полагает увещание к смиренномудрию, как твердое и непоколебимое основание, – первую и нижнюю часть здания, зная, что, когда эта добродетель вкоренится в сердцах слушателей, то и все прочие добродетели могут уже безопасно созидаться. Поэтому, когда нет в человеке этой добродетели, тогда он напрасно и без пользы будет трудиться, хотя и совершит все прочие добродетели».
Немало труда, по словам старца Силуана, надо положить и немало слез надо пролить, чтобы удержать смиренный дух Христов, а без него угаснет в душе свет жизни, и он умирает. Тело иссушить постом можно, но душу смирить так, чтобы она постоянно была смиренна нелегко и не скоро возможно. Преподобная Мария Египетская 17 лет боролась со страстями, как с дикими зверями, и только тогда обрела покой; а ведь тело она иссушила скоро, потому что в пустыне ей нечем было питаться.
Возлюбленные братья и сестры, чтобы иметь мир в душе, нам необходимо всех любить, как самого себя, и каждый час быть готовым к смерти. Когда душа помнит смерть, то приходит в смирение, и вся предается воле Божией и желает быть со всеми в мире и всех любить. Гордой душе Господь не являет Себя, гордая душа, хотя и все книги изучила, никогда не познает Господа, ибо она гордостью своей не дает в себе место благодати Святого Духа, а Бог познается только Духом Святым. И как говорит апостол Петр: «Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5).
Смирение, по слову преподобного Симеона Нового Богослова, заключает в себе «послушание, терпение, признание человеческой немощи, благодарение Богу за все [за] славу и бесчестие, здоровье и болезнь, богатство и бедность». Смиренный человек боится нарушить заповеди Божии и потерять милость Господню. Поэтому он никого не обижает, никого не судит, никому зла не творит. Всякий грешный человек для него – несчастный человек, требующий участия, а не осуждения. Смиренный судит только себя, находя в себе множество грехов и постоянно каясь в них. Среди людей он кроток, мирен и доброжелателен. Среди различных неожиданных обстоятельств сохраняет спокойствие духа и преданность воле Божией.
Возлюбленные братья и сестры, говоря о смирении, нельзя не упомянуть и о кротости. Чтобы нам укрепиться в добродетели смирения, мы вначале должны научиться кротости. И как говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Солнцу предшествует утренний свет, а всякому смиренномудрию (смирению) предтеча есть кротость. Итак прежде солнца нам должно озариться светом, и потом мы уже яснее воззрим на солнце; ибо невозможно узреть солнце тому, кто прежде не просветится [тем] светом». По определению катехизиса митрополита Филарета (Дроздова), кротость христианская есть «тихое расположение духа, соединенное с осторожностью, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться».
Кротость, по словам святителя Иоанна Златоустого, заключает в себе столь чудную силу, что не только сама бывает тверда и непоколебима, но тихим и легким способом благотворного своего влияния утверждает все вокруг себя. Кротость, как тихая река, течет ровно и мирно в пределах своей деятельности. В сердце кроткого почиет мир и покой. Кроткого все любят так, что перед ним смиряется и сама гордость. Кротость привлекает к себе очи Господни, покоящиеся преимущественно на кротком. «На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом», – возвещает Господь (Ис. 66:2).
Вот как спасительно и драгоценны для нас смирение и кротость. Чтобы приобрести их, мы должны постоянно укорять, порицать и обвинять себя во всем, считать себя всегда ниже всех, сострадать ближним во всех скорбях, болезнях, помогать им во всем, тогда от нас удалится всякая гордыня, а будет вкореняться кротость и смирение. Будем усердно молиться Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он помог нам избавиться от гордости и стать на путь кротости и смирения. Иначе невозможно быть учеником и последователем Того, Кто смирился до смерти, до смерти крестной. «Если кто хочет идти за Мною, – возвещает Святое Смирение, – отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Аминь.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра