Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
В одном из великопостных песнопений мы слышим слова: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви…» (стихира на стиховне в понедельник 1-й седмицы Великого поста). Святой Марк Подвижник говорит, что исполнением заповеди называется то, когда мы исполняем повеленное, а добродетелью – когда сделанное угодно Богу (Марк Подвижник. Нравственно-подвижнические слова. Слово первое. О законе духовном, гл. 194).
Что же делать нам, чтобы исполнение заповеди о посте действительно было угодным Богу, чтобы нам не прогневать Господа, не печалить Его своим поведением или неисполнением этой заповеди? Еще в Ветхом Завете Господь через пророка Исаию говорит, научая народ иудейский: «К чему Мне множество жертв ваших?.. Новомесячий и праздников ваших не могу терпеть…» (Ис. 1, 11-13). Итак, первое, что мы должны усвоить для себя, это то, что сам по себе наш пост не нужен Богу, – об этом говорится в Писании: «Бог не от рук человеческих угождения приемлет, требуя что, Сам дая всем живот и дыхание и вся» (Деян. 17, 14-15). Богом мы живем, движемся и существуем. Через Псалмопевца Давида также говорит Господь: «Ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?» (Пс. 49, 12-13). Да, действительно, человек ничего не может принести Богу, потому что все, что есть на земле, сотворено Богом и все, что может делать сам человек, он делает это только благодаря помощи и силе Божией. Поэтому возглас на Евхаристическом каноне «Твоя от Твоих, Тебе приносяще…» как раз говорит о сущности нашей жизни: если мы и можем что-то принести Богу, то это только то, что Он создал и дал нам.
При исполнении заповеди поста нужно быть смиренного мнения о себе: мы это делаем, прежде всего, для себя – пост нужен нам. Каждый из своего опыта знает, что при посте легче молиться, легче сосредоточиться на молитве. Не зря наш народ в свое время говорил: «Сытое брюхо к молитве глухо». Преподобный Серафим Саровский не только во время поста, но и во всякое другое время так определял меру пищи: есть нужно ровно столько, чтобы после еды хотелось молиться. Воздержание в пище помогает нашей молитве. Ну и, конечно же, необходимо иметь и другое воздержание, о котором говорится в богослужении: «…истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный» (стихира на стиховне в понедельник 1-й седмицы Великого поста). Нужно воздерживаться даже от худого слова, как сказано было еще в Ветхом Завете: «Уклонися от зла и сотвори благо…» (Пс. 33, 15).
В наше время человек очень перегружен различной информацией, в большинстве своем суетной, ненужной и греховной. Поэтому, чтобы пост был правильным, нужно или дозировать ее, или вообще отказаться. В былые времена в верующих семьях на период поста телевизор покрывали салфеткой, чтобы вообще не видеть и не слышать его. Сейчас это сложно сделать среди обилия средств массовой информации, интернета и прочего. Необходимо, по крайней мере, оставить самое главное, без чего не обойтись. Молодежь, например, решает отказаться в пост от просмотра православных сайтов, новостей, и у нее появляется, таким образом, много свободного времени, которое можно употребить на пользу души. Практически в каждой семье есть дети – какой же пост для них? Для них, в первую очередь, необходимо воздержание от сладостей, конфет, шоколада и прочего, просмотра мультфильмов. Родителям нужно больше времени уделять самим детям. Хорошо рассказывать им что-либо из Священной Библейской истории. И вот это внимание к себе, смиренное сознание того, что мы весьма далеки от того, как постились наши предки, как положено поститься по Уставу Церкви – сухоядение, полное неядение с понедельника по пятницу, кроме хлеба, воды и соли, – все это должно приводить нас к сознанию того, что мы далеки от того, какими должны быть. Только при наличии смирения, воздержания языка, очей, и вообще всех чувств наших наш пост будет благоприятным Богу. Аминь.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра