Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Святая Церковь предлагает нам образец покаяния в песнопениях царя и пророка Давида Псалмопевца, тяжко согрешившего и покаявшегося. Мы с вами тоже грешим и каемся. Какой же назидательный урок предлагает нам Церковь в лице этого человека? Наверное, можно выделить два главных урока, которые могли бы нам быть назиданием на всю нашу жизнь. Первый урок, это то, что святой пророк и царь Давид всю свою жизнь посвятил познанию Промысла Божия, познанию своей души, также можно сказать, что и познанию тайны греха. Он пишет такие удивительные, и даже таинственные строки: «Господи, …от тайных Твоих очисти мя …» (Пс. 18, 13). Он произносит это так, словно сама душа его является для него загадкой. Стихом выше Псалмопевец с недоумением восклицает: «Господи, грехопадения кто разумеет?..». Грех – настолько сложное явление, что человек не в силах познать его до конца. Вторая черта, для нас она главная, заключается в том, что пророк показывает нам, что может помочь преодолеть грех, вымолить у Бога прощение и примирение с Ним. Это свойства духа истинно кающегося человека, его главные черты – глубочайшее смирение и пламенная ревность о Господе.
Мы с вами вступили в святые дни великой Четыредесятницы, и дай Бог, чтобы эти уроки были для нас назидательны. В нашей жизни и душе очень много тайн. Мы должны глубоко и внимательно присмотреться и постигнуть корни, причины греха и какие-то может быть другие тайны. Ведь для нас непонятно, например, почему мы каемся в одних и тех же порой достаточно тяжких грехах? Такое чувство, как будто мы находимся в каком-то болоте, и даже исповедь нам не всегда помогает. В любом монастыре, в любой епархии есть трагические примеры священников и монахов, которые оставили свои обеты, отреклись от своего сана. Есть также и благочестивые миряне, которые «пустились во вся тяжкая», а накануне вроде бы жили церковной жизнью, достаточно часто исповедовались. Причина такой духовной трагедии в том, что Таинство Исповеди для такого человека, конечно же, действительно, но по благодати оно не действенно, потому что истинно кающемуся нужны две эти черты, которым учит нас пророк Давид – смирению и ревности о Господе.
Смиренномудрие – величайшая добродетель, которая является не только основой нашей жизни, но и нашего покаяния. Именно поэтому мы слышим о ней уже в первых словах Спасителя в Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом…» (Мф. 5, 3; Лк. 6, 20). Нищими духом Господь называет смиренномудрых. «Какая же душа, которая – нищая духом?» – спрашивает прп. Макарий Египетский, и отвечает: «Нищая духом та душа, которая познала свои язвы и увидела объявший мрак страстей и свое рабство, ощутила свои узы, но всегда ищет быть избавленной Господом от такого состояния. Это та душа, которая переносит труды и всегда просит и молит Господа исцелить ее и ни в каком земном благе … не находит ни удовлетворения, ни радости, но все ее желание только в том, чтобы обрести Доброго Врача, и она ожидает от Него врачевание и получение исцеления и уповает найти в Нем успокоение» (Прп. Макарий Египетский. Творения. Слово 63). Вот так, братия и сестры, видеть свою греховность, видеть и осознавать себя ничтожным грешным человеком – в этом заключается первая, начальная ступень смирения, на которую может взойти любой из нас. А пока мы – и вне смирения, мы – вне благого покаяния, потому что таков открытый нам святыми отцами закон духовной жизни: благодать и помощь от Господа дается не за наши труды, даже не за наши страдания ради добродетелей, а ради смирения, которое от них рождается.
Что же происходит с душой, когда она приобретает смирение? Удивительно говорит об этом прп. Исаак Сирин: «В то время как смирение воцаряется в житии твоем, покоряется тебе душа твоя, а с нею покорится тебе все, потому что в сердце твоем рождается мир Божий. Но пока ты вне его, не только страсти, но и обстоятельства будут непрестанно преследовать тебя» (Прп. Ефрем Сирин Ниневийский. Слова подвижнические. Слово 74).
Вторая черта духа истинно кающегося человека – пламенная ревность о Господе. Так раскрывает тайну соединения ревности с покаянием прп. Антоний Великий: «И когда ум сподобится такой благодати, чтоб без саможаления и поблажки вступить в борьбу со страстями, тогда ему присущи внушения, указания и подкрепления Духа, помощью которых он успешно начинает отражать от души все нечистые приражения, исходящие от похотей сердца» (Добротолюбие. Т. 1. Гл. 2).
Две главные черты кающегося человека мы видим в пророке Давиде. Он тяжко согрешил. Может не многие из нас, к счастью, так согрешили. Но он обрел покаяние можно сказать: почти без труда. Пророк Нафан обличил его и Господь, видя вину и сокрушение в его сердце, тут же даровал ему прощение.
В истории Церкви есть и другие назидательные примеры того, какое чудо может совершиться, когда соединяются глубина смирения и ревность о Господе. Эта ревность проявляется в решимости больше не грешить. Удивительный случай нам оставил патерик 7-го века. В одной из западных епархий епископ тяжко согрешил – впал в блуд. Осознав тяжесть своего греха, он в воскресный день пришел в церковь. Когда собрался народ, архиерей вышел на амвон, признался пастве в совершенном грехе. Так как после всего произошедшего он уже не мог дальше управлять кафедрой, то попросив молитв о себе, великом грешнике, святитель сказал, что уходит в близлежащую пустыню для принесения покаяния Господу. Зайдя затем в алтарь, он снял с себя саккос и омофор, положил их на престол, и собирался было покинуть храм. Это был истинный пастырь Божий, который несколько десятилетий руководил церковным клиром. Люди в ужасе стали кричать: «Ты должен покаяться и продолжать служить дальше, мы тебя никуда не отпустим». Епископ ответил: «Я буду каяться, но вы должны понимать, что существуют церковные каноны, и по ним я не имею права продолжать епископское служение». Народ немного пришел в себя от ошеломления, послышались, где плач, где возгласы. Прихожане стали кричать: «Мы люди грешные и темные, не знаем твоих канонов, но знаем, что ты – истинный пастырь Божий, который учил нас жить во Христе, боролся с ересями. Никуда тебя не отпустим, клянемся Богом, что берем на себя твое покаяние. Епископ был удивлен такой непреклонностью народа. Он зашел в алтарь, помолился и выйдя к народу сказал: «Хорошо, я буду служить дальше, как вы меня просите, но с одним условием – я лягу на паперти храма, вы все выйдете на улицу, и каждый из вас при входе в храм будет попирать меня ногами. Теперь уже народ был ошеломлен. Все находились в недоумении, но архиерей был непреклонен. Стало происходить страшное и одновременно умилительное зрелище: епископ лежал на паперти, а тысяча народу, все, от богатого до бедного, от старика до младенца, вступали в церковь, попирая епископа ногами. Когда зашел последний человек, весь храм наполнился светом и благоуханием, раздался голос Божий, называвший епископа по имени и говоривший: «Тебе прощен грех ради твоего покаяния».
Такие чудеса, братия и сестры, когда Господь милует нас грешных, даже без наших трудов, возможны только тогда, когда в нашей жизни, в нашем покаянии соединяются глубокое смирение и непреклонная решимость больше не грешить. Дай Бог, чтобы нынешняя Четыредесятница стала для нас тем временем, в которое мы глубже познаем самих себя, увидим то, что нас связывает, опутывает, увидим корни, причины своих грехов. Будем молиться о том, чтобы Господь нам даровал дух глубокого смирения, дух пламенной ревности, решимости не грешить. Только тогда нас коснется благодать Божия и поможет нам действительно преображаться, действительно каяться, вставать от своих грехов и страстей и приходить к любящему Отцу, Который, конечно же, ждет каждого истинно кающегося грешника. Аминь.
Слушать проповедь* (mp.3):
*) После Великого повечерия с чтением Великого канона св. Андрея Критского в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 21 февраля 2018 г.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра