Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня последнее чтение из годичного круга евангельских чтений. В нем говорится о призвании Господом мытаря Закхея.
Богатый начальник сборщиков податей в Иерихоне — Закхей — прослышал о великом Учителе из Назарета — Иисусе — и, покоренный Его духовной силой, хочет хотя бы взглянуть на Него. Когда Иисус проходит Иерихоном, Закхей устремляется за Ним, но из-за своего малого роста, за множеством народа, не может видеть Господа. Тогда Закхей забывает о своей важности, о приличиях, о богатстве, бежит вперед и влезает на смоковницу и ждет прихода Учителя. Господь останавливается у смоковницы, провидев ищущую душу Закхея: «Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». [1] Раскрылась под Божиим зовом душа Закхея, и совершилось ее оправдание: «Ныне пришло спасение дому сему». [2]
Конечно, в этом евангельском рассказе первая и главная мысль — о Божием призыве, утешительная мысль о том, что Божий зов может коснуться самой грешнейшей души, такой ничтожной, что она сама по себе не может видеть Божия лика. Не только ради этой главной мысли читается рассказ о Закхее. Мысль о зове внедрялась в нас многими Божиими словами в течение года. Ныне на первое место выдвигается другая значительная мысль. Здесь не только призыв, здесь призыв обращается в посещение и спасение. Призыв столкнулся с какой-то иной силой (взглянул, увидел), и эта сила ускоряет спасение человека: «Сойди скорее, ибо сегодня Мне надобно быть у тебя». Евангелие открывает нам, что это сделала встречная призыву сила — сила человека, который совершил порыв своей волей и душой навстречу Богу.
«Сойди скорее, Я вижу, для Меня место готово, и Мое посещение обеспечено». Так человеческая воля вынудила Божественную волю. И Господь как бы сказал: «Мне надобно прийти к тебе и совершить спасение твоей души».
Не ясно ли, что в рассказе о Закхее на первое место выдвигается другая мысль — о человеческой душе, улавливающей Божий призыв и следующей ему вплоть до его исполнения и спасения человека.
Каково должно быть состояние человеческой души, чтобы ей открылся Бог и совершил ее спасение? Внимательнее посмотрим на обращение Закхея. Прежде всего, Закхей жив, у него живая душа. Она не погрузилась в какую-то внешнюю ценность и не замерла в сладостном самоудовлетворении: вот я достиг, чего хотел; душа, почивай! У Закхея ведь были немалые земные ценности: знатное положение, власть, почет. Разве эти ценности не влекут к себе миллионы людей? А разве, обладая ими, миллионы людей не погибают в самоусладительных довольствах? И разве многие люди не закостеневают своими душами, обладая гораздо меньшим довольством? Сытно поесть, хорошо одеться или удовлетворить какую-то другую мелкую страстишку — вот обычные масштабы человеческих вожделений. Обладая этим, человек живет счастливой удовлетворенностью, и душа его наполнена до краев. Она сладко почила в обладаемом, и ничего ей не нужно. Это — мертвые души, братья и сестры. И они — кругом!
Закхей не таков. Хорошо богатство, приятна знатность, но она не наполняет его душу. Это — отрава жизни, а душа Закхея живая, и она имеет свой живой мир, который и проявляется в поисках. Поиски, искания — вторая отличительная черта Закхея. Поиски Божией правды дали свои плоды — приход к нему Господа и спасение. При этом Божественная помощь и спасение как бы «вынуждаются» активностью такой живой души, как у Закхея. Он, рассказывает Евангелие, отвечает Христу уже как ученик, готовый ответить не только словами, но и делами: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». [3] Так началась новая жизнь во Христе. Человек пошел за Христом по пути спасения.
Дорогие братья и сестры! Выводы из всего этого просты, ясны, но и ответственны. Остерегайтесь делать Бога виновником неудач жизни и вашего спасения. Остерегайтесь думать, что Богу нет до вас дела и что Бог прошел мимо. Пристальней вглядитесь в свои души! Исправны ли они? Готовы и способны ли они принять зов Божий? Или, быть может, души мертвы и отдались благодаря своим маленьким приобретениям? Или, может быть, души ваши парализованы и неспособны подняться навстречу Богу?
Последуйте маленькому Закхею. Явите жизнь своих душ! Бегите от порабощения «землей» и ищите Божию правду! Добрыми делами пойдите навстречу Богу, поднимитесь над землей, чтобы увидеть Его, и тогда с вами совершится то, что пережил Закхей: Господь остановится у вашей души, и она в трепете и в радости узнает о Божием приходе. «Сегодня Мне надобно быть у тебя... ныне пришло спасение дому сему».
Торопитесь приготовить свои души! Господь идет по дороге! «Се, стою у двери (нашего сердца) и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною». [4] Аминь.
Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Лк. 19, 5.
[2] Лк. 19, 9.
[3] Лк. 19, 8.
[4] Откр. 3, 20.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра