Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! В прочитанном Евангелии мы выслушали разъяснение Господа, как практически выполнить заповедь любви. Оно дополняет более ранние Господни слова о любви к Богу и ближним, как к самому себе, и даже о любви к врагам. Это слово Божие особенно впечатляет тем, что вполне приложимо и к нашей жизни.
Один законник, искушая Христа, спросил Его: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» [1] Так и мы, как законники, подходим к Христу и спрашиваем, как же нам спастись. Мы спрашиваем, не искушая, а лукавя. Прикрывая свое малодушие, свою духовную леность, тянущие нас в сторону от Христова пути, мы готовы наивно спрашивать, как же спастись, лукавя и прикрываясь тем, что жизнь сложная и невольно толкает на компромиссы. Мы знаем Божий закон и его требование, мы знаем, как исполнить его в жизни, но, вступая в сделку с совестью, углубляя пропасть между собою и Богом, мы успокаиваем себя, разводим руками и, ссылаясь на неизбежность, недоуменно спрашиваем: как тут исполнить волю Божию и как же возможно спастись? Это вопрос самооправдания и лукавства.
Господь заставляет законника признать, что ему известно все необходимое для спасения. «В законе что написано? Как читаешь?» [2] — спрашивает Господь законника, и тот должен был назвать хорошо известные ему заповеди закона о любви к Богу и ближнему. Господь просто, без укора, указывает ему на его долг: «Так поступай, и будешь жить». [3]
Этот ответ относится и к нам. Что лукавить? Что наивничать, будто не знаем пути спасения для сегодняшнего дня? Божий закон один, и эти две заповеди остаются непреложными и для нас, как два якоря жизни: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею... и ближнего твоего, как самого себя». [4] Но законник не сдается и начинает выискивать лазейки для самооправдания. Он как бы не понимает: кто же тот ближний, которого он должен любить. Такое же упорство характеризует и нас. Стремление успокоить себя и самооправдаться так в нас сильно, что и мы изыскиваем для этого всевозможные лазейки. Такие лазейки находятся очень легко, ибо, действительно, заповеди о любви к Богу и ближнему так широки и глубоки, что невольно поднимаются вопросы об их жизненном приложении.
Значит, близость определяется не степенью внешней взаимной связи — принадлежностью к одной нации, роду, общине, — не служебной и общественной взаимозависимостью и прочим, а способностью откликнуться на чужую жизнь и чужое горе. Чем больше у тебя такой способности, чем больший круг людей она охватит, тем больше у тебя ближних. Так как идеалом твоего внутреннего роста в отношении людей является: «Будьте сынами Всевышняго» [6], то, следовательно, через богоотцовство все люди, как дети Божии, — твои ближние, включая и врагов, и ненавидящих, и обидящих тебя. Так определяется ближний притчей о самарянине, которая отвечает и сегодняшнему нашему дню. Ее ответ такой простой и ясный: «Иди, и ты поступай так же», т. е. иди и твори добро, и ты исполнишь заповедь о любви. Это значит, что, хотя заповедь любви является очень возвышенной, нельзя забывать главного — начального и конечного вместе: делай добро, делай добро, делай добро от всего сердца, делай его во имя Бога всем братьям твоим в Боге, и ты будешь исполнять заповедь о любви и спасешься. Аминь.
Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 2014
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Лк. 10, 25.
[2] Лк. 10, 26.
[3] Лк. 10, 28.
[4] Лк. 10, 28.
[5] Лк. 10, 37.
[6] Пс. 81, 6.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра