...Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. [1]
Что это значит, дорогие братия и сестры? Неужели в Царствие Божие один только путь — бедность и нищета? Неужели всем должно или не приобретать ничего, или и приобретенное бросать в огонь? Что же было бы с человеческими обществами, если бы они состояли из одних нищих? Кто же будет и в Царствии Божием, если из него изгнаны будут все, имевшие стяжания (приобретения) в этой жизни? Ибо кто, живя в обществе, не имел или не имеет каких-либо приобретений? Так, может быть, рассуждали и слушавшие Господа, когда с удивлением спрашивали: «Кто же может спастись?» [2] Надо внимательно вслушаться в слова Спасителя, тогда увидим, что Он не сказал, что богатые не войдут в Царствие Божие, что могло бы, конечно, подать повод к роптанию на самый промысл Божий, который, по слову Писания, «богатит и убожит», или привести к отчаянию в своем спасении всякого, имеющего стяжания. Напротив, прежде всего, Господь указал путь к вечной жизни, общий для всех, богатых и бедных, знатных и незнатных. «Если хочешь войти в жизнь вечную, — сказал Господь богатому юноше и, конечно, всем нам, — соблюдай заповеди». [3] Вот одно непременное условие, без которого нельзя даже и видеть Царствия Божия. [4] Вот общий для всех путь к вечной жизни, по которому должны идти все люди. Ибо другой путь — преступление заповедей Божиих — неминуемо ведет в погибель. Итак, ни у кого не отнимается, напротив, всем: и богатым, и бедным — подается надежда наследовать Царствие Божие и войти в вечную жизнь путем исполнения заповедей Божиих, при помощи благодати божественной, ибо невозможное человекам возможно Богу. [5]
И действительно, слово Божие представляет нам многие примеры из жизни богатых и бедных людей, добрых и злых, спасающихся или погибающих. Был богатым Авраам, но великое богатство не ослабило ни его непоколебимой веры и упования на Бога, ни его беспредельной преданности воле Божией и послушания слову Господню, ни его человеколюбия и сострадательности к людям, ни его чудесного самоотвержения даже до пожертвования единородным сыном, не воспрепятствовало ему быть собеседником и другом Божиим, заслужить великие обетования и благословения Божий, сделаться отцом верующих, так что и самое место блаженства праведных именуется в Писании лоном Авраамовым. Был богатым и некий человек, о котором говорится в притче, что он облачался в порфиру и виссон , пиршествуя и веселяся все дни светло [6], но многое богатство не спасло его от ада, порфира и виссон не защитили от пламени геенского, и повседневное веселие земное превратилось после смерти в нескончаемое вечное мучение.
Был богат и славен царь и пророк Давид, но ни богатство не препятствовало ему облачаться во вретище и смирять душу свою постом, ни могущество и слава не мешали ему смиряться перед Господом, вставать в полночь и исповедатися Господеви о судьбах правды Его [7] и семь раз в день хвалить Господа. Ни порфира и царский венец не препятствовали ему каяться в грехах своих во вретище и пепле и слезами обливать постель свою. [8]
Был богат и знаменит Ирод, которого лесть человеческая даже назвала великим, но знаменит он одними злодеяниями, его величие возбуждает только отвращение и презрение потомства. То же должно сказать и о бедности. Нищим был некто Лазарь, о котором говорит Господь в притче, но и от гноища он вознесен был ангелами на лоно Авраамово. Обнищал ради Господа и Иуда и, оставив все, пошел за Христом, но и эта святая сама по себе нищета не спасла его ни от ужасного преступления, ни от страшной погибели. Значит, не богатство погубляет и не бедность спасает человека. Богатство само по себе есть дар Божий, который, как и всякий другой дар, можно употребить и во благо и во зло, в орудие к спасению и погибели, в средство к стяжанию Царства Божия или же — ада и геенны.
Конечно, богатство, будучи само по себе ни добро ни зло, при испорченности нашей воли может поставлять многие и великие препятствия на пути к небу. Сам Господь сказал: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие»! То есть предстоят ему многие трудности, многие искушения и соблазны, которых невозможно победить человеку без помощи благодати Божией. Опыт свидетельствует, что богатый скорее впадает в такие пороки, которых легче избегает человек неимущий и бедный. Имея все средства к исполнению своих желаний, трудно удержать их в должных рамках. Но каждое, легко исполнимое греховное желание растет и усиливается до того, что становится непреодолимой страстью, которая, в свою очередь, с непреодолимой силой увлекает сердце в бездну порока. Таким образом рождаются и возрастают, питаются и укрепляются все наши страсти, в которых погрязают человеческие души. Этому искушению меньше подвержен тот, кто имеет небольшие возможности удовлетворять необходимые естественные потребности, он менее подвержен искушению угождать прихотям сердца.
Пристрастившись к деньгам и богатству, бедное сердце человека закрывается для чувств любви и милосердия к ближним, становится глухо и недоступно мольбам нужды и бедности, жестоко и невнимательно к страданиям человеческим. Такой человек всегда и во всем лишь на одно богатство возлагает свои надежды, в нем полагает все свое счастье и все блага души своей, забывая о Боге и Его всеблагом промысле. Потому святой апостол Павел и называет сребролюбие идолослужением [9], так что подверженный этой страсти уже не христианин, а идолослужитель. Ни о чем он больше не думает и не заботится, как только о богатстве, в нем — цель его стремлений и надежд. Напротив, человек бедный, не находя ни у себя, ни вне себя помощи и опоры, скорее обратится к небу, усерднее станет простирать руки к Отцу Небесному, охотнее предастся в Его святую волю. Богатство и великолепие всегда привлекают хвалы и ласкательства человеческие, которыми питается тщеславие и гордость: невольно закружится голова от одуряющего свойства этого поддельного фимиама. Напротив, убожество, презрение и унижение от людей погружают душу в глубину смирения и самоосуждения и от внешнего убожества обращают сердце к нищете духовной.
С другой стороны, не надо забывать и того, что богатый человек легко может обрести Царство Небесное. Ибо, если за одну чашу холодной воды, поданную во имя Христово, человек не лишается награды своей, как обещал Христос, то сколько награды на небе может обрести богатый человек, если он откроет сердце свое к мольбам несчастных, если с верой и любовью к Господу, с сострадательным милосердием к собратьям своим будет охотно разделять избытки свои с неимущими!
Со своей стороны, дорогие братия и сестры, и у бедности много преград на пути к спасению. Если трудно не прилагать сердце, когда течет богатство, то менее ли трудно не желать его, не завидовать богатым, не роптать на свою участь, переносить бедность и убожество с терпением, смирением и покорностью воле Божией? Если трудно побеждать страсти, когда есть средства к удовлетворению их, то не трудно ли бороться с ними и побеждать их при невозможности удовлетворить их? «Верь мне, авва Зосима, — говорила преподобная Мария Египетская, — семнадцать лет в этой пустыне, как со зверями, боролась я с плотскими похотями своими, огонь в окаянном моем сердце возгорался и опалял всю меня». Если трудно достигнуть самоотвержения человеку, обладающему всеми средствами к исполнению своей воли, то не трудно ли и бедному человеку отвергнуться своей воли, своих желаний и стремлений, своих сердечных привязанностей и самой своей жизни?
Так премудро всеблагой промысл Божий соразмерил и уравновесил различные состояния человека на земле, что все они равны между собой по отношению к небу и вечной жизни, и во всяком состоянии можно спастись или погибнуть!
Так премудро устроил Господь пути жизни человеческой, что все они могут при помощи благодати Божией вести к Царствию Божию, равно как при развращенной воле человеческой, не покоряющейся заповедям Божиим, ведут к аду. И богатство, и бедность, и слава, и уничижение, и возвышение, и смирение — все может быть обращено нами в средство либо спасения, либо погибели.
Будет средством к спасению и богатство, если оно приобретается не обманом, хитростью и лукавством, не лихоимством и притеснением бедных, а путем праведным и честным, — трудолюбием, бережливостью, скромностью и умением; если, как учит Сам Господь, будем богатеть не в себя, а в Бога, то есть, если будем употреблять подаваемое нам Богом не по своим прихотям, а по воле Божией, — для насыщения алчущих, для одевания нагих, для облегчения страждущих, для пожертвования на Божий храмы, то, несомненно, унаследуем вечную жизнь, как учит апостол. [10]
И в бедности можно легко спастись, если будем переносить ее со смирением и терпением, без зависти и роптания, с благодарением и покорностью воле Божией.
Праведный Иов был богатым более всех своих современников, но и при богатстве не было праведнее и благочестивее его из живущих на земле, как засвидетельствовал о нем Сам Сердцеведец Господь. Он обнищал и лишился всего — и имущества, и детей, подвергся тяжкой болезни и ужасным страданиям, но и на гноище он благословлял Господа. «Господь дал, Господь и взял, — говорил этот чудный муж, — буди имя Господне благословено во веки!» [11]Вот наглядный пример, как богатство и бедность можно употребить ко спасению и вечной жизни.
Всё, дорогие братия и сестры, зависит от нашей воли. У Господа нет лицеприятия: перед Ним все люди в равном достоинстве, Он всем хочет только одного — спастися и в разум истины прийти. [12] Аминь.
Источник: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2010. С. 357-362
ПРИМЕЧАНИЕ
[1] Лк. 18, 24-25.
[2] Лк. 18, 26.
[3] Мф. 19, 17.
[4] См.: Ин. 3, 3.
[5] Лк. 18, 27.
[6] Лк. 16, 19.
[7] Пс. 118, 62.
[8] Пс. 6, 7.
[9] Кол. 3, 5.
[10] См. 1 Тим. 6, 17-19.
[11] Иов 1, 21.
[12] 1 Тим. 2, 4.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра