Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Много званых, а мало избранных [1].
Дорогие братия и сестры! В притче о званных на брачный пир, которую мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении [2], Господь сказал, что Царство Небесное подобно брачному пиру, который устроил царь для сына своего. Гости были приглашены царем заблаговременно, и потому могли приготовиться, чтобы по первому зову явиться в назначенный для того час. Однако они не пошли, когда царь послал рабов своих звать их. Тогда царь посылает к ним сказать, что все уже готово, ждут только их, чтобы начать пир, приходите же! Но они так и не пришли. Одни отправились на свое поле, другие занялись торговлей, прочие же оскорбили и убили посланных к ним рабов. Тогда разгневанный царь посылает войско, истребляет убийц и сжигает их город, но брачного пира не отменяет. Он посылает своих слуг на распутье звать на пир всех, кто встретится. Слуги, выйдя на дорогу, собрали всех, кого нашли, и злых, и добрых, и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, увидев человека, одетого не в брачную одежду, сказал слугам: «Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных».
Пир – это Царство Божие. Царь, устроивший его, – Отец Небесный; сын – это Христос Спаситель; слуги, звавшие на пир, – пророки и апостолы; званые – все люди. Отказавшиеся получили возмездие, пришедшие на пир насладились духовным торжеством и благодатной пищей.
Вначале притча Христова объясняла, за что и как Бог наказал народ иудейский и его старейшин и учителей, которые явно отвергли благовестие и спасение, объяснила и как войдут в Царствие Божие язычники. Теперь Господь предостерегает нас о том, что и из всех, которые войдут в Его Церковь, не все будут достойны Царства Его, не все спасутся. Всем гостям, призванным на царский пир, выдавалась приличная одежда: все вступающие в Церковь Христову в таинстве крещения облекаются в ризу правды, в светлую одежду чистоты духовной, становятся новыми людьми по благодати и должны хранить эту чистоту души, не оскверняя ее новыми грехами. Брачная одежда есть чистая и непорочная жизнь, подобно одежде, сотканной из добродетели. «Итак облекитесь, – говорит святой апостол Павел, – как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерепение» [3]. «Под одеждою, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – разумеются дела жизни... Хотя призвание и очищение есть дело благодати, но то, чтобы призванные и облеченные в чистую одежду постоянно ее сохраняли такою, зависит от старания призванных. Призвание бывает не по достоинству, но по благодати. Поэтому должно соответствовать благодати послушанием, и, получив честь, не показывать такого нечестия... Поэтому великое наказание ожидает нерадивых. Ты, уклоняясь к развратной жизни, также оскорбляешь Бога, как и они оскорбили Его тем, что не пришли к Нему. Войти в нечистой одежде – означает, имея нечистую жизнь, лишиться благодати» [4].
И Господь даст нам все средства, чтобы мы могли жить по вере и спасаться. В таинствах Его Святой Церкви мы обретаем и очищение, и обновление духа и освящение, так что не будет нам никакого извинения, если не облечемся в праведность, как в одежду, которую всегда готов подать нам Небесный Царь, лишь бы всем сердцем стремились исполнить святую волю Его и взывали к Нему: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» [5].
Дорогие братия и сестры! Мы должны всегда приводить на память эти грозные слова Спасителя: «Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Особенно тогда, когда готовимся к причащению пречистых и божественных тайн Христовых. С каким же страхом и трепетом, с какою чистотою сердца и души должны мы приступать к нему! «Никто же достоин от связавшихся плотскими похотьми и страстьми приходити, или приближитися, или служити Тебе, Царю славы» [6]. Но благостный Царь славы Сам же и одежду предлагает всем желающим приступить к Его духовной трапезе: эта одежда есть благодать покаяния. Поэтому постараемся перед причащением очистить себя искренним покаянием и облечься в ризу правды, и, если мы и недостойны, Господь по милосердию Своему удостоит нас за наше смирение вкусить Его бессмертной трапезы.
Грозны и другие слова Христовы: много званых, а мало избранных. Много людей, именующих себя христианами, но все ли они, действительно, войдут в Царство Небесное, на великую вечерю Христову? Сколько таких, которые остаются в той же одежде, в какой застал их на распутиях мира зов спасающей благодати, – не переменивших своего сердца, не исправивших своей жизни.
«Живи так, – поучает нас святитель Феофан Затворник, – чтобы Бог любви возлюбил тебя любовью вечною. Исходи на торговлю свою, но смотри, чтобы через стяжание мирских благ, не продать миру души своей. Исходи на поля свои, удобряй землю свою и сей на ней семена, чтобы плодами их мог укрепить тело свое, но особенно сей на ниве души твоей семена добродетели, да пожнешь от них плоды жизни вечной. Сохраняй чистою, незапятнанною одежду, полученную во святом крещении, до конца жизни твоей, да будешь достойным участником брачного чертога, куда входят только те, которые имеют чистую одежду и светильники, горящие в руках» [7]. Аминь.
Источник: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. – СТСЛ. 2010. С. 279-281
Примечания:
[1] Мф. 22,14.
[2] См.: Мф. 22, 1-14.
[3] Кол. 3,12.
[4] Свт. Иоанн Златоуст. Толкование... Т. 2. Беседа 69. С. 704.
[5] Светилен Великого Понедельника.
[6] Молитва иерея во время Херувимской песни.
[7] Святоотеческое толкование на Евангелие от Матфея. Изд. журнала «Вечное». 1951. С. 54.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра