Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. [1] Дорогие братия и сестры! Проповедуя Евангелие Царствия Божия, Господь наш Иисус Христос требовал от людей прежде всего веры, веры живой и несомненной, и ради такой веры Он совершал великие знамения и чудеса. Насколько велико значение веры в человеческой жизни, видно из сегодняшнего евангельского чтения.
У одного человека был сын, с детства одержимый духом немым [2], то есть наиболее упорным в своей власти над человеком. Жестоко и бесчеловечно обращался этот бес со своим подчиненным, бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его [3]. Власть диавола настолько сильна, что когда он был изгнан, то больной сделался, как мертвый . [4]
Духу этому могла противостоять лишь горячая вера в силу Божию, могущую избавить больного от этого упорного и жестокого беса. Такой силы веры у отца, по-видимому, не было. На слова Христа, что все возможно верующему, он воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.[5]
Отец скромно сознавал, что у него нет этой всемогущей веры, и вместе с тем верил и исповедовал, что Христос может, если сжалится, помочь им [6]. Веру отца действительно восполнила любовь, жалость Христа, восхотевшая помочь и действительно оказавшая помощь им: больной был исцелен. [7]
Такова сила веры в истинного Бога! Для верующего человека все возможно. «Истинно, истинно говорю вам, — сказал Спаситель Христос, — верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» [8]. И действительно, сначала апостолы Христовы, потом мученики, исповедники, святители и все преподобные угодники Божий именем Христовым, по живой вере в Него, совершали величайшие чудеса. Они покоряли природу, открывали источники вод в безводных местах, укрощали лютость зверей, чудесно сами исцелялись и исцеляли других от язв и болезней и воскрешали мертвых. История христианской Церкви полна самыми разнообразными и бесчисленными такими чрезвычайными знамениями и чудесами. Вот что говорится о твердой вере в Господа Иисуса Христа в житии преподобного Феодора, епископа Эдесского. Одна женщина после смерти мужа осталась с тремя сыновьями. Два старших ее сына умерли, и третий сын уже был при смерти. Бедная мать взяла умирающего и поспешила к столпнику Феодосию, который подвизался вблизи города Эдессы. Но по пути младенец умер. По Божию усмотрению встретилась ей женщина-грешница, которую она со слезами стала умолять, чтобы та помолилась Богу о ее сыне. Грешница сказала о своем недостоинстве, но, видя слезы, горе и неотступное моление матери, взяла младенца, стала бить себя в грудь и, обливаясь слезами, сказала: «Господи! Я недостойна даже на небо воззреть из-за своих грехов, ни воспомянуть устами Твое пресвятое имя, но не ради меня, грешной, а ради веры той несчастной матери воскреси этого неповинного младенца» — и младенец тотчас ожил. «Я же, — говорит Феодосий-столпник, — со столпа, по Божию откровению, увидел пресветлый свет, который осиял молящуюся грешницу, умершее отроча и плачущую матерь, воздал хвалу Богу». [9]
Итак, братия и сестры, нам необходимо возгревать в своей душе веру в своего Создателя и хранить ее. Что же такое вера? Святой апостол Павел отвечает: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом [10], как и видимом, желаемом и ожидаемом — как бы в настоящем». Вера служит основой угождения Богу, ибо без веры угодить Богу невозможно [11], и только верующие наследуют вечную блаженную жизнь. Вера заключается в том, чтобы принять всецело учение о Боге, открытое Самим Богом. Это учение божественное, богооткровенное, оно превосходит человеческий разум и поэтому не может быть принято иначе, как сердечным чувством, верой. Веровать в Бога — значит чувствовать Его в своем сердце, всегда ощущать себя под Его всевидящим оком и во всем доверять Ему. «Я знаю, что Бог есть, — учит святитель Василий Великий, — но что такое есть сущность Его, поставляю это выше разумения. А поэтому как спасаюсь? Через веру. А вера довольствуется знанием, что есть Бог (а не что такое Он есть), и ищущим Его воздает [12] [открывается и благодетельствует]» [13].
Чтобы унаследовать вечную блаженную жизнь, христианин должен иметь веру живую, твердую и неколеблющуюся — веру, действующую любовью [14]. Иметь живую веру в Бога — значит больше всего в жизни бояться греха и поэтому во всем и всегда проверять себя: а так ли я думаю, говорю и поступаю? Не выйдет ли греха и беды из того, что я сейчас задумал, что захотел сказать или сделать? Живет в Боге тот, кто постоянно помнит вечные истины о бессмертии человеческой души и вечной жизни за гробом. Верить в Бога — значит испытывать постоянное влечение и любовь к Нему как Источнику всех духовных благ и наших благих начинаний, всех надежд на светлую жизнь за гробом.
Для верующей души отказаться от Бога — значит отказаться от самой жизни, ибо Бог — это и есть жизнь и дыхание и всё [15]. Господи, помоги нашему неверию, маловерию, умножь в нас веру и приди к нам, чтобы спасти нас. Аминь.
Источник: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева лавра. 2010. С. 130-132.
ПРИМЕЧАНИЕ
[1] Мк. 9, 23.
[2] Мк. 9, 17.
[3] Мк. 9, 22.
[4] Мк. 9, 26.
[5] Мк. 9, 24.
[6] См.: Мк. 9, 22.
[7] Мк. 9, 25.
[8] Ин. 14, 12.
[9] Жития святых свт. Димитрия Ростовского. Июль. Введенская Оптина пустынь, 1992. С. 229-230.
[10] Евр. 11, 1.
[11] Евр. 11, 6.
[12] Евр. 11, 6.
[13] Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 7. C. 139.
[14] Гал. 5, 6.
[15] Деян. 17, 25.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра