преподобный Сергий Радонежский. Икона из ризницы
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Преподобный Сергий по смирению и кротости не оставил нам своих воспоминаний о тех страданиях, испытаниях, которые он претерпел во время своей монашеской жизни, подвизаясь на горе Маковец. Но мы можем понять из писаний других святых отцов, что преподобный Сергий молитвою, глубокою верою, смирением сначала создал обитель для Святой Троицы в своей душе. Поэтому мы и называем его преподобным и богоносным отцом нашим. Он восходил от степени в степень в духовном совершенствовании и таким образом достиг мужа совершенна, достиг возраста духовной зрелости и сделался игуменом братства. Его ученики впоследствии сами стали духовными наставниками. Многие из них возглавили святые обители и тоже воспитали духовных чад, стали проводниками Божественной благодати для русского народа.
Преподобный Сергий следил за духовным ростом каждого своего духовного чада. Так, ночью обходил он кельи братии с ночным дозором, легким стуком в оконце давая понять празднословящим, что для монашествующих есть более правильное провождение времени - это молитва, чтение, богомыслие и упражнение в добродетелях. Потом наутро он не резким обличением, а кроткими словами приводил пронивившегося брата к раскаянию и исправлению. Он личным примером показывал, как следует трудиться и подвизаться. Сам колол дрова, носил воду, пек хлеб и просфоры для Божественной литургии. И несмотря на все свои великие труды не пропускал ни одной службы, во всем стараясь быть примером для своей братии.
Когда он сподобился священного сана, свершилось дивное чудо. Некоторые из братии видели, как преподобный совершал литургию в присутствии Ангела. Такая высокая духовная жизнь, конечно же, служила для братии высочайшим примером и они, имея перед глазами своего игумена, тоже преуспевали в деле спасения.
Преподобный Сергий, подобно нагруженному кораблю, который неспешно приближается к тихой пристани, совершив свою богоугодную жизнь, приближался к своей кончине. За полгода до смерти он знал о том, как его кончина совершится. Ему были открыты день и час его упокоения. Он собрал братию и поведал о предстоящем событии, о своем видении. Управление святой обителью он передал своему любимому ученику преподобному Никону Радонежскому. А сам для того, чтобы более правильно подготовиться к своей кончине, уединился. Не потому что не любил братию свою, людей, но потому что он любил Бога более, как и заповедал нам Господь в заповедях Своих, чтобы мы возлюбили Господа всем своим сердцем, всею душею.
Перед своей кончиной он пребывал в молитве, бдении и посте, чтобы нерассеянным умом созерцать Господа, чтобы подготовиться к переходу в вечность. Через полгода после объявления о предстоящей ему смерти, в сентябре 1392 года преподобный почувствовал изнеможение своих телесных сил. Он снова собрал всю братию и вновь сказал им о своем скором отшествии в мир иной. И сказал им слова, которые дошли до нас. Прежде всего он заповедал хранить веру православную, которая основана на апостольском учении, решениях Вселенских соборов, чтобы жить по вере, чуждой всякого суемудрия и уклонений. Также преподобный просил хранить единомыслие, чистоту душевную и телесную и страннолюбия не забывать.
То, что он сам исполнял, он заповедал братии. И каким путем он шествовал, этим же путем он призвал идти своих учеников. Преподобный перед своей кончиной причастился Святых Христовых Тайн. Он подготовился к этому таинству. Его слезящиеся очи были устремлены горе. Он встретил в Святых Таинствах Самого Господа Иисуса Христа и исполнился духовной радости, благодатного утешения. Преподобный не боялся смерти и встретил ее без страха. Потому что своими трудами, памятью о смерти, покаянием, молитвою, бдением он всю свою жизнь готовился к этому часу. Священное Писание так и повествует: «Уготовишися и не смутишися». Он поднял свои руки и произнес: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой». И с этими словами преставился, его чистая душа отлетела к Тому, Кого он любил всем сердцем, исполняя святые Его Заповеди. Лицо его просияло благодатным светом.
Во время кончины келья его наполнилась благоуханием. Все братья с трепетом и ужасом взирали на чудное это событие. Действительно, честна пред Господом смерть преподобных Его! Истинно, праведники вовек живут! Преподобный Сергий по своему смирению завещал братии, чтобы его похоронили так, как обычно погребают простых монахов - не в храме, а на общем кладбище. И в этом тоже его смирение заключается. Но братия очень скорбели от этого. Потому что им тяжко было от расставания со своим наставником и учителем. Гробница его, находящаяся в соборе, для них, конечно, была бы большим утешением, но преподобный лишал их и этого утешения. «Я, - говорил он, - ухожу к всемогущему Богу, а вас оставляю его заступлению и молитвенному покрову Пречистой Его Матери». Он не хотел, чтобы они скорбели и говорил, что он их не оставит их одних, обещал, что он так же будет с ними.
И эти слова его сбылись. После кончины братья, конечно, сетовали о разлучении с любимым отцом, который был им и отцом, и матерью. Но они надеялись, что духом он будет с ними. Когда весть о кончине разошлась по окрестным городам, весям и деревням, то на похороны стеклось много народу, потому что еще при его жизни многие уже чтили его. Знали о его великой подвижнической жизни и призывали его имя и видели, что по его молитвенному предстательству совершается благодатная помощь, происходят чудеса. И верили, что не только при жизни, но после своей смерти он также будет с русским народом. И действительно, это так.
Когда братия сообщили о его кончине Святителю Киприану, то он, учитывая их желание, благословил совершить его погребение не на кладбище, а в храме Живоначальной Троицы. Прошло немного времени и один благочестивый инок Игнатий во время бдения увидел, как преподобный Сергий стоит на обычном своем игуменском месте и молится вместе с братией. Он поведал об этом радостном видении всей братии и они поняли, что действительно преподобный не оставил их. Что и после кончины он любит их и заботится о их спасении, продолжая молиться о сохранении этой святой обители.
Прошли столетия, и к Лавре преподобного Сергия в 1608 году подошли иноземные захватчики: литовцы, поляки, были в их войске и другие народности. Численность их войск превышала в пятнадцать раз войско, которое защищало Лавру преподобного. Братия молилась о спасении. В это время настоятелем был архимандрит Иоасаф. И вот после бдения в ожидании божественной литургии архимадрит Иоасаф в тонком сне увидел преподобного Сергия, которой молился перед иконой Святой Троицы. Преподобный Сергий обратился к нему со словами: «Бодрствуй, брат Иоасаф, бодрствуйте и трезвитесь, чтобы не впасть в искушение, и что Господь по своей милости не оставит вас и подаст свою помощь». Также вторичное видение было этому же архимандриту. Преподобный опять ему явился, зашел к нему в келью и говорит: «Отче Иоасаф, Господь дарует освобождение этой обители». Что и действительно вскоре исполнилось. Лавра преподобного Сергия была освобождена, иноземцы отступили от этого святого места, оставив ее невредимую. Также некоторые благочестивые иноки видели, что преподобный Сергий во время этой осады ходил по стенам, окроплял их святой водою. Это его молитвою была сохранена Лавра.
Во время настоятельства митрополита Платона также явно было дарована помощь всем живущем в Лавре, когда свирепствовала моровая язва в окрестных городах и селах. Люди умирали от этой болезни, а из тех, кто находился в стенах обители преподобного Сергия, никто не пострадал. Это говорит о том, что преподобный Сергий своею молитвою сохраняет не только от опасности и угроз захватчиков, он также сохраняет здоровье и укрепляет духовные силы.
Преподобный Сергий в Нижнем Новгороде явился Минину, воодушевил и укрепил его идти на ратный подвиг во имя Отечества. Также в 1812 году, во время нашествия французов, когда Москва была разорена, было послано отдельное войско захватить Лавру преподобного Сергия. Но опять-таки по молитвам преподобного, это войско еще в пути вдруг окутал густой туман. Людей охватил какой-то ужас и страх, враги в панике повернули назад и вернулись в Москву.
Это также свидетельствует о том, что преподобный своими молитвами и после смерти заботится о тех, кто чтит его память, кто молится ему и кто надеется на его молитвенную помощь.
Преподобному Сергию и его келейнику Михею являлась Царица Небесная с двумя апостолами, которая заверила его, что услышана его молитва, чтобы он не переживал о святой обители своей и об учениках, что она будет покровительствовать этому святому месту и заботиться о насельниках монастыря. И мы видим, что это действительно исполняется. Это еще раз подтверждает, что праведники вовек живут.
Любовь преподобного Сергия к людям, конечно же, должна в наших сердцах, в наших душах возбуждать ответную любовь к нему. Тот, кто приезжает в Лавру с молитвою, и с верою припадает к святым мощам преподобного Сергия, чувствует молитвенную помощь его. Преподобный не оставляет нас и молится о нас, если, конечно, мы будем помнить и исполнять его посмертное завещание, которое он оставил своим ученикам, а через учеников это завещание относится и ко всем нам. Вникайте в его святые наставления и по мере своих сил исполняйте их, чтобы быть достойными его святых молитв, потому что если мы исполняем то, что он нам заповедал, то тем самым подтверждаем, что мы любим его, и что мы являемся достойными чадами его. Аминь.