Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Бог любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (1 Ин. 4:16).
“Сад чистоты, миро благовония паки возсия нам”, братья и сестры, в пришедший праздник, в который мы молитвенно прославляем того, кто более полувека распространял благовествование Христово в союзе мира и любви и разгонял “надлежащую мглу языков”... И разве можно выразить словами все то, что совершил своею святою “ревностию по Бозе” святой апостол Иоанн? “Величия твоя, девственниче, кто повесть? — поем мы устами Святой Церкви. — Точиши бо чудеса и изливаеши исцеления, и молишься о душах наших яко Богослов и друг Христов”.
Святой апостол Иоанн является первым совершеннейшим Богословом, завершительным камнем свода церковного — богооткровенной истины и христианской жизни. Его сердце горело любовью к Богу и ближним, было полно небесного чувства и пламени Божественного. Любовь — вот что является началом истинного боговедения и главной основой христианской просветительной деятельности святого евангелиста.
Благодаря своей любви он стал, по словам одной из стихир, “зрителем неизреченным откровений и сказателем вышних Божиих Таин”.
Озаряемый светом и духом этой любви, он возвестил нам, что Бог есть «свет истинный» (Ин. 1:9) и нам надо быть «чадами света. Бог есть дух» (Ин. 4:24), — говорит святой апостол; поэтому и мы должны родиться в духе и жить в духе, чтобы войти в Царствие Божие.
Как наперсник и друг Христов, святой апостол Иоанн «был в Боге и Бог был в нем», поэтому и возвещает, что «Бог любы есть» (1 Ин. 4:16). Любовь Божия к нам является основным предметом христианского вероучения, а любовь наша к Богу есть основа христианского нравоучения и корень всех добродетелей.
Архимандрит Матфей (Мормыль)
«Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онъ не погибнет, но имать живот вечный» (Ин. 3:16).
Как мудрость христианская есть «премудрость свыше» (Иак. 3:17), так и любовь христианская проистекла и истекает из Небесного Источника любви Божественной. Только живая и непрерывная связь любви христианской с любовью Божественною делает первую исполненной милости и плодов благих.
Согреваемая и оживотворяемая любовью Божественною, любовь христианина получает вышеестественную силу — творит чудные дела. Кто ны разлучит от любве Божия? — спрашивает апостол Павел, — скорбь ли, ши теснота, или гонение, ши глад, ши нагота, ши беда, ши мечь? И сам отвечает: «Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни ангелы, ни начала <...> ни настоящая, ни грядущая <...> ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем». (Рим. 8:35-36).
Итак, любовь христианская есть единственно достойный ответ души человеческой на высочайшую любовь Божию, проявившуюся в благодеяниях, а особенно в Искуплении. «Мы любим Его, яко Той первее возлюбил есть нас» (1 Ин. 4:19), — свидетельствует от лица искупленного человечества ныне прославляемый святой апостол.
Любовь христианская не есть одно излияние благочестивых чувств благоговения, благодарности и преданности Богу. Во всей жизни человека в неразрывном единстве с любовью к Богу должна выступать и любовь к ближнему. Заповедь о любви к ближним является выражением заповеди о любви к Богу. «Аще кто речет», — говорит апостол Иоанн, — «яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любити?» (1 Ин. 4:20). Этот-то богоучрежденный и спасительный союз обеих заповедей закона Божия и есть истинная любовь.
Только такая любовь будет милосердствующей, долготерпеливою, не ищущей зла, не радующейся о неправде, а веселящейся об истине. Только такая любовь вся покрывает и является любовью чудотворной, ибо “всякий, любящий врага своего, — говорит святитель Димитрий Ростовский, — есть чудотворец!” И такая только любовь одна, которая николиже отпадает и которая будет жить вечно.
О святом Иоанне Климент Александрийский рассказывает: когда в Азии апостол обходил города, то в одном из них увидел юношу, расположенного душою к добру; святой апостол крестил его. Уходя же на проповедь, он поручил его одному епископу. Епископ, взяв юношу на свое попечение, научил его Божественным истинам, но не давал должного воспитания и предоставил его собственной воле. Вскоре юноша начал вести дурную жизнь и, увлекаемый друзьями, ушел в разбойники, которые поставили его своим начальником. Вернувшись через некоторое время, святой апостол Иоанн, узнав о жизни юноши и движимый любовью и состраданием к погибающей душе, идет в лагерь разбойников, чтобы вернуть к прежней благочестивой жизни своего юношу. Юноша, наводивший страх и ужас на проезжающих по окрестным дорогам, увидел идущего к нему святого старца, устыдился и хотел укрыться в пустыне. Святой апостол, забыв свою старость, побежал за ним, взывая: “Сын мой! обратись к отцу своему и не отчаявайся в падении своем; грехи твои я беру на себя; остановись же и подожди меня, так как Господь послал меня к тебе”. Юноша, остановившись, припал к ногам святого с трепетом и великим стыдом, не смея взглянуть ему в лицо. Святой старец поднял его с земли, с отеческой любовью обнял и лобызал и привел в город, радуясь, что нашел погибшую овцу.
Братья и сестры! Из этого примера мы видим образец христианской любви. В лице святого апостола евангелиста Иоанна Богослова живет и не умирает на земле любовь христианская, и как сказано в Священном Писании: «Изыде же слово се в братию, яко ученик той не умрет» (Ин. 21:23).
Вознесем же наши усердные молитвы к всехвальному благовестнику мира и любви, будем просить его, чтобы он возгревал в наших сердцах любовь к Богу и ближним, чтобы он охранял нас до конца жизни, чтобы мы смогли исполнить его слова:» ...Чадца моя, не любим словом ниже языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3:18). Аминь.
Архимандрит Матфей (Мормыль)
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра