В Центральном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева хранится ряд икон 1-й половины XVII в., которые происходят из населенных мест, расположенных недалеко от Троице-Сергиевой Лавры, и составляют определенную стилистическую общность.
В их числе – «Троица Ветхозаветная» из Тихвинской церкви г. Дмитрова, особенно интересная благодаря имеющимся на ней надписям. Ее тема представлена в иконографическом варианте «Гостеприимство Авраамово». В основной части сцены, изображения сидящих у стола трех ангелов, иконография традиционна для XVI-XVII вв. Нимбы ангелов без перекрестий. Надписи, конкретизирующие их связь с божественными ипостасями, отсутствуют. Внизу слева стоит Авраам с чашей в руках, справа, за столом, в розовом здании с трехлопастным фасадом, месит тесто Сарра. Посередине слуга верхом на тельце, держась за его правый рог, запрокидывает его голову и закалывает его ножом. Кровь тельца стекает в чашу. На нижнем поле в слое поновления рубежа XVIII-XIX вв. надпись: «лъта 1630 году апръля ка (21) сему образу моли [тcя] живоначал[н]ыя троицы сергиева монастырья села клементьева кре[с]тыяни[н] иванъ кузминъ а поновльн сии образ 1710 году октоври». Данный текст точно датирует произведение и сообщает имя заказавшего его крестьянина из с. Клементьево Троице-Сергиева монастыря. Еще одна надпись, мелкими красными буквами, помещена в ее среднике над нижним полем: «съ благословъния московскаго митрополита снято с сей иконы два слоя и [от]крыта первоначалная иконопись художником Николаем Подключниковым 1862 года марта 2 дня».
Тщательность фиксации реставрации иконы, упоминание благословения высокого церковного иерарха на эту работу и выполнение ее одним из известнейших реставраторов своего времени, Н.И. Подключниковым (1813-1877), может расцениваться как свидетельство ее почитания. Возможно, под влиянием этого церковь, откуда она происходит, в XVIII в. именовалась как Тихвинской, так и Троицкой.
Естественно предположить, что заказчик нашел исполнителя в с. Клементьеве. Это древнее село было крупнейшим из окружавших Троице-Сергиев монастырь селений, важным транзитным и торговым пунктом и местом последней остановки в «походах» московских великих князей и царей в Троицкую обитель. Когда его жители начали заниматься иконописанием, неизвестно. В Смутное время Клементьево, как и все окрестности обители, подверглось опустошению. Но население, спасшееся от гибели в стенах монастыря, быстро восстановило свое село. Письменные источники XVII в. свидетельствуют о многих клементьевских иконниках, которые в числе «всяких мастеровых людей» жили в свободных от тягла слободах с. Клементьева. Монастырь оплачивал их труд денежным жалованьем и «отсыпным» хлебом.
Публикуемая надпись, характерность колорита и приемов исполнения делают «Троицу» 1630 г. эталонным образцом продукции клементьевских мастеров. Глинистыми оттенками охр она сближается с более разреженной по композиции и жесткой по красочным сочетаниям одноименной иконой 1620-х гг. и с двусторонней иконой «Богоматерь Воплощение; Никола Чудотворец» середины XVII в. А некоторой «переполненностью» композиции и мутноватым колоритом – с «Успением» второй четверти столетия из местного ряда иконостаса Троицкого собора Лавры.
Решая вопрос об авторстве всех этих икон, необходимо учитывать то обстоятельство, что многие жители сел, ближайших к Троицкой обители, становились ее монахами и продолжали заниматься своим ремеслом. Однако именно слободские иконники, не связанные иноческим послушанием и относительно свободные от работы непосредственно по монастырским заказам, были наиболее вероятными исполнителями сторонних заказов. А среди последних самыми многочисленными были клементьевские мастера.
В собрании музея им. Андрея Рублева этим произведениям родственны иконы деисусного чина с Троицей Новозаветной в среднике из Богоявленской церкви с. Семеновское Пушкинского района Московской области. Обилие тонов, близких к ахроматическим, активность подготовительного рисунка, просвечивающего сквозь темперу, особый «витражный» эффект объемных и вместе с тем почти прозрачных фигур, окруженных темным, глухим зеленым фоном, – обнаруживают зависимость данного чина от образцов рубежа XVI-XVII вв. Сильно разбеленное, жестко моделированное личное позволяет видеть в его стиле дальнейшее развитие тенденции, проявившейся, например, в таком столичном памятнике, как иконы иконостаса Ризоположенской церкви Московского Кремля работы Назария Истомина 1627 г., и в дальнейшем – в памятниках монументальной живописи 1630-1640-х гг., и уверенно датировать чин из Семеновского 2-й четвертью XVII в.
Известное сходство с этими иконами, а также одинаковое происхождение с «Троицей» 1630 г. позволяет приписать троицким иконникам икону «Богоматерь Воплощение», поступившую в музей им. Андрея Рублева из Дмитровского краеведческого музея. Предполагалось, что она принадлежала пророческому ряду иконостаса Успенского собора в Дмитрове. При реставрации соборного иконостаса конца XVII в. за его резным обрамлением были обнаружены три расписных тябла более раннего иконостаса. На верхнем из них имеются следы трех разновременных устройств для крепления пророческих икон. Выяснилось, что позднейшим здесь был пророческий ряд из 18 икон, со средником шириной 99 см. Этим средником и была икона «Богоматерь Воплощение», имеющая как раз такую ширину. Ее сближенная тональная гамма, пропорции и рисунок фигур, с округлыми головами, глазами, поставленными близко к переносице, и с крупными зрачками, с круглящимися контурами небольших ладоней, придающими плавность жесту, – восходят к образцам искусства годуновского периода. Но сравнение с ними, например, с одноименной иконой конца XVI в. из собрания П.Д. Корина, выявляет в дмитровской иконе некоторую упрощенность композиции, утрированность экспрессии, уплотненность красочного слоя. В ее личном письме узнается господствующий в 1-й половине XVII в. прием построения условного объема последовательным разбеливанием, с сильной ахроматизацией тона, – моделируется как бы металлическая форма, подсвеченная то с одной, то с другой стороны. Но в памятнике из Дмитрова поверхность личного не сплавлена, а словно растушевана мелкими мазками, имитирующими гладкость письма московских икон, например, из иконостаса 1626-1627 гг. собора Чуда архангела Михаила в Хонех Чудова монастыря и иконостаса 1627 г. Ризоположенской церкви в Московском Кремле. Отметим, что из этих двух ансамблей дмитровское «Воплощение» ближе к более сдержанным по колориту и в целом более укорененным в традиции позднего XVI в. чудовским иконам.
К тому же художественному кругу, в котором возник этот средник, принадлежат иконы местного ряда данного иконостаса: «Успение Богоматери», «Богоматерь Одигитрия», «Архангел Михаил воевода». Фигуры в них несколько тяжеловесны, живопись строится на звучных сочетаниях охряных и коричневых тонов с насыщенной киноварью, светлым оранжевым суриком и глубокой индиговой синей. Благодаря укрупненности ритмики композиция легко воспринимается с любого расстояния. Все три иконы, несомненно, созданы одновременно в одной и той же мастерской. Личное в них несколько иное, чем в иконе «Богоматерь Воплощение». Это плотное письмо темными охрами, с мелкими неяркими движками, особенно в иконе «Богоматерь Одигитрия». В небольших же ликах на двух других иконах массивный белильный мазок, обводящий круглящиеся выпуклые участки, заменяет то последовательное высветление, которое наблюдается в иконе из пророческого ряда. Из икон чудовского иконостаса к дмитровским иконам ближе произведения мастера, который обладал наиболее упрощенной манерой: несколько огрублял рисунок и пользовался более открытыми красочными сочетаниями, чем другие мастера этого кремлевского памятника.
Согласно преданию, зафиксированному метрикой Успенского собора в Дмитрове, составленной в 1887 г., три названные местные иконы вместе с несохранившейся иконой Спаса (заменена другой иконой в конце XVII в.) были вложены в этот храм царем Михаилом Федоровичем и его отцом Патриархом Филаретом. После воцарения Михаила Филарет возглавлял Русскую Церковь в 1619-1633 гг. Поскольку стиль этих явно провинциальных икон не выходит за рамки данного периода, предание заслуживает доверия. Активное устранение последствий жесточайшего разорения Дмитрова в Смутное время началось, по-видимому, только в 1620-е гг. Тогда городом ведал приказ Большого дворца. Богослужебная утварь, книги и иное соборное имущество восстанавливались на казенные средства либо из имевшихся дворцовых запасов. В 1624 г. собор был освящен на новом антиминсе. Этому событию и должны были предшествовать создание новых и починка древних икон, к нему же мог быть приурочен царский и патриарший вклад из четырех местных икон.
Еще две иконы из Успенского собора в Дмитрове были написаны или к освящению 1624 г., или в связи с более ранними работами по восстановлению его интерьеров. Стиль иконы «Димитрий Солунский», отличающейся от рассмотренных дмитровских икон изяществом пропорций фигуры мученика, восходит к таким столичным образцам, как, например, икона «Царевич Дмитрий» 1621/1622 г. работы Назария Истомина из Благовещенского собора в Сольвычегодске. При всей разнице в красках, технике исполнения и несколько наивной декоративности дмитровской иконы оба памятника представляют одну и ту же фазу художественного процесса, в них одинаково строятся лики, совпадают рисунок и размеры моделирующих высветлений. В качестве аналогий иконе «Сергий Радонежский» могут быть названы не только приведенные выше примеры столичной иконописи 1620-х гг., но и предшествующие им «Богоматерь Петровская», около 1614 г., Назария Истомина или более укорененная в традиции позднего XVI в. икона «Богоматерь Владимирская», 1614 г., мастера Рославова из Крестовоздвиженской церкви Мурома. Икона прп. Сергия замечательна своим сходством с его шитым образом на покрове 1-й четверти XV в., которое позволяет с уверенностью относить ее к творчеству троицких мастеров.
При наиболее строгом подходе к стилю рассмотренных памятников, учитывающем неизученность местных центров иконописания 1-й половины XVII в., все они могут быть отнесены к искусству московской провинции. Но места их происхождения расположены так близко к Троице-Сергиеву монастырю, что представляется естественным привлечение к их исполнению именно троицких иконников, особенно в Дмитрове, в ситуации 1610-х – 1620-х гг.
В истории отечественной культуры 1620-е – 1630-е годы, когда преодолевались всеобщая разруха и запустение, вызванные событиями Смутного времени, были очень значительным периодом. Именно тогда Москва окончательно становится тем центром, в котором концентрируются художественные силы страны, где раздаются крупные и престижные заказы, предназначенные не только для столицы, но и для важнейших храмов и монастырей всего восстанавливаемого государства. Закрепляются те изменения в географии художественной культуры, которые начались уже в XVI в. Если до разорения Иваном IV в 1570 г. Новгород и Псков еще оставались крупными центрами художественной культуры, то после этого события они утрачивают свое былое значение. Одновременно возрастает значение городов северо-востока и востока страны. Но это уже не те художественные центры, которые были важнейшими в эпоху феодальной раздробленности, а Ярославль, Кострома и другие города, окрепшие в экономическом отношении после покорения Казанского и Астраханского ханств и включения в состав Русского государства всего волжского торгового пути, а также, что очень важно, наименее пострадавшие и сохранившие свои художественные кадры в Смутное время. Именно там, наряду с Москвой, в 1-й половине XVII в. происходило активное обновление художественного языка, оттуда приглашались мастера для исполнения крупных государственных работ.
На этом фоне разворачивается деятельность троицких слободских художников. В XVI в. она не прослеживается, хотя очевидно, что мастерские XVII в. возникли не на пустом месте и их творчество должно было стать провинциальным ответвлением московской школы, родственным живописи городов, ближайших к Москве на северо-востоке страны. Первоначально эта деятельность оставалась сугубо местным явлением. На исходе 1610-х гг. ситуация начинает изменяться. Слободские мастера восстанавливают иконное убранство мелких монастырей, окружавших Троице-Сергиев монастырь и опустошенных во время Смуты, сельских церквей, в том числе приходских храмов, возникавших на месте тех небольших обителей, которые так и не возродились после разорения. По-видимому, именно местные мастера украсили стенописью древнюю трапезную Троице-Сергиева монастыря вместе с пристроенной к ней в 1621 г. церковью Михаила Малеина, вскоре после ее возведения. Они же «подписали» в 1635 г. Троицкий собор с Никоновским приделом. Такие работы требовали участия многих художников, и чем больше их было, тем шире мог быть качественный диапазон их продукции и разнообразнее индивидуальные манеры – от монументального до изящного миниатюрного письма.
Период с 1620-х гг, когда страна уже накопила достаточно ресурсов для восстановления своих святынь, по вторую четверть XVII в., когда созидательная работа стала особенно активной, в истории троицких слободских мастерских особенно значителен. Рассмотренные иконы из собрания Музея им. Андрея Рублева, а также Дмитровского музея характеризуют эти мастерские как заметное явление художественной жизни того времени. Наряду с другими художниками, в основном из Поволжья, их мастера участвуют в широком общерусском художественном процессе, работают не только в Троице-Сергиевом монастыре и близ него, но в более обширном регионе в центре страны, иногда – по царским и патриаршим заказам.
Источник: Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и дух. жизни России. Материалы междунар. конф. / Сост. Т.Н. Манушина, С.В. Николаева. – М.: Подкова, 2000.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра