Архимандрит Маврикий (в миру – Полетаев Михаил Владимирович) родился 18 января 1880 г. в г. Кронштадте Санкт-Петербургской губернии. Его отец, протодиак. Владимир, служил в Андреевском соборе при настоятеле правю. Иоанне Кронштадтском и был женат на Марии Петровне Несвитской, племяннице супруги о. Иоанна.
Михаил Полетаев окончил СПбДС, женился и принял священный сан. В 1908 г. уехал с семьей в Туркменистан, где служил военным священником в Покровском храме г. Мары до 1927 г. После нескольких лет службы был возведен в сан протоиерея. Позднее служил в г. Переславле-Залесском. Принял монашеский постриг с именем Маврикий в Троице-Сергиевой Лавре. Был возведен в сан архимандрита. Служил в г. Юрьев-Польский Владимирской области.
8 сентября 1928 г. был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и по постановлению коллегии ОГПУ приговорен к трем годам ссылки, которые отбывал в Орле до 1930 г. с лишением права проживания в шести крупных населенных пунктах страны. По возвращении из ссылки в 1932 г. назначен настоятелем Всехсвятской церкви г. Загорска на Кокуевском кладбище.
21 октября 1935 г. о. Маврикий и вместе с ним еще несколько человек – иером. Максимилиан (Марченко), посл. Сергий (Крестников), староста церкви Василий Павлович Кондратьев – были арестованы по так называемому «делу духовенства и церковников во главе с архим. Маврикием». Их преследовали, в частности, за почитание старца Алексия (Соловьева), погребеного на Кокуевском кладбище.
8 января 1936 г. о. Маврикий и Василий Кондратьев были осуждены Особым совещанием НКВД на три года ИТЛ. Из Бутырской тюрьмы их отправили в Карлаг, куда они прибыли 9 февраля 1936 г.
21 сентября 1937 г. архим. Маврикий (Полетаев), В. Кондратьев, а также В. Правдолюбов, выпускник КДА и доцент Высших педагогических курсов, прибывший в Карлаг на полтора месяца раньше, вновь подверглись аресту по «групповому делу архим. Маврикия (Полетаева) и др.». Им было предъявлено обвинение в создании «контрреволюционной группы» в лагере, в проведении тайных богослужений, распространении «контрреволюционных и религиозных настроений» среди лагерников. На допросах о. Маврикий показал, что «к советской власти принципиально лоялен, хотя факт существования этого порядка управления мне неприятен». Остальные обвинения он отрицал и на допросе сказал: «Я свое молитвенное настроение храню при себе, вовне я его не проявлял».
Свидетели показали, что архим. Маврикий «был организатором собраний заключенных, читал молебны, [у него] имелась литература, ризы, кресты. В проповедях Полетаев призывал верующих не поддаваться соблазну, которому поддались отступники от веры, продавшиеся за временное благополучие... На вопрос Полетаеву, думает ли он порвать с духовенством, он сказал, что пока жив, он от своих мнений и взглядов не отступит... Полетаев очень набожный человек, аккуратно соблюдает правила и время отправления обрядов. Он регулярно читает акафисты и Евангелие. В конце чтений говорит проповеди, [в которых призывает] покорно переносить кару Господа, наложенную на нас за наши грехи».
Тройка УНКВД по Карагандинской области постановила расстрелять о. Маврикия. Приговор был приведен в исполнение 4 октября 1937 г. По рассказам еп. Ташкентского Гурия (Егорова), который находился вместе с архим. Маврикием (Полетаевым) в заключении в Караганде, о. Маврикия в лагере сильно мучили.
Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в августе 2000 г. включил архим. Маврикия (Полетаева) в Собор Новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра