Из заметок лаврского экскурсовода
«Что такое благодать?», – спросил меня гид-переводчик, прибывший ранним утром в Троице-Сергиеву Лавру с группой китайских туристов. «Благодать Божия, это...», – начала я, но тут же задумалась. Как кратко и понятно рассказать представителю Поднебесной об одном из ключевых понятий христианского богословия? Изъяснение истин православного вероучения иностранцу – дело непростое. Вопрос оставался открытым...
Мы зашли в Трапезную церковь Преподобного Сергия. Царящая в храме тишина изредка нарушалась шепотом богомольцев. По просьбе гида я дополнила приведенные им исторические сведения своим рассказом о внутрихрамовых росписях. Сказав несколько слов об их композиционном расположении, можно было перейти к смысловому содержанию. Живопись собственно самой Трапезной палаты посвящена Евангельской тематике. На западной стене храма изображены Нагорная проповедь Иисуса Христа и Чудо насыщения несколькими хлебами пяти тысяч. Слушательская аудитория сосредоточилась пересказе мест из Священного Писания и детальном рассматривании убранства дома Божия. «Да-да, я это знаю», – вдруг воодушевленно прокомментировал китайский коллега-гид, как только я перешла к описанию свода храма. «А можно поподробнее рассказать вот об этом?», – попросил он, с живым интересом указывая на фрески северной и южной сторон церкви.
Общее внимание переключилось на три первых от придела святителя Иоасафа Белгородского междуоконных промежутка. В них помещены сюжеты притчи о блудном сыне. Едва я начала повествование о них, как мой совопросник поспешил включиться в рассказ. Чтобы мне было удобно следить за нитью его повествования, он параллельно говорил и на русском. Правда ему с большим трудом удавалось подбирать соответствующие эквиваленты китайских слов и выражений в нашем языке. Гид пытался постепенно подвести слушателей к роли аскезы в православии. Я поняла его мысль и пояснила: «Неделя о блудном Сыне является одной из подготовительных к Великому Посту». Это помогло китайцу. «Вот! Да! Я никак не мог вспомнить это слово, – бурно отреагировал он. – А для чего нужен этот пост?». «Великий пост – время покаяния», – ответила я. «Да, да, точно! Покаяние!» – радостно отозвался собеседник и продолжил дальше. Вместе с группой мы прошли дальше по периметру храмовой живописи, повествующей о Евангельских событиях и притчах Спасителя. В скором времени мне стало понятно, что гость из Китая хорошо знаком с Новым Заветом. Его также заинтересовали два иконописных изображения Святителя Николая и Святителя Димитрия Ростовского. Расспросив меня о святых подвижниках, китайский гид попросил перейти к фрескам в притворе храма с сюжетами известных событий Ветхого Завета.
По завершении экскурсии я обратилась к гиду с вопросом, откуда он так хорошо ориентируется в Священной истории. «Захотелось узнать обо всем самому, вот и зачитался, настолько понравилось! Стал приезжать сюда, в Россию. Меня притягивает православная церковная живопись. Каждый раз, когда бываю в Лавре, ко мне приходит какое-то особенное чувство, не только в этом храме, а везде в монастыре… Здесь как-то по особенному радостно, чувствуешь мир, гармонию...»
Через некоторое время я снова проводила экскурсию для китайских туристов, но уже в сопровождении другого гида. В притворе Троицкого собора переводчица рассказала гостям о глубоком почитании Игумена земли Русской, предложив, по желанию, пройти к его святым мощам. Сопровождающая показала, где в храме находится рака преподобного Сергия Радонежского. Несколько китаянок направилось туда, однако вслед за ними по одному стали подходить и мужчины, выстраиваясь в небольшую очередь. Удивившись происшедшей перемене (напомню, что сначала желающих было совсем немного), я вопросительно посмотрела на китаянку-гида, на что она, улыбнувшись, ответила: «Они сами захотели...»
Выйдя из собора, я поинтересовалась у китайских туристов, что так увлекло их подойти к Преподобному. Они с радостью рассказали о своих впечатлениях. Больше всего мне запомнился ответ одного мужчины: «Я это сделал, чтобы он мне помог изменить жизнь и совершить больше добрых дел». Лица этих людей заметно преобразились после благословения Преподобного.
В Лавру постоянно приезжают многочисленные паломники. Каждый со своими просьбами или благодарением стремится непременно попасть в Троицкий собор, к самому преподобному Сергию. Побывав здесь, большинство из них отмечает в себе особую наполненность. Не всем удается приложиться к мощам основателя обители. Сказываются плотность потока, ограниченность во времени и множество других причин, в том числе и внутренних. Однажды на экскурсии для немецкой пары, сопровождающий гид поинтересовалась, до какого времени открыт Троицкий собор: «Я давно хотела приехать сюда отдельно, сама, – сказала она. – Но в сезон это просто нереально сделать. Хотела поблагодарить Сергия, я его очень просила, чтобы мой сын благополучно поступил в университет. И он помог!» Мы подошли к Троицкому собору, конец очереди к мощам Преподобного доходил уже до Никоновского придела. Понимая, что другой возможности попасть сюда в качестве паломницы у моей спутницы, скорее всего, не будет, я предложила ей тоже подойти к мощам. Она, смущенно ответила, что «в ущерб другим» этого делать не хочет. Ситуация разрешилась сама собой. В притворе гости из Германии поинтересовалась, где можно поставить свечи Преподобному Сергию. Взяв на пожертвование несколько свечей, эта мини-группа направилась к подсвечнику у раки Радонежского Игумена. Промыслом Божиим и переводчица смогла благополучно приложиться к мощам Преподобного, и поблагодарить за чудесную помощь. Удивительным было и то, что приложилась она не к стеклянному верху раки, а к самим мощам: на тот момент они по счастливому совпадению были открыты. Она вернулась ко мне, с трудом сдерживая слезы волнения и радости. Поставив свечи, иностранцы не стали прикладываться к мощам, а прошли рядом, приклонив головы. Когда мы вышли из Троицкого, они долго и трепетно повторяли: «Как же все это трогательно, проникновенно… какое-то особенное чувство…». А затем смущенно спросили: «Это очень невежливо и непочтительно, что мы не приложились?»
Так что же такое Божия благодать? Земными словами описать вряд ли возможно. Каждый ощущает её по-своему. У одних наступает особое внутреннее умиротворение, другие не могут сдержать слез, третьи чувствуют радость, счастье, желание дарить любовь всем вокруг. Благодатные места становятся для нас родными, в них воскресает душа, отрезвляется от мирской суеты. Мы становимся возвышеннее и чище. Вот и в Троицкую обитель стремятся люди из самых разных уголков земного шара. В надежде укрепить свои духовные силы и подышать кислородом вечности приезжают они сюда снова и снова. В их сердцах зажигаются живительные огоньки веры, высветляющие сокрытый в нас образ Божий, помогающие стать ближе к Богу и друг к другу, обрести подлинный смысл жизни. Ради этого стоит преодолеть и тысячи километров!
Ксения К., Паломнический центр Троице-Сергиевой Лавры
Фото автора:
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра