Старец Варнава Гефсиманский (в миру Василий Ильич Меркулов) родился 24 января 1831 года в селе Прудищи Веневского уезда Тульской губернии. Он был последним, седьмым, ребенком у крепостных крестьян Ильи и Дарьи Меркуловых. Родители нарекли его в честь святителя Василия Великого.
В 1840 году помещик продал семью Меркуловых в село Наро-Фоминское Московской губернии (ныне город Наро-Фоминск). Новый владелец приказал обучать Василия слесарному ремеслу. В свободное время отрок посещал располагавшуюся недалеко от их дома Зосимову пустынь, где познакомился с отшельником — монахом Геронтием, который вскоре стал его духовником.
В 1850 году девятнадцатилетний Василий Меркулов отправился с матерью на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру. Год спустя Василий, получив родительское благословение на новую жизнь, стал послушником в монастыре Преподобного. Вслед за ним поступил в Лавру и его духовник монах Геронтий, принявший схиму с именем Григорий. Однако в обители Василий прожил лишь один месяц. Его смущало многолюдство Лавры, и он попросил, чтобы его перевели в тихое место, располагающее к уединению.
С благословения своего наставника и с разрешения наместника монастыря архимандрита Антония Василий перешел в Гефсиманский скит. Отец Григорий отдал его в послушание монаху Даниилу, который жил отшельником возле скита. Это был строгий постник, питавшийся только сухарями и водой.
Несколько лет Василий нес слесарное послушание. Потом он стоял за свечным ящиком, читал за богослужением Апостол и поучения из Пролога. В 1854 году послушник Василий был пострижен в рясофор с прежним именем.
Наряду с послушаниями в скиту он выполнял обязанности келейника старца Даниила. Посещал Василий и отца Григория, который с радостью наблюдал за духовным возрастанием своего воспитанника. Василий пробыл в Гефсиманском скиту восемь лет.
В 1859 году он был переведен в Пещерное отделение скита. Ему дали послушание водить богомольцев по пещерам. В конце 1861 года, когда отец Григорий лежал на смертном одре, он объявил Василию волю Божию: после смерти обоих своих наставников тот должен был взять на себя подвиг старчества.
В предсмертной беседе отец Григорий открыл Василию, что ему предстоит также основать женскую обитель в краю, населенном раскольниками. Василию к тому времени исполнилось только тридцать лет.
Через два года после кончины своего первого наставника Василий с помощью Божией выполнил один из наказов старца Григория и основал женскую обитель на западе Нижегородской губернии близ села Выкса. Место для нее было избрано Самой Царицей Небесной. В этой обители приняла схиму и скончалась мать Василия. Основатель монастыря непосредственно руководил как строительством, так и духовной жизнью обители. Он составил устав монастыря, по несколько раз в год посещал его, переписывался с насельницами.
В 1865 году отец Даниил снова указал, что возложенный на него подвиг старчества необходимо принять и покорно нести. Когда Василий умолял старца снять с него это бремя, у отца Даниила пошла горлом кровь, и он скончался на руках у своего ученика.
Спустя год после кончины его второго наставника, 27 ноября 1866 года, рясофорный монах Василий был пострижен в мантию с именем Варнава, в честь апостола от семидесяти.
Через пять лет после пострижения, 29 августа 1871 года, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, епископ Леонид (Краснопевков), викарий Московской епархии, посвятил монаха Варнаву в сан иеродиакона. Полгода спустя после посвящения во иеродиакона отец Варнава был рукоположен в сан иеромонаха. Ровно через год братия избрала его народным духовником Пещерного отделения. В этой должности отца Варнаву утвердил наместник Лавры архимандрит Антоний. Позднее иеромонах Варнава был назначен братским духовником Пещерной обители и духовником скитских старцев. Так старческое служение, завещанное ему первым духовным наставником, стало официальным церковным послушанием отца Варнавы.
Старец Варнава многим предсказал их будущую жизнь и заповедал, как им поступать в затруднительных случаях, когда его уже не будет в живых и когда они не смогут найти духовника, который дал бы им правильный совет. Духовные дети отца Варнавы продолжали жить по его заветам в 20, 30, 40, 50 и 60-е годы ХХ века. Эти пророческие указания, в свое время непонятные, после революции помогали людям находить путь к спасению в эпоху гонений на религию и Церковь.
Преподобный Варнава Гефсиманский скончался 17 февраля 1906 года в алтаре храма Дома призрения в Сергиевом Посаде. В тот день он принял исповедь у четырехсот человек. Сделав земной поклон перед престолом, отец Варнава уже не поднялся с ног. Старец был похоронен при большом стечении народа в Иверской часовне скита.
В 1989 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был поднят вопрос о канонизации иеромонаха Варнавы. После изучения собранных материалов комиссия по канонизации единогласно пришла к выводу о возможности причисления старца к лику местночтимых святых Московской епархии в сонме Радонежских святых.
В 1995 году, в день Собора Радонежских святых, в Успенском соборе Московского Кремля был совершен чин прославления старца. Преподобному Варнаве посвящен боковой придел храма Черниговского скита.
Память преподобного Варнавы Гефсиманского празднуется 17 февраля/2 марта, в воскресенье после 26 августа/8 сентября — в Соборе Нижегородских святых, 6/19 июля — в Соборе Радонежских святых.
Источник: Собор Радонежских святых: Краткий патерик / Сост. иеромонах Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2021. С. 223–227.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра