Главная тема творчества Ивана Шмелёва — православная, исконная, патриархальная Россия. Мечте об этой ушедшей родине посвящена повесть «Куликово поле», написанная Шмелёвым в последний период творчества (в 1937—1947 годах) и лишь недавно изданная в России. Московский театр русской драмы «Камерная сцена» поставил по этой повести одноименный спектакль, в котором соединился творческий вымысел с реальными событиями.
В центре повести — образ Сергия Радонежского — святого защитника русской земли. Писатель обращается к личности Сергия Радонежского в один из сложнейших периодов русской истории — разгар сталинских репрессий, в Европе разгорается чума фашизма, война подбирается к границам оставленной в 20-е годы Родины, а в личной жизни — нищета эмигрантского существования. Действие произведения тоже происходит в смутное время 20-х годов ХХ-го века, по словам автора, «в темную годину, когда разверзлась бездна» — вот когда родной земле нужен небесный покровитель.
Место действия — Куликово поле и подмосковный Сергиев Посад.
Главный герой повести — рассказчик — во многом повторяет судьбу самого автора, он также оказывается в Сергиевом Посаде, где после революции многие представители русской интеллигенции находили прибежище. В монастырях в 20-е годы нашли приют славные семьи России — Голицыны, Нарышкины, Раевские; писатели, философы, художники — Фаворский, Розанов, Нестеров. Сергий Радонежский незримо оберегал их в то смутное время, хранил от революционного террора. В это же время Шмелёв, тоже проживавший в Сергиевом Посаде, знакомится со священником Павлом Александровичем Флоренским. По-видимому, в этот короткий период общения и передал священник Павел Флоренский писателю Ивану Шмелёву историю, описанную позднее в повести «Куликово поле». Через 70 лет внук Флоренского Павел Васильевич Флоренский, сидя в зале московского театра, сможет предъявить труппе театра доказательства реальности описываемых Шмелёвым событий. Он рассказал актерам о событиях, лежащих в основе произведения.
В центре повествования — две короткие встречи героев со странником. Его роль и проста, и символична, за ней угадывается образ самого Преподобного Сергия, который передает крест, найденный на Куликовом поле, из рук в руки.
«Куликово поле» — это повесть о чуде Преподобного Сергия. Однако смысл повести заключается не в показе чуда самого по себе, а в его влиянии на обращение человека к Богу.
Первая встреча происходит в минуту отчаяния. Герой по фамилии Сухов находит на месте Куликовской битвы старинный крест со следом от сабельного удара, а передать его на хранение некому. Опомнился от грустных мыслей герой — надо домой спешить. Смотрит — подходит старец, посошком землю меряет. Обрадовался незнакомцу Сухов, и сердце забилось радостью, будто тот человек был ему надобен.
Старец заговорил с Суховым церковным языком (давно таких речей не слышал герой, живущий в советской стране): «Крест Христов обрел — радуйся». И от этих слов повеяло на Сухова покоем, всё захотелось о себе и своих тревогах рассказать: «что это, пожалуй, старинный крест, выбили из-под земли проезжие, а это место — самое Куликово поле, тут в старинные времена битва была с татарами... может, и крест этот с убиенного православного воина; есть словно и отметина — саблей будто посечено по кресту... и вот, взяло раздумье: верному бы человеку переслать, сберег чтобы... а ему негде беречь, время лихое, неверное... и надругаться могут, и самого-то замотают, пристани верной нет: прежде у господ жил, потом у купцов... — «а нонче, — у кого и живу — не знаю».
В горьких словах этой неожиданной для самого героя исповеди — «вся погибель наша открылась», заплакал он от отчаяния, а старец ласково его успокоил: «Не смущайся, чадо, и не скорби. Милость дает Господь, Светлое Благовестие. Крест Господень — знамение Спасения».
После ухода незнакомца у Сухова на душе легче стало, ушли черные мысли, потому что дошёл до него тайный смысл встречи. Всей своей душой он поверил в то, что Господь послал ему в тяжелую минуту преподобного Сергия Радонежского, и встреча эта — поддержка «Фоме неверующему», теряющему опору в душе, это «приятие» того, что «поруганная правда должна восторжествовать над злом», это искра «святого света во тьме кромешной».
В этой вере, которую укрепил в себе герой, вся сила нашего народа, секрет того, что все потрясения так быстро переживаются русскими людьми. В доказательство своей позиции автор приводит мнения Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, В.О. Ключевского «про исключительное свойство нашего народа быстро оправляться от государственных потрясений и крепнуть после военных поражений». Для Шмелева и путь России особенный, это путь особого народа «исключительной духовной мощи».
Во второй части повести «приятие» чуда встречи с преподобным происходит по-другому.
В одну из своих служебных поездок повествователь приезжает в Троице-Сергиеву Лавру. «Она светилась, веяло от нее покоем. Остановился, присел на столбушке у дороги, смотрел и думал... Сколько пережила она за свои пять веков! Сколько светила русским людям!.. и знаете, что почувствовал я тогда в тихом, что-то мне говорившем, ее сиянии?.. Сколько еще увидит жизни!.. поруганная, плененная, светилась она — нетленная...» Впервые тогда за все смутные годы почувствовал повествователь в себе веру, понял, что есть необоримая защита, опора у русского человека.
После этого открытия и узнаёт он о продолжении истории с крестом, найденным на Куликовом поле.
Таинственный старец приносит крест как знак спасения тем людям, которым он может быть доверен. Для всех героев повести крест из рук Сергия Радонежского становится символом спасения — им можно укрепить падающих духом, вселить надежду.
«Пять веков назад, с благословения преподобного Сергия, великий князь разгромил Мамая, потряс татарщину, тьму... и вот голос с Куликова поля: уповайте! — И чудо повторится, падет иго наистрашнейшее, Крест победит его!.. И он принимает на себя миссию, идет к нам, в вотчину преподобного, откуда вторично воссияет свет».
Наш народ в истории пережил множество страшнейших испытаний, но не был сломлен ни разу, потому что святые заступники земли Русской помогали ему, а православная вера вселяла надежду на лучшее, на победу, укрепляла души мужеством. «Ты одолеешь!» — этими словами преподобный Сергий благословил когда-то Дмитрия Донского и через него — всю Русь Православную.
Самое главное для меня в этой повести — не сдаваться, во что бы то ни стало стоять за правду, за правое дело, за свою Родину. А к тем, кто перестанет верить и будет готов сдаться, придет преподобный и принесет крест — символ веры, надежды, спасения.
Источник: Преподобный Сергий в истории, литературе, искусстве России. Семь столетий истории. Материалы международного юношеского конкурса. Москва, РГБ 2014
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра